Часть I. Моделирование образовательной срешИ 2 страница

1) тестирование не должно прерываться ни при каких
обстоятельствах;

2) состав экспериментаторов на данном этапе тестиро
вания группы должен быть строго постоянным, ник
то не должен покидать помещения и никто не должен
входить в него;

3) помещение должно быть изолировано от излишнего
шума и всего, что может отвлекать внимание;

4) помещение должно быть хорошо освещено и проветрено
(поэтому тестирование не следует проводить в помеще
нии, где только что проходили другие занятия).

Наш профессиональный опыт, к сожалению, свидетельствует, что по поводу каждого из приведенных выше элементарных требований могут возникать какие-либо недоразумения с администрацией учебного заведения. Например, директор школы не мог принять того, что ему не следует заходить в класс во время тестирования для того, чтобы убедиться, «что там все в порядке и дети ведут себя хорошо».

Вообще, готовность администрации к психолого-педа-

огической экспертизе образовательной среды — важней-

ее Усл°вие успешной работы эксперта. С одной стороны,

|12 Часть II. Экспертиза образовательной среды

это готовность всесторонне содействовать сбору информации и другой деятельности эксперта. С другой стороны, это готовность выслушать выводы специалистов и серьезно отнестись к их рекомендациям.

Еще одна проблема этического характера, которая возникает в процессе психо л ого-педагогической экспертизы заключается в степени конфиденциальности тех или иных сведений, полученных экспертами. Речь идет о распространении и использовании результатов исследования.

Общим принципом решения этой проблемы является так называемый принцип осведомленного согласия, который заключается в том, что эксперт «должен дать обследуемому исчерпывающую информацию по всем интересующим того вопросам о целях тестирования, будущем использовании результатов, мерах по недопущению несанкционированного доступа к данным и т.д. и убедить его на этой основе принять участие в исследовании... Если тестирование проводится какой-либо организацией (например, школой), соответствует целям деятельности и на него получено осведомленное согласие обследуемого, то дополнительного разрешения на использование полученных данных внутри организации не требуется. Но вот любые третьи лица (вне организации) могут получить доступ к данным исследования только при наличии отдельного специального согласия обследуемого. Наиболее сложная ситуация возникает с допуском родителей к данным тестирования их детей... Экспериментаторам рекомендуется... убеждать родителей в необходимости соблюдения права их ребенка на сохранение тайны личности, особенно если речь идет о старшеклассниках» (Дерябо, 1997, с. 16—17).

Итоговый этап психолого-педагогической экспертизы образовательной среды —- это экспертное заключение, которое, как правило, состоит из следующих разделов (поХараш, 1996):

— краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы;

Глава III. Эксперты и экспертиза



__ состав экспертной группы;

__ полный перечень источников информации;

__ общая характеристика образовательной среды;

— экспертные оценки;

__ экспертные рекомендации.

Основным критерием качества экспертизы является ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных реальных фактов, их добросовестным анализом и системным осмыслением. Сама стратегия экспертизы, безусловно, во многом определяется методологическими представлениями, которыми руководствуется эксперт при выборе критериев оценки качества образовательной среды.

Экспертиза образовательного учреакденияможет включать три основных блока:

1. Анализ формальных результатов:соответствие зна
ний учащихся госстандартам по итогам экзаменов; количе
ство выпускников; процент выпускников, поступивших в
ВУЗы; квалификация педагогов и т.п.;

2. Анализ динамики развития учащихся:тестирование
психо-физиологических показателей и здоровья учащихся; по
знавательной сферы учащихся (память, внимание, мышление);
личностной сферы (мотивация, лидерство, ценности, предпоч
тения деятельности, коммуникативные способности и т.д.);

3. Анализ психолого-педагогической организации об
разовательной среды.

Если два первых блока экспертизы образовательного учреждения уже вошли в традицию и достаточно хорошо методически обеспечены, то анализ психолого-педагогической организации образовательной среды пока носит инновационный характер. В то же время это направление экспертизы представляется весьма перспективным, вызывает большой интерес у руководителей школ и учителей, позволяет взглянуть с новых позиций на процесс управления образовательными ресурсами учебного заведения.

