Нравственное воспитание
Нравственность – внутренняя мораль.
Мораль – исторически сложившиеся правила и нормы, принятые в обществе.
Этика – наука о правилах и нормах поведения в обществе.
Этические задачи воспитания:
1) Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения
2) Развитие нравственных качеств
Критерии нравственности:
· Поступки
· Убеждения
· Принципы
· Ценности
Методы нравственного воспитания:
1. Убеждение
2. Личный пример
3. Совет
4. Поведение
5. Пожелание или одобрение
6. Порицание
Эстетическое воспитание – развитие эстетического отношения человека к действительности.
Задачи:
1) Приобретение теоретических знаний
2) Формирование практических умений
· Посещение музеев, выставок
· Художественные, литературные произведения
· Кино и театр
· Музыка
· Народный фольклор
· Лекции и беседы
· Театральные деятели, представители искусства.
Общение как средство взаимодействия. Педагогическое общение. Компоненты педагогического общения.
Общение выступает как межличностное взаимодействие.
Педагогическое общение – общение, направленное на решение педагогических задач.
Становится педагогическим при соблюдении следующих условий:
1) Постановка педагогических задач
2) Определение путей и способов их решения
3) Планирование общения
4) Анализ и оценка результатов общения
Компоненты педагогического общения:
1) Школа – часть общества
2) Педагог к детям – выражение общественных требований
3) Учитель не демонстрирует открыто педагогическую позицию; поступки педагога должны восприниматься детьми как проявление собственных убеждений учителя
4) Уважение личности ребенка
5) Учитель должен обладать такими качествами как наблюдательность, педагогическое воображение, эмпатия (сопереживание) и щедрость на похвалу (хвалить прилюдно, ругать наедине)
6) Нужно обращать внимание на положительное в ребенке
7) Советы: прежде, чем обвинить ребенка, попробуйте объяснить и понять мотивы поступка; через заботу и совместную деятельность вкладывайте в детей частичку себя
29. Стили педагогического общения:
1) Авторитарный
2) Попустительский
3) Демократический
Авторитарный:
· Педагог единолично решает все вопросы; касается жизни класса и каждого ученика; субъективно оценивает результаты Д; учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, педагог не позволяет проявлять инициативу и самостоятельность
· Показатели успеваемости и дисциплины высокие, но социально-психологическая атмосфера неблагополучная
· Формируется культ силы и власти; при длительном руководстве дети неспособны самостоятельно принимать решения
Попустительский (либеральный):
· Учитель min включается в Д, тем самым снимая с себя ответственность за результаты; педагог формально выполняет свои функциональные обязанности; придерживается тактики невмешательства; равнодушен к проблемам класса и ученика
· Успеваемость и дисциплина в таких классах низкие
Общее между авторитарным и попустительским стилем:
o дистантные отношения между учителем и учеником
o демонстративное подчеркивание своего положения
o отсутствие доверия
Демократический:
· Активное, положительное отношение учителя к учащимся; адекватная оценка их возможностей; учителю свойственно глубокое понимание школьника, мотивация поведения ученика, умение прогнозировать его развитие
· По внешним показателям результаты чуть ниже, чем при авторитарном принципе руководства
· Межличностные отношения характеризуются доверием и высокими требованиями
· При таком руководстве формируется творческая личность
По Таллину:
1) Модель Сократ: учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях
2) Руководитель групповой дискуссии: главное – достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися (достижение демократического согласия важнее дискуссии)
3) Модель Мастер: учитель – образец для подражания, профессионал своего дела
4) Модель Генерал: учитель избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, т.к. считает, что всегда прав
5) Модель Менеджер: возникает в процессе творческой Д, где поощряется инициатива и самостоятельность
6) Модель Тренер: учащиеся – сплоченная команда, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность; учитель – вдохновитель на конечный результат – победу
7) Модель Гид – у учителя образ «ходячей энциклопедии», он лаконичен, точен, сдержан, ответы на все вопросы известны ему заранее.
По Кан-Калику:
1) Общение на основе высоких профессиональных установок
2) На основе дружеского расположения
3) Дистанция
4) Устрашения
5) Заигрывание (сделка)
Содержание понятия учитель в педагогике. Требования науки к личностным качествам и профессиональным обязанностям учителя.
Вербальные и невербальные средства общения в практической деятельности педагога.
Педагогические конфликты и способы их предупреждения и решения.
Профессионально-педагогическая культура учителя.