Методы организации учебно познав деятельности
Одной из главнейших задач воспитания является формирование определенного типа поведения. Именно действия и поступки человека являются критериями для оценки степени его воспитанности. Педагог, включая воспитанников в практическую работу, должен руководить их деятельностью, корректируя и направляя их действия в нужное русло. Весь процесс деятельности воспитанников очень сложен и разнообразен, поэтому целесообразно разбить его на более мелкие части, чтобы легче было учитывать все возможные нюансы воспитательного процесса на данном этапе. Благодаря специально организованной и управляемой практической деятельности в процессе воспитания, человек учится взаимодействию с другими людьми, адекватному поведению в той или иной ситуации, вырабатывает собственную линию поведения, соответствующую обстановке.
Наиболее эффективным и часто используемым методом организации деятельности является упражнение.
Упражнение – практический метод воспитания, направленный на выработку у воспитанника навыков, привычек и заданного типа поведения. Если метод применяется системно, в совокупности с методом убеждения, то он почти наверняка будет иметь успех. Упражняясь, человек на практике ощущает потребность к формированию определенных качеств. Это выступает стимулом к активной деятельности в виде постоянных упражнений. Педагог, в свою очередь должен поддержать это стремление и, по возможности, усилить его, закрепить полученные результаты. Привычки могут формироваться осознанно, когда человек понимает конечную цель упражнений, важность и полезность их содержания, и не осознанно, когда стимул к выполнению упражнений не превращается во внутреннюю мотивацию, а лишь вызывает реакцию воспитанника. В случае механического выполнения упражнений, необходимые результаты все равно достигаются, хотя не так быстро и не являются столь устойчивыми и незыблемыми. Для сознательного способа выполнения упражнений педагог прибегает к помощи метода убеждений, наполняя, таким образом, сознание человека информацией, способной побудить его к добровольной, желаемой практической деятельности требуемого типа.
Упражнения должны составлять систему, содержащую разные уровни сложности, совокупность последовательных этапов, соответствующее содержание конкретных упражнений.
Учитывая цель воспитания – формирование нравственных качеств человека, упражнения воспитательного характера должны применяться в течение длительного времени, чтобы достигнуть требуемого результата. Основой для разработки упражнений должны являться конкретные жизненные ситуации, чтобы выработанные навыки были полезны в реальной жизни, помогали выбирать соответствующую линию поведения, справляться с желаниями и соблазнами в случае противоречия их выполнению обязанностей или требованиям культуры поведения общества, проявлять волевые усилия, оценивать ситуацию и достойно выходить из нее. Цель метода упражнений считается достигнутой, когда человек во многих противоречивых жизненных ситуациях сохраняет свою позицию и неуклонно проявляет нравственные качества.
Требование – метод воспитания, который прямо или косвенно воздействует на поведение человека, побуждает либо тормозит его действия. Прямое требование должно быть категоричным, настойчивым, произноситься уверенным тоном, не подвергается обсуждению и предполагает неукоснительное исполнение. Косвенное требование носит более мягкий характер и основано на побуждении желания человека исполнить его, опираясь на чувства, эмоции и переживания. К косвенным требованиям относятся:
1) совет, являющийся эффективным при условии высокого авторитета советчика в совокупности с его способностью убеждать;
2) игровое требование используется главным образом при воспитании детей, способных, увлекшись игрой выполнить многие, даже кажущиеся сложными для них требования;
3) доверие, используемое как средство достижения выполнения требования. Доверяя своему наставнику, воспитанник охотно и без сомнений выполнит его требование;
4) просьба – мягкая форма требования, используемая при наличии между педагогом и воспитанником взаимного уважения, сотруднических отношений, положительного эмоционального контакта;
5) намек – неявная форма требования, которая при умелом использовании имеет успех, так как содержит элементы проявления собственных побуждающих мотивов воспитанника, а не однозначное подчинение воле педагога;
6) требование-одобрение, примененное своевременно, является сильнейшим стимулом к выполнению требуемых действий.
Использование косвенных требований обычно имеет больший успех, не вызывая при этом негативного отношения к педагогу и содержанию требования. Прямые требования часто приводят к отрицательному эффекту, порождая противодействие, желание сделать наоборот, сокрытие истинных намерений и отношений к сути требования. Требование может быть непосредственным – от педагога к воспитаннику, и опосредованным – от воспитанника к воспитаннику. Забота о возникновении опосредованных требований является задачей педагога.
Приучение является наиболее прямолинейным и жестким методом воспитания. Использование этого метода часто сочетается с применением наказаний, что противоречит гуманистической педагогике. Педагоги-гуманисты оправдывают неизбежность применения этого метода тем, что он направлен на улучшение качеств личности и действует ей во благо, при этом сводят его использование к необходимому минимуму. Для смягчения протекания приучения в группах воспитанников младшего возраста его преподносят в форме игры.
В современной педагогической науке существует ряд требований, обеспечивающих правильное применение метода приучения:
1) четкое понимание воспитателем и воспитанником целей воспитания тех или иных качеств посредством приучения;
2) обоснованность приучения, понятная воспитаннику;
3) соответствие содержания метода временному интервалу, отведенному на его осуществление, возрасту и возможностям воспитанника;
4) демонстрация и сравнение результатов, получаемых в результате выработки качеств, являющихся целью приучения, наглядные доказательства их необходимости и полезности;
5) сочетаемость вырабатываемых качеств с уже выработанными или планируемыми для формирования;
6) наличие контроля и самоконтроля.
К методам организации деятельности относится так же метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у человека веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных, с точки зрения воспитателя, действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем.