Часть I. Моделирование образовательной срешИ 2 страница - student2.ru Глава IV

ПАРАМЕТРЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды нами ис-3 пользуется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (Мясищев, 1960; Ломов, 1984; Дерябо, Ясвин, 1994). Данный комплекс измерений базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в том числе и такой сложной системы, как образовательная среда.

Выделяются пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Параметр принципиальности с точки зрения методической целесообразности, обусловленной спецификой объекта анализа, содержательно «присоединен» нами к параметру устойчивости, а также

BalV. Параметры экспертизы



лнительно введен новый параметр — «мобильность образовательной среды».

Модальность образовательной среды

Модальность образовательнойсреды является ее качественно-содержательной характеристикой.

В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения.Однако, в процессе установления модальности конкретной образовательной среды часто используется ее количественный анализ по избранным критериям.

Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования.В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).

Таким образом, образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Я.Корчаком:

1) «догматическая образовательная среда», способству
ющая развитию пассивности и зависимости ребенка («дог
матическая воспитывающая среда» по Я.Корчаку);

2) «карьерная образовательная среда», способствующая
развитию активности, но и зависимости ребенка («среда
внешнего лоска и карьеры» по Я.Корчаку);

3) «безмятежная образовательная среда», способству
ющая свободному развитию, но и обусловливающая форми
рование пассивности ребенка («среда безмятежного
потребления» по Я.Корчаку);

11ц Часть II. Экспертиза образовательной среды

4) «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка («идейная воспитывающая среда» по Я.Корчаку).

В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды может использоваться коэффициент модальности,который показывает степень использования учащимися развивающих возможностей (ресурсов среды).

Так, в догматической среде явно используются не все возможности (то есть коэффициент модальности должен быть меньше 100% или меньше единицы). Можно привести знакомую всем ситуацию, когда учащийся не готовит домашнее задание, потому что его «вчера спрашивали». Другими словами, для реализации образовательных возможностей в этой среде необходим тотальный контроль со стороны педагогов; при его ослаблении учащиеся начинают «халтурить», так как им не достает активности, они зависимы и пассивны,не ощущают себя субъектами своего собственного развития.

Степень использования образовательных возможностей в безмятежной среде еще меньше, чем в догматической. Здесь учащиеся жестко не контролируются, предоставлены самим себе и при этом они свободны в выборе пассивного образа жизни.

Совсем другая ситуация возникает в творческой среде, когда учащиеся свободны и активны.Здесь не только используются предлагаемые средой возможности личностного развития, но и сами учащиеся организуют для себя новые развивающие возможности (задают вопросы, решают образовательные задачи в процессе неформального общения, ищут дополнительную литературу и т.д.). Таким образом, коэффициент модальности в творческой среде превышает 100% или больше единицы.

Глава

IV. Параметры экспертизы



В карьерной среде ресурсы среды используются более

нсивно, чем в догматической и, тем более, в безмятеж-

ЛН- Un менее интенсивно, чем в творческой. Учащиеся до-

НОИ, ни ivivi

точно активныи мотивированы, чтобы орать из среды °0 что им предлагается и даже несколько больше.

Итак, коэффициент модальности,во-первых, тем больше, чем выше активностьи, во-вторых, при равной степени активности, он больше в условиях свободной активностии меньше в условиях свободной пассивности.

Для определения коэффициента модальности используется «вектор личности»,формирующейся в данном типе образовательной среды. За условную единицу принят сред-

Часть I. Моделирование образовательной срешИ 2 страница - student2.ru

IIS

Часть II. Экспертиза образовательной среды

ний уровень активности субъекта при внешнем контроле (соответствует карьерной среде активной зависимости).

Построение на основе данной методики векторных моделей образовательных сред как локального уровня, так и микроуровня хорошо диагностирует и наглядно иллюстрирует педагогическую стратегию, реализуемую образовательным учреждением или конкретным педагогом. Таким образом, векторное моделирование представляется эффективной процедурой диагностики модальности образовательной среды.

Количественные параметры экспертизы образовательной среды

Для проведения ориентировочной количественной оценки параметров психолого-педагоги чес кой экспертизы образовательной среды необходимо следующее:

1. В каждом блоке (например, блок «Местные экскур
сии») пометить ту строку, в которой, на Вашвзгляд,
наиболее точно отражается реальное положение дел
в анализируемой среде. Для пометки соответствую
щих строк служит первый (чистый) столбец табли
цы. ВНИМАНИЕ!В некоторых блоках (например,
«Гости») отдельные строки в столбце баллов помече
ны значком «+». Это означает, что можно не ограни
чиваться выбором одной строки в блоке, а отмечать
несколько «подходящих» строк.

