Современные подходы в специальном образовании 2 страница
Лингвосемантическая проблемасводится к правильному использованию терминологии. Она имеет несколько аспектов: научный, практический, межнациональный, межведомственный и нравственный. Одним из препятствий во взаимопонимании специалистов одной области, но разных стран, либо специалистов разных областей внутри одной страны является различное толкование одних и тех же понятий и терминов. Многие термины из научной лексики перешли в бытовую и зачастую исполь-иуются как оскорбления. В связи с этим, помимо разработки, со-норшенствования, пересмотра международных классификаций болезней и нарушений требуется колоссальная воспитательная работа так называемой «здоровой» части общества.
Совокупность знаний отечественной дефектологии, которые накапливались на протяжении ряда десятилетий, отражает мировоззренческие противоречия. Как отмечает Н. М. Назарова, первоначально, при отсутствии собственной педагогической терминологии, использовалась общепринятая медицинская, обозначающая патологические анатомо-физиологические отличия лиц к отклонениями ь- развитии от остальных людей. Соответственно отправной точкой в построении понятийного аппарата стали ятиология и симптоматика. Постепенно накопленные знания шхкреплялись в специфических языковых формах отражения — научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», «аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухоне^ мой», «тугоухий», «слепой» и др. С прогрессом психологии появляются понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «диагнозными» — «дети с задержкой психического развития». При отсутствии собственно педагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психологические термины приживались в понятийном поле специальной педагогики.
Профессионально-педагогический словарь может отличаться
lift |
I
Ттш,...,.
ill
'ill
м зависимости от аудитории общения. Так, сохраняется некото-р рая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии^ однако она используется в узком профессиональном кругу и ш может быть языком общения специалистов с воспитанниками! или их родителями, тем более выливаться на страницы м&ссо-| вых периодических изданий. Таким образом, суть этой пробле-| мы составляют перспективы развития и конвергенции понятий-*] ного аппарата данной теоретико-практической области знаний.;*
Создание системы непрерывного образования для кадров щ
общих чертах осуществляется в рамках программы ЮНЕСКО]
«Образование для жизни, а не на всю жизнь». |
Проблематика исследований определяет следующие задачи!
коррекционной педагогики на современном этапе; ... .,!
• .разработка концепций о сущности нарушений психофи-| зического развития, путей его компенсации и коррекции; ,]
• обоснование и создание системы специально организован-ci ной психолого-педагогической-помотци (принципы, типы* структура);. • -|
• научно-методическая поддержка действующей системы
учреждений обучения и воспитания (обновление содержа?
ния образования, создание коррекционно-развивающих птро^
-грамм);
• разработка методов педагогического изучения детей и yd тановление оптимальных условий для их развития; .] в разработка технологий, совокупности методов, приемов ш, средств коррекционно-педагогического воздействия на личность; ,■--:■: ■■>.
• разработка форм и методов изучения, обобщения и внедрения в практику передового педагогического опыта. i
Кроме перечисленных общих задач, есть еще ряд более част]
НЫХ../„: ■ -. . ;■-•'.'
Реформирование отечественного» специального образовав ния на современном этапе имеет исключительные особенности^ Вообще проведение реформ — это естественный процесс, котЫ рый происходит во всех странах при возникновении соответст,;! вующих условий и потребностей. Необходимость коренных пе| ремен в специальном образовании обусловлена сложивщейся £ Советском Союзе кризисной ситуацией, которая характеризовав, лась следующими обстоятельствами: социальная маркировка1 детей с особыми потребностями как дефективных,-искусствен^ ная их изоляция в особом социуме, жесткость и безвариативноств
форм получения образования и системы специальных учреждений, выделение группы «необучаемых», почти полное исключение семьи из процесса воспитания и обучения и др. -
Таким образом, институты образования никогда прежде не вталкивались с подобным объемом реформируемых объектов, ИНМенение которых требует прежде всего изменения сознания, коренной ломки сложившихся стереотипов. Любая реформа* даже незначительная, требует капиталовложений. Нынешняя реформа, несмотря на свой глобальный характер, проходит в условиях глубокого социально-экономического кризиса. Преодолению этих барьеров, выработке стратегии и тактики действий И направлении гуманизации и оптимизации системы специального образования активно помогают центры науки и практики.
Вопросы и задания
1. Какие проблемы можно отнести к «вечным», а какие к рожденным новыми социально-политическими и экономическими условиями общественного развития?
