Педагогика как наука: объект, предмет, цели изучения
Основные понятия педагогики
Слова и словосочетания
Педагогика как наука
Объект педагогики
Предмет педагогики
Этапы формирования
Греческий
Детоведение
Педагогический (целостный) процесс
Английский учёный (Фрэнсис Бэкон)
Чешский педагог (Ян Амос Коменский)
Учебные заведения
Профессиональная подготовка
Философия
Психология
Социология
Физиология
Математика
Политология
Этика
Эстетика
Воспитание
Обучение
Сознательный
Целенаправленный
Осуществляемые процессы
Процесс направленного развития
Формирование личности
Общественное явление
Передача исторического опыта
Культурный опыт
Поколение
Взаимодействие учителя и учащихся
Обеспечивать развитие ученика