Методы стимулирования
Наиболее известные и широко применимые с древних времен методы стимулирования – это поощрение и наказание, имея противоположный характер воздействия, они призваны служить одним и тем же целям и задачам. Относительно новым методом, вызывающим внутреннюю мотивацию к достижению цели является метод соревнования, неявно сопутствующей повседневной жизнедеятельности, а так же используемый организованно, в воспитательных целях. Условия современной жизни наложили отпечаток на отношение к воспитанию нового подрастающего поколения, ставшего прагматичным и предъявляющим конкретные, диктуемые жизнью и обществом, требования к содержанию воспитания. На основе этого возник новый метод воспитания – субъективно-прагматический.
Наиболее гуманный и простой в применении является метод поощрения. Он действует ободряюще и повышает уверенность в своих действиях у воспитанников, желание получить поощрение, как долю положительных эмоций и ощущений еще раз, постепенно превращая разовые хорошие действия в привычку. Одним из видов поощрения является одобрение. Оно может осуществляться посредством слов, жестов, мимики, оценок, публичной демонстрации достижений, предъявлении их в качестве примера для подражания другим воспитанникам. Поощрением может служить внимание педагога или товарищей к действиям поощряемого, в результате чего воспитанник ощущает свои успехи, повышает веру в себя, свои возможности и способности. Награда и благодарность – способы поощрения, используемые при достижении больших, существенных успехов. Применение этих видов поощрения значит для воспитанника переход его на следующий, более высокий уровень развития, вызывает стремление к постановке и достижению новых, более сложных целей.
Поощрение должно использоваться умеренно, чтобы оно принесло пользу, и не переросло в единственную цель, на которую направлены действия и поступки воспитанников. Поощрение должно быть справедливым и выражаться каждому воспитаннику при возможно равных условиях, учитывая при этом индивидуальные особенности конкретного человека. То есть необходимо соотносить уровень достижений каждого с его собственными возможностями и способностями. Хорошим тоном считается учет мнения коллектива при решении вопроса о достойности поощрения действий, поступков или достижений какого либо воспитанника. Это обеспечивает наибольшую объективность и справедливость применения этого метода, а так же учит детей анализировать и оценивать деятельность своих товарищей.
Наказание, а так же осуждение являются противоположностью поощрению и одобрению. Осуждение направлено на акцентирование человека на своих недостатках и ошибках, вызывая желание избежать отрицательной оценки в дальнейшем, а, следовательно, не совершать поступков, подвергающихся осуждению. Осуждение может быть выражено словами, оценкой, мерами пресечения дальнейших проступков, изоляция от нежелательного окружения, наложение дополнительных обязательств, и т. д. Наказание – более жесткий метод, так как не способствует разбору и осознанию ошибок, а вызывает обиду и разочарование, порождает негативное отношение к педагогу и процессу воспитания. При необходимости наказания оно должно быть кратковременным, обоснованным и содержать как можно меньше негатива. Наказание оказывается наиболее действенным, если оно исходит не только от педагога, но и от коллектива в целом, если вынесенное наказание доводится до конца, производится без оскорбления наказанного, является справедливым. Прежде чем применить столь сильнодействующий метод, педагог должен в деталях разобраться во всех обстоятельствах совершенного проступка, внутренних мотивах, побудивших нарушителя к ошибочным действиям. Содержание наказание должно соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям человека. Избежать наказания помогают терпение, обсуждение проступка, маленьких детей можно просто отвлечь от совершения нежелательных действий.
Методы обучения, для достижения наибольшей эффективности, должны опираться на естественные склонности и потребности человека. Известно, что дети и подростки всегда стремятся к сравнению себя со сверстниками, выясняя, кто из них лучше и в чем, соревнуются друг с другом в разных направлениях и видах деятельности. Результаты таких соревнований определяют статус человека в коллективе, надолго закрепляют соответствующее к нему отношение. В XX веке педагоги обратили внимание на эту, присущую детскому коллективу особенность, и на ее основе разработали метод обучения, называемый соревнованием. В современной педагогике соревнования специально организуются, управляются и контролируются воспитателем. Организуя соревнование нужно четко осознавать цели и задачи его проведения. Содержание соревнования должно быть разбито на пункты и этапы, понятные соревнующимся и соответствующие их способностям. Группы соревнующихся детей должны быть подобраны таким образом, чтобы каждый участник имел возможность стать победителем соревнования. Средства достижения победы в соревнованиях должны быть заранее известны и контролируемы со стороны педагога. Соревнование должно быть регулируемым, чтобы оно не перерастало во внутреннюю вражду соревнующихся и не приводило к возникновению конфликтных ситуаций.
Относительно новый метод педагогического стимулирования, продиктованный условиями современной жизни, субъективно-прагматический метод. Современные дети и подростки направляют свои усилия на развитие тех качеств, которые могут помочь им в будущем добиться успеха, найти хорошую работу, занять достойное место в современном обществе. Поэтому воспитатель, опираясь на существующую социальную и общественную ситуацию, должен убеждать и наглядно демонстрировать необходимость наличия определенных целью воспитания личностных качеств в условиях современной жизни и деятельности, доказывать их общественную и экономическую сообразность, вызывая тем самым мотивы и стремления у воспитанников к их выработке.
Методы контроля
Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
На сегодняшний день выделяют следующие методы контроля:
– методы устного контроля;
– методы письменного контроля;
– методы практического контроля;
– тестовый и рейтинговый контроль;
– наблюдение.
Выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь).
Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.
Устный контроль (опрос) как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средства. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.
Наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения являются зачет и устный экзамен.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умения, применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.
Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Практические работы представляют собой задания, требующие проведения опыта, измерений, поэтому их роль велика в проверке знаний, прежде всего по предметам естественно-математического цикла, по черчению, физической культуре.
При текущем контроле знаний в школе учителем широко используются наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, появлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения.
Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.