Mi Какие проблемы, на ваш взгляд, требуют более весомых инвестиций? Аргументированно проранжируйте их с этой точки зрения.
Литература для самообразования
Концепция реформирования специального образования в Республике
Беларусь. М., 2000. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики //
Дефектология. 1996. № 1.
1.4. Специальные научно-практические центры и организации
Достижения любого государства представляют ценность для всех.
На мировом уровне проблемами инвалидности и специального образования занимаются организации, созданные как специализированные учреждения при Организации Объединенных Наций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ВОЗ.
IOIIK0KO — Организация Объединенных Наций по вопросам
, || .| шзования, науки и культуры была создана в.ноябре 1945 года
00 штаб-квартирой в Париже. Занимается проблемами сотрудни!
честна государств в области образования во всех егб формах и нщ
всех ступенях, начиная от дошкольного и кончая образованием
взрослых, проблемами связи образования с производственно!!
деятельностью» В сферу ее деятельности входят многочисленные
аспекты международного научного сотрудничества, охватываю!
щего широкий круг естественных и общественных наук. ЮНЕЩ
КО играет важную роль в организации взаимодействия rocyli
дарств в области культуры на многосторонней, региональной я
всемирной основе. Сейчас особый акцент в ее деятельности еде!
лан на перестройке современных международных информацион!
ных отношений, выработке принципов нового международного
порядка в области средств массовой информации. |
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения — высший
моральный авторитет в мире в этой области. Устав ВОЗ вступил
в силу 7 апреля 1948 года, и с тех пор этот день ежегодно отмеча!
ется как Всемирный день здоровья. ВОЗ устанавливает этичес!
кие нормы и научные стандарты в сфере здравоохранения. Е|
деятельность базируется на гуманистических принципах, являя
ющихся «основными для счастья, гармоничных отношений меж|
ду всеми народами и для их безопасности». Вот их неполный
перечень. ' \~
° Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья
является одним из основных прав всякого человека без раз!
личия расы, религии, политических убеждений, экономим
ческого и социального положения. 1
• Здоровье всех народов является основным фактором в доя стижении мира и безопасности и зависит от самого полногЦ сотрудничества отдельных лиц и государств. I
• Достижения любого государства в области улучшения щ охраны здоровья представляют ценность для всех. |
• Неравномерное развитие в разных странах мер в облает! здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с ия| фекционными болезнями, является общей опасностью. |
• Здоровое развитие ребенка является фактором первосте! пенной важности; способность жить гармонично в меняю! щихся условиях среды является основным условием такогя развития. '•■ , I
• Предоставление всем народам возможности пользования
24 |
всеми достижениями медицины, психологии и родственных наук яйляется-необходимым условием достижения высшего уровня здоровья.
• Просвещённое общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа.
• Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и это ответственность принятия соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения.'
Надо сказать, что множество подобных организаций функционирует как на международном, так и на региональном уровнях. I \ первом случае примером могут служить Международный комитет Красного Креста, Международная организация инвалиде, Всемирная федерация психического здоровья, Международное движение АТД «четвертый мир», Всемирная федерация глухих; Международный комитет по образованию лиц с нарушением зрения (ICEVI), имеющий несколько крупных отделений, ттстности, европейское отделение располагается в Голландии); Международная организация помощи слепоглухим; «Елена Кел-лор Интернэшл» (одна из самых крупных организаций, работающая со слепыми людьми); Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости (МАНИУО); Международная лига обществ содействия умственно отсталым (МЛОСУО) и многие другие.
СЕС (Council of Exceptional Children) — Совет по исключительным детям — крупнейшая международная профессиональная организация, призванная улучшать образовательные возможности как детей с трудностями в обучении, так и одаренных детей. Ко история началась еще в 1922 году, когда небольшая группа учителей собралась на летнюю сессию в педагогическом колледже университета Колумбия в .США (http://www.cec.sped.org/ home. htm.).
BILD (The British Institute of Leaning Disabilities —- http:// WWw.biId.org.uk) ~— Британский институт изучения расстройств обучения с 1972 года ведет разнообразную исследовательскую, практическую и издательскую деятельность, направленную на улучшение качества жизни людей с интеллектуальными нарушениями.