2. Каждый блок снабжен дополнительной чистой стро
кой. В эту строку можно записать свое содержание,
если оно значительно отличается от предложенного в
других строках данного блока. ВНИМАНИЕ!Это
новое содержание блока должно рассматриваться
только вместо предложенных в таблице, но не сум
мироваться с ними.

Глава IV. Параметры экспертизы Ш

3. Баллы, полученные по данному блоку (в случае не
обходимости они суммируются), записываются в стро
ку с названием данного блока.

4. Далее суммируются баллы, полученные во всех бло
ках данного параметра (эта сумма не может превы
шать 10 баллов), и записываются в строку «итоговый
балл» под названием соответствующего параметра
(например, «Широта образовательной среды»).

5. Используя схему на рис. 13, определить коэффици
ент модальности для анализируемой образовательной
среды и записать его в соответствующую строку таб
лицы.

6. Умножить значение «итогового балла» на «коэффи
циент модальности» и полученный результат (кото
рый должен представлять собой число не больше 13)
записать в свободную ячейку таблицы рядом с назва
нием анализируемого параметра.

Широта образовательной среды

Широта образовательной средыслужит структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Например, можно констатировать крайне низкий показатель широты образовательной среды в семье, придерживающейся каких-либо сектантских убеждений, ограничивающей социальные контакты ребенка, вплоть до запрета на посещение школы. С другой стороны, максимально высокий показатель этого параметра образовательной среды может быть отмечен у молодого человека из обеспеченной семьи, который имеет возможность получать образование в учебных заведениях различных стран, много путешествовать: для него образовательная среда, по существу, весь мир.



Часть II. Экспертиза образовательной среды

Педагогическую значимость широты образовательной среды понимал еще Ян Амос Коменский, который рассматривал высший уровень образования как «академию и путешествие». Джон Локк также готовил юного джентльмена к возможности получать как можно больше впечатлений во время будущих путешествий, ведь кругосветное плавание для молодого англичанина из высшего света в те времена было традиционным. Локк заботился о широте образовательной среды, также предписывая своим аристократическим воспитанникам наряду с традиционными науками заниматься ремесленным трудом: резьбой по дереву, огранкой минералов, живописью, садоводством и т.п. Януш Корчак расширял образовательную среду за счет участия воспитанников в детском суде и детском парламенте, сотрудничества с общегосударственной детской газетой и т.п. В образовательной же среде, спроектированной Жаном-Жаком Руссо, показатель широты, безусловно, низок, так как воспитанник должен до 15 лет жить в деревне, в изоляции от «разлагающего» общества под присмотром единственного воспитателя.

Можно предполагать относительно высокий показатель широты столичной образовательной среды и относительно низкий — в «затерянном» таежном поселке; относительно высокий — в семье провинциальных актеров, где часто собирается местная творческая интеллигенция и относительно низкий — в педагогически запущенном столичном детском доме, где воспитанники находятся в условиях социальной депривации и т.д.

г ава IV. Параметры экспертизы



ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффичиент модальности  
Местные экскурсии ^пешком, на городском и пригородном транспорте)  
  * Практически не проводятся
  • проводятся, но не для всех учащихся 0,2
  • Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие 0,5
  • Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие 0,7
  • Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса(например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) 1,25
  • Другое вместо предложенного Сот 0.1 до 1,25 балла)  
Путешествия  
• Практически не бывает
• Не для всех учащихся 0,2
• Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие 0,5
• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 0,7
• Поездки школьников вдругие города как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
• Другое вместо препиоженного Сот 0 1 по 1 ?.5 балла)  


Часть II. Экспертиза образовательной среды


Обмен педагогами  
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями непроизводится
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодическим характер 0,1
• Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать(стажироваться) в другихучебных заведениях 0,3
• Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работаютв школе (классе) 0,7
• Реализуется ппограмма постоянного двустороннего обмена преподавателямис другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25
• Другое вместо поедложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  
Обмен учащимися  
  • Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится
  • Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер 0,1
  • Производится систематический прием школьниковиз других учебных заведений 0,3
  • Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другомучебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) 0,7
  • Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимисяс другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  

