Нравственное воспитание

Нравственность – внутренняя мораль.

Мораль – исторически сложившиеся правила и нормы, принятые в обществе.

Этика – наука о правилах и нормах поведения в обществе.

Этические задачи воспитания:

1) Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения

2) Развитие нравственных качеств

Критерии нравственности:

· Поступки

· Убеждения

· Принципы

· Ценности

Методы нравственного воспитания:

1. Убеждение

2. Личный пример

3. Совет

4. Поведение

5. Пожелание или одобрение

6. Порицание

Эстетическое воспитание – развитие эстетического отношения человека к действительности.

Задачи:

1) Приобретение теоретических знаний

2) Формирование практических умений

· Посещение музеев, выставок

· Художественные, литературные произведения

· Кино и театр

· Музыка

· Народный фольклор

· Лекции и беседы

· Театральные деятели, представители искусства.

Общение как средство взаимодействия. Педагогическое общение. Компоненты педагогического общения.

Общение выступает как межличностное взаимодействие.

Педагогическое общение – общение, направленное на решение педагогических задач.

Становится педагогическим при соблюдении следующих условий:

1) Постановка педагогических задач

2) Определение путей и способов их решения

3) Планирование общения

4) Анализ и оценка результатов общения

Компоненты педагогического общения:

1) Школа – часть общества

2) Педагог к детям – выражение общественных требований

3) Учитель не демонстрирует открыто педагогическую позицию; поступки педагога должны восприниматься детьми как проявление собственных убеждений учителя

4) Уважение личности ребенка

5) Учитель должен обладать такими качествами как наблюдательность, педагогическое воображение, эмпатия (сопереживание) и щедрость на похвалу (хвалить прилюдно, ругать наедине)

6) Нужно обращать внимание на положительное в ребенке

7) Советы: прежде, чем обвинить ребенка, попробуйте объяснить и понять мотивы поступка; через заботу и совместную деятельность вкладывайте в детей частичку себя

29. Стили педагогического общения:

1) Авторитарный

2) Попустительский

3) Демократический

Авторитарный:

· Педагог единолично решает все вопросы; касается жизни класса и каждого ученика; субъективно оценивает результаты Д; учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, педагог не позволяет проявлять инициативу и самостоятельность

· Показатели успеваемости и дисциплины высокие, но социально-психологическая атмосфера неблагополучная

· Формируется культ силы и власти; при длительном руководстве дети неспособны самостоятельно принимать решения

Попустительский (либеральный):

· Учитель min включается в Д, тем самым снимая с себя ответственность за результаты; педагог формально выполняет свои функциональные обязанности; придерживается тактики невмешательства; равнодушен к проблемам класса и ученика

· Успеваемость и дисциплина в таких классах низкие

Общее между авторитарным и попустительским стилем:

o дистантные отношения между учителем и учеником

o демонстративное подчеркивание своего положения

o отсутствие доверия

Демократический:

· Активное, положительное отношение учителя к учащимся; адекватная оценка их возможностей; учителю свойственно глубокое понимание школьника, мотивация поведения ученика, умение прогнозировать его развитие

· По внешним показателям результаты чуть ниже, чем при авторитарном принципе руководства

· Межличностные отношения характеризуются доверием и высокими требованиями

· При таком руководстве формируется творческая личность

По Таллину:

1) Модель Сократ: учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях

2) Руководитель групповой дискуссии: главное – достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися (достижение демократического согласия важнее дискуссии)

3) Модель Мастер: учитель – образец для подражания, профессионал своего дела

4) Модель Генерал: учитель избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, т.к. считает, что всегда прав

5) Модель Менеджер: возникает в процессе творческой Д, где поощряется инициатива и самостоятельность

6) Модель Тренер: учащиеся – сплоченная команда, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность; учитель – вдохновитель на конечный результат – победу

7) Модель Гид – у учителя образ «ходячей энциклопедии», он лаконичен, точен, сдержан, ответы на все вопросы известны ему заранее.

По Кан-Калику:

1) Общение на основе высоких профессиональных установок

2) На основе дружеского расположения

3) Дистанция

4) Устрашения

5) Заигрывание (сделка)

Содержание понятия учитель в педагогике. Требования науки к личностным качествам и профессиональным обязанностям учителя.

Вербальные и невербальные средства общения в практической деятельности педагога.

Педагогические конфликты и способы их предупреждения и решения.

Профессионально-педагогическая культура учителя.

Наши рекомендации