Шведская организация «Рада Барнер» (Спасите детей) имеет опоей целью сделать образование в разных формах доступным
(пш.|.1.шишш1шшшштш11Ш11ишш1Ш1Ш|ШШШтШ1И111111Ш11ШШШ
ц ii и детей с дефектами. Организация использует этот термин как
альтернативу термину «дефективные дети» для того» чтобы по
казать, что они видят ребенка с его неоспоримыми потребностям'
ми и правами. Организация поддерживает работу с нуждающй>
миея в-специальной помощи детьми в ряде стран: Афганистане,
Беларуси, Вьетнаме, Судане, Румынии, Эфиопии и др, В оеар^
деятельности положена программа реабилитации с участием в об
щественной жизни, .
Lebenshilfe ('Жизненная помощь) —■ немецкое федеральное
объединение, цель которого — благополучие умственно отсталы^
людей и их семей, организовано в ноябре 1958 года. За это время
благодаря активной деятельности объединения в Германии, ;|
сейчас и в Беларуси, произошли значительные изменения вЩ
ношении к таким людям. «Жизненная помощь» выступает за %Щ
чтобы каждый инвалид мог жить настолько самостоятельно*'
насколько это возможно. ■
Бетель (Германия, Северная Рейн-Вестфалия) — самая боль* шая благотворительная организация в Европе. Это единственное место на карте мира,,где компактно проживает более 10 тыс. че; ловек с психофизическими нарушениями (своеобразный город: в4 немецком городе Билефельд). Бетель был основан в 1867 году }% в переводе обозначает Дом Господний. Авторитет Дома и тех, к# поддерживал его, был настолько высок, что во времена цацио* нал-шовинизма Гитлер не посмел даже «пальцем тронуть» Щ одного из обитателей Бетеля, не то чтобы отправить в газовуй! камеру. На его территории располагаются клиники, семейньг дома, школы, детские сады, мастерские, магазины и центры дй? суга, Здесь-действует один из крупнейших в мире научно-прак> . тических центров по изучению и лечению эпилепсии.
Институт коррекционной педагогики Российской Академи, образования (с 1929 г. по 1992 г. — Научно-исследовательски' институт дефектологии Академии педагогических наук СССР. является сегодня ведущим научным центром России — htpp: р www.ise.iip.net. Во времена Советского Союза здесь располагал^ ся единственный на всю огромную страну специализированны;' Совет по защите кандидатских диссертаций. Более 70 лет Инсти тут проводит фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы специального образования., Научные разработки прошлых лет создали значительный заде| для развития науки и практики в соответствии с установками ' ценностями нового времени. Нынешняя комплексная програм-
а научных исследований — ч «Дети с отклонениями в развитии Ш инвалиды; реабилитация через образование».
Задачи науки на ближайшее десятилетие представлены Ин-отитутом следующими положениями:
• поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счёт-введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;
• целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, которые могут обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;
• обобщить результаты многолетних экспериментов по. ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;
• определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;
• переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;
« разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию j подготовки кадров нового поколения специалистов;
• обеспечитв'Клиническое, нейрофизиологическое и психо-лого-педагогииеское изучение детей со сложной структурой дефекта и определить содержание, методы, организационные формы их обучения; ...,-■_■
• на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий построить максималь-
ошшвшшш............. |.... in............. шиш...... шш11ШШШЩЩ1ШШШ1иШЩУ11Ш1ЩЦЩ|Щ|)Щ||
mi полные «карты» (модели, шкалы)основных содержатели пых линий развития ребенка, указав на них все возможны! «обходные пути» в достижении этапных задач.
В Санкт-Петербурге, помимо Российского государственном педагогического университета, действует несколько новых круп ных центров: Независимый институт лечебной педагогики Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Вал ленберга, Институт раннего вмешательства.
Научно-исследовательский институт дефектологии АПБ Украины образован в 1993 году (в составе 7 лабораторий) на баз< отдела дефектологии Научно-исследовательского института пе дагогики Министерства просвещения Украины. Более тридцати лет этим отделом руководил доктор педагогических наук, про фессор Иван Гаврилович Еременко, автор первого современном учебного пособия для студентов «Олигофренопедагогика».
Институт разрабатывает актуальные научно-практически*
проблемы реформирования системы специального образования
совершенствование содержания обучения; поиск более эффектив
ных методов специального образования; мобилизация практиче!
ской деятельности учащихся как способа овладения основам!
наук; создание дидактической системы коррекционного обучё
ния и воспитания детей с особенностями психофизического раз
вития, которая открывает перспективы для преодоления изоли
рованности учащихся специальных школ-интернатов и включе
ния их в широкие социальные связи. ■
В Институте поквартально издается на украинском язык*
журнал «Дефектология», ежегодно — научно-методические
сборник «Дидактические и социально-психологические аспекте
коррекционной работы в специальной школе». Действует специ]
ализированный ученый совет по защите докторских и кандидат*]
ских диссертаций по коррекционной педагогике и специально!
психологии. , |
В Республике Беларусь существует несколько центров, веду] щих научные исследования и подготовку кадров, взявших щ себя консультативную работу. Это —Государственный педагоги] ческий университет имени М. Танка, Национальный институт образования, Академия последипломного образования, Научно: исследовательский институт медико-социальной экспертизы ц реабилитации. Научно-методический центр учебной книги i средств обучения Министерства образования, созданный в 1995 году, организовал выпуск учебной, научно-методической лите;
71'уры и средств обучения для всех типов специальных учрежу
ИШЙ страны. ., ■ . . ~
Общественное объединение Белорусская ассоциация помощи дитям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДиМИ), образованное в 1994 году, активно ведет многоплановую работу не толь-МО среди родителей, но и специалистов. Регулярно проводит конференции и обучающие семинары с широким участием иностран-йых ученых, наладило на вновь созданной полиграфической базе Выпуск литературы по актуальным вопросам практики реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями, йкдает газету «Вестник БелАПДИиМИ». В состав Ассоциации йгшдят 48 организационных структур, многие из которых обладают статусом юридического лица и имеют свою программу раз-Вития. По инициативе организации открываются общественные реабилитационные и ресурсно-адаптационные центры.
Известно, что научные исследования в мировом опыте осуществляются по двум методологическим направлениям: элемен-таризм и холизм. Представители первого главенствующую роль И процессе исследования отводят элементам, которые представляют собой сумму целого, а при его членении они выстраивают-«и » линейной последовательности.
Представители второго рассматривают целое как результат интегрирования элементов, что придает ему такие качества, которые принципиально отличны от качеств целого, полученного путем суммирования элементов. Процесс интегрирования рас-нмитривается как последовательное попарное скрещивание эле-мшнтов, в результате которого каждая пара образует единство, Ti о, третий элемент. Последний способен интегрироваться с аналогичным себе, но полученным в результате скрещивания других пар элементов, входящих в определенное их множество.
Таким образом, в основе внутренней взаимосвязи непрерывной и дискретной структур лежит триада — единица системооб-ршювания, представляющая собой открытую аналитика-синтетическую мини-систему, в качестве входа в которую выступает диада, а в качестве выхода — третий элемент, образованный в рвоультате интегрирования элементов диады. В ряде современных публикаций (В. И. Бельтюков и др.) подчеркивается, что без использования понятия триада, невозможно представить проблему взаимосвязи социальных и биологических факторов; в педагогических и психологических исследованиях отношения «мать — дитя» следует рассматривать не как диаду, а как взаимодей-
ВМшШ;
...ПШМШШшп
ЯНШИН)
12999999999�
-■- >1..- .—1........... »........................... "|Jilltm»ri|ll|l........ IHMI'll..... II4H1II.III-I1. ИШИШП....... ■llllll-.llllHillllllllllinn
, i пне открытых.систем-, в основе которых лежит триада. Харак Тврным примером является речеязыковая система, в рамках ко торой в качестве аналитической структуры выступает язык, а качестве синтетической — речь. С помощью языка человек при: нимает информацию, а с -помощью1 речи посылает ее собеседнй
Ку. ;.-,?
В современной науке достаточно широко распространено мб делирование как прием изучения некоторых явлений. Моделирование — это исследование каких-либо объектов (конкретны' или абстрактных) на моделях, т. е. условных схемах или обр зах, аналогичных исследуемому объекту, с применением мета дов аналогии и теории подобия при проведении и обработке да ] ных эксперимента. Моделирование применяется тогда, когда п каким-либо причинам трудно или невозможно изучать объект' естественных условиях, или тогда, когда необходимо облегчит процесс исследования объекта. Моделирование — одна из основ ных категорий познания: на идее моделирования, по существ^ базируется любой метод научного исследования, как теоретич ский, использующий различного рода знаковые, абстрактны модели, так и экспериментальный, опирающийся на предметны! модели.
В научных исследованиях последних лет практикуется пос
роение трехуровневых моделей, каждая из которых характер
зуется различной степенью влияний переменного характера.
качестве таких переменных рассматривается социокультурно
окружение ребенка на различных этапах его развития, направ,
ленность воспитательного воздействия, наличие соматически-
заболеваний и степень их влияния на развитие ребенка, личн'
стные особенности ребенка и характер их становления, влиянй
коррекционных мероприятий (медикаментозного лечения, п
дагогической коррекции, осуществляемой специалистами и рф
дителями и др.). :
Три уровня моделирования процессов онтогенеза и дизонт: генеза помогают разграничить уровни компетенции специали7 тов, четко представить объекты изучения на каждом из эти уровней, а также сформулировать цели и задачи научного, мет> дического или технологического исследования.
Таким образом, «идеальная модель» призвана описывать дё фект в чистом виде вне влияний личностного или социально^ плана. «Типичная модель» учитывает эти влияния в их найбо! лее частотном или характерном варианте. «Индивидуальна
модель» включает все переменные в каждом конкретном случае (0. Е. Грибова, 2001).
Научное'познание, в том числе и педагогическое, прогрессирует не только из-за любви к. истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. Роль механизма связи между практической и познавательными сторонами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий своеобразным мостом между теорией и практикой. Он позволяет с одной стороны изучать явления с точки зрения заложенных в них иозможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и «амоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
В центре аксиологического мышления находится концепция шаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет людей, но и характеризует каждого в- отдельности. Рассматривать социальное развитие вне человека — значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в таком контексте гуманизация представляет собой глобальную тенденцию современно-' го общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.
Успех работы с лицами; имеющими ограниченные возможности в развитии, во многом определяется уровнем подготовки специалистов. Подготовка кадров для такого вида деятельности в странах СНГ ведется на дефектологических факультетах (в настоящее время некоторые из них переименованы в факультеты коррекционной педагогики и специальной психологии) педагогических институтов и университетовшо четырем основным направлениям (или дополнительным специальностям): логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и тифлопедагогика. Целью высшего дефектологического образования является профессиональная подготовка молодого специалиста, который может качественно оказывать комплекс коррекционно-образова-тельных услуг детям и подросткам с нарушениями умственного
.MIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIilH^
B����+/�/:+:+.4$/://::/:3:+++52:.+///��
и физического развития, что позволит обеспечить их социализа цию и интеграцию в общество,
В новом общегосударственном классификаторе Республик Беларусь «Специальности и квалификации» в.разделе «Образо вание» указано направление «Специальное образование», кото рое включает 30 вариантов. В учебные планы всех педагогичес ких слециальностей вводится новый предмет «Введение в кор рекционную педагогику». Современный выпускник педагогиче ского вуза должен быть хорошо осведомлен об интегративно-области человеческих знаний на стыке медицины, психологии ! педагогики; иметь представление о норме и возможных наруше ниях психофизического развития, об особенностях познаватель ной деятельности и потенциальных возможностях детей-инвали дов; знать формы, приемы и средства оказания специализирован, ной психолого-педагогической помощи в условиях интегрирова ного обучения; владеть способами,педагогического общения индивидуального подхода.
Международный опыт высшего профессионального образов ния свидетельствует о том, что многие страны готовят специ листов на многоуровневой основе. Такая система позволяет обе печить вариативность обучения, быстрое реагирование на изм;' нения в социальных процессах, адаптацию специалистов к рь' ночным отношениям, способствует удовлетворению потребно ти личности в образовании как общечеловеческой ценности.
В Западной Европе и США кадры для специального образов ния проходят обучение в рамках общепедагогической и общепс хологической подготовки с приобретением необходимой квал фикации. Специалистов для этой сферы выпускают также соц ' альные, медицинские и лингвистические институты. Следуе отметить, что на Западе понятия специальности не существуем у них есть профессия и. квалификация.
Во многих странах большинство обучающих курсов орган зовано на модульной основе, которую ЮНЕСКО рекомендует ка наиболее пригодную для непрерывного образования. Академ ческая область специального образования и педагогической пс хологии насчитывает до 60 модулей. В качестве примера можн привести такие модули: «Потребности в специальном образов нии: поддержка в обучении»; «Проектирование успешного опь та обучения»; «Оценка национальных программ»; «Рекоменд ' ции и консультации в специальном образовании»; «Раннее обу чение»; «Функциональные трудности общения и потребности