Глава

IV. Параметры экспертизы




■ihimrra материальной оазы  
  • Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях,имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные
  • Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает 0,3
  • Имеется полный наборнеобходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений 0,8
  • Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры(школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).
  • Имеются все необходимые оборудованные поме- 1,25
щения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям(Интернет)
  • Другое вместо предложенного Сот 0.1 до 1.25 балла)  
Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.)  
• Практически не бывает
• Не для всехучащихся 0,2
• Каждый школьник раз в полгодаимеет возможность посещения 0,5
• Каждый школьник раз в четвертьимеет возможность посещения 0,7
• Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного Процесса 1,25
Другое вместо пред пожен ного Сот 0.1 по 1.25 балла}  


Часть II. Экспертиза образовательной средь.


Гости  
  • Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко ---------- . + 0,1
  • Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами)перед учащимися и педагогами
  • Родители активно привлекаются к воспитательной работешколы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) +0,2л
  • Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьмив форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. +0,4
  • Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей +0,55
  • Другое вместо предложенного (от 0.1 до 1,25 балла)  
Возможности выбора образовательных микросред  
• Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей
• Некоторые учащиесяимеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубахпо интересам 0,1
• Каждый учащийсяможет заниматься в кружках, секциях, клубахпо интересам 0,2
• Учащиеся имеют возможности выбора класса(профильного, по уровню подготовленности школьников) +0,4 *
• Учащиеся имеют возможности выбора учителей +0,55
• Другое вместо гтедложенного (от 0.1 до 1.25 балла)  

Часть I. Моделирование образовательной срешИ 2 страница - student2.ru * Здесь и далее в подобных случаях может быть выбран либо один пункт (строка) из нескольких, обозначенных знаком "+", либо такие пункты могут суммироваться, и тогда в ячейку таблицы (в которой в данном случае расположен символ "*") вписывается сумма баллов по избранным пунктам. Если же был выбран любой другой пункт (без знака " ). т0 именно его показатель и остается итоговым баллом данного блока.

Глава

IV. Параметры экспертизы



Интенсивность образовательной среды

Интенсивность образовательной среды — структур-динамическая характеристика, показывающая степень на-I нности образовательной среды условиями, влияниями зможностями, а также концентрированность их проявления.

В качестве примера высоко интенсивной образовательной среды можно привести хорошо организованные курсы, когда их участники в марафонском режиме, скажем по десять часов в день, работают с различными преподавателями, использующими всевозможные формы и методы занятий: лекции и круглые столы, просмотр видеоматериалов и тренинги, деловые игры и защиты индивидуальных проектов. В рекламных текстах так и пишут: «интенсивные курсы иностранного языка».

Высокая интенсивность образовательной среды может быть также достигнута в летнем детском лагере за счет специфических условий взаимодействия педагогов со школьниками и уникальных условий среды обитания. Н.В.Добрецова (1988) приводит следующие расчеты. В лагере дети проводят вместе с педагогами до 15—16 часов в день. За неделю время такого взаимодействия составляет уже 105—112 часов, а за смену (26 дней) — от 350 до 440 часов. Если учесть, что, согласно исследованиям, классный руководитель за неделю общается с детьми 10—12 часов, а за весь учебный год — 350—420 часов, то очевидно, что по интенсивности педагогического общения месяц летнего лагеря равен школьному учебному году. К тому же в условиях лагеря мо-гуг органично использоваться творческие, активные образовательные формы: конкурсы, викторины, спортивные состязания, походы, игры и т.д.

Яркие примеры низко интенсивной образовательной сре-1 Можно иногда наблюдать в дошкольных воспитательных



Часть II. Экспертиза образовательной среды

учреждениях, когда воспитатель просто «пасет» детей, следя лишь за их безопасностью и соблюдением режима. При этом практически, не создается возможности для эффективного физического, интеллектуального и личностного развития воспитанников. Та же картина, может, безусловно, наблюдаться и в отдельных семьях, а также в школах где господствует формальный подход к образовательному процессу.

| ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
Уровень требований к учащимся  
  • К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования(обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)
  • Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта 0,5
  •Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта
  • Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования
  • Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам(например, по программам вуза) 2,5 -
  • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)  

Глава

(V. Параметры экспертизы



Наши рекомендации