Раздел 2. Основы управления системами образования
Тема 1. Понятие об управлении. Основные категории курса основ управления и руководства образованием: система образования, управление, руководство. Понятие системы, структуры, функции. Понятие управления и педагогического менеджмента. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
2. Система образования в России. Понятие системы образования. Государственно-общественная система управления образованием. Образовательные программы и формы получения образования. Дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Реализация профессиональных образовательных программ. Начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование. Дополнительное образование.
Школа как педагогическая система и объект управления.
3,4. Законодательство России об образовании. Конституция Российской Федерации об образовании. Общая характеристика Закона Российской Федерации об образовании. Практическое значение Закона.
Общие положения Закона как методологическая основа управленческой и руководящей деятельности. Государственная политика в области образования и ее принципы. Законодательство Российской Федерации и его задачи. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации. Язык. Государственные образовательные стандарты.
Закон Пермского края «Об образовании».
5. Школа как система.Структурасистемы.Руководитель в системе управления образованием. Право на должность и назначение на нее. Основные права и обязанности. Заместители и помощники руководителя образовательного учреждения. Их должностные права и обязанности.
Органы управления. Порядок их функционирования.
Преподаватели (учителя, воспитатели) как конкретные подчиненные. Их место, значение и роль в педагогическом коллективе. Их подготовка и повышение квалификации. Учебно-воспитательный и хозяйственно-технический персонал. Его роль.
6. Устав образовательного учреждения.Уставкак правовой акт с описанием его основных характеристик. Образовательное учреждение как сложная структурируемая система: руководители - подчиненные. Режим. Организации учебно-воспитательного процесса: традиционная, нетрадиционная (школьный продленный день, полный день) и другие.
Практические занятия
Тема 1. Закон РФ «Об образовании».
План занятия
1.Вступление педагога о законах «Об образовании» в России XIX-XXI вв.
2.Чтение закона по статьям и комментирование студентами и педагогом.
Тема 2. Закон Пермского края «Об образовании».
План занятия
1.Вступление педагога о региональных законах «Об образовании» в XXI в.
2.Чтение закона по статьям и комментирование студентами и педагогом.
3. Сравнение регионального и российского законов.
Тема 3. Школа как система.
План занятия
1.Органы управления школы.
2.Администрация школы. Функции.
3. Учитель. Классный руководитель. Функции.
Тема 4. «Устав школы».
План занятия
1.Устав школы.
2. Знакомство с текстами Уставов школы, анализ.
3. Тест по разделу.
(Разделы «Теория обучения», «Теория воспитания», «История педагогики и образования» даны отдельно).
- Образовательные технологии
Технология аудиторной работы
6.2.
Традиционные технологии: лекции, семинары, практические занятия.
Нетрадиционные технологии: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование ответов на семинарах и при защите рефератов, анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, ролевые игры, дискуссии, просмотр видеоуроков и внеклассных занятий и их анализ.
Технология внеаудиторной работы
Традиционные технологии: изучение учебника и других источников, конспектирование педагогической литературы, написание реферата, подготовка доклада, решение педагогических задач, посещение и анализ уроков и внеклассных занятий.
Нетрадиционные технологии: написание творческих работ, подготовка презентаций на педагогические темы, создание педагогических проектов.
- Учебно-методическое, информационное и материально-техническое
Обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
Раздел «Введение в педагогику»
Подласый И.П. Педагогика. В 2-х томах. М., Академия, 2009.
Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Академия, 2005.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., Академия, 2010.
Раздел «Основы управления системами образования»
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Просвещение, 1996.
2. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М.: Педагогика, 1982.
3. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект. М.: Высшая школа, 1990.
7.2 Дополнительная литература
Раздел «Введение в педагогику»
- Громкова М.Т. Андрогогика. М.:Юнити, 2005.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., Педагогика, 1990.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997.
- Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск 1-3. Екатеринбург: УГППУ, 1995.
- Социальная педагогика /Под ред. М.А. Галагузовой. М.: Владос, 2000.
- Столяренко А.М. Юридическая педагогика. М.: ЭКМОС, 2000.
- Шестун Г. Православная педагогика. М.: Про-пресс, 2010.