Типы учителей по отношению к нововведениям (по Э. М. Роджерсу)
у Новаторы (до 2,5% в выборке): отличаются авантюрным духом, поглощением новшествами, открытостью к новому, извлекают новое из любого общения, ориентированы космополитически.
у Ранние реализаторы (до 13,5%) следуют за новаторами, информаторы и советники.
су Предварительное большинство (до 34%) осваивают новшества после ранних реализаторов, свободно общаются с предыдущими группами, но редко бывают лидерами. Им требуется более значительное время для внедрения новшества.
су Позднее большинство (до 34%) проявляют скепсис; осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением
социальной среды, когда большое количество групп и общество не начнёт ясно высказываться в пользу определенного новшества. от Колеблющиеся (16%) ориентируются на традиционные ценности; осваивают новшества последними; решение принимают с учетом прошлого опыта; контактируют в первую очередь с себе подобными; сомневаются и в новаторах, и в инициаторах нововведений; являются тормозом в распространении новшества.
О |
Установлено, что информированные учителя положительно относятся к нововведениям.
Школа функционирования. Школа развития
Школа функционирования— школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.
Факторы эффективного функционирования
> соответствие выбранной миссии школы образовательным потребностям учащихся и образовательным интересам других образовательных систем;
> наличие операционально определенных целей функционирования школы;
> знание этих целей педагогами и учащимися;
У принятие членами школьного коллектива общих целей совместной деятельности;
> наличие у членов коллектива адекватных частных целей и их соответствие общим целям;
> наличие условий, мотивирующих коллектив на достижение максимально возможных результатов;
> соответствие ценностей, норм, правил, традиций, школьной культуры принятым целям совместной деятельности;
> отсутствие перегрузки в учебной и профессиональной деятельности;
> информированность педагогов и учащихся о результатах совместной деятельности и их оценке.
Школа развития— школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде и его упрочение, демонтаж старого и негодного, незаслуженно забытое восстанавливается в новых формах, осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.
Факторы эффективности развития школы
♦ осознание членами коллектива развития как важной ценности;
♦ согласованное понимание настоящих требований к школе и их изменений в будущем;
♦ знание и согласованное видение главных проблем школы;
♦ знание о перспективных новшествах, освоение которых может повысить эффективность деятельности школы;
♦ соответствие частных целей развития и самого развития общим целям развития школы;
♦ владение технологией освоения новшеств;
♦ наличие условий, мотивирующих коллектив на достижение максимально высоких результатов развития школы;
♦ соответствие имеющейся школьной культуры новой философии школы, ценностям и целям ее развития;
♦ информированность участников процесса о результатах развития и их оценке.
И |
Качество работы школы определяется по ее результатам. Школа, работающая в любом из двух режимов, может обеспечивать хороший результат.
Организационная культура школы
Организационная культура школы— система отношений, ценностей, правил, норм, традиций, знаков, установок, используемая для регулирования поведения педагогического коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для педагогического коллектива данной школы.
Признаки высокой организационной культуры
#Ь ясно выражены, точно определены и всем понятны ценности и нормы;
йЬ принимаются всеми членами коллектива;
йЬ представляют собой ориентиры, которые желает достичь коллектив;
йЬ система ценностей, норм и конкретное поведение согласованы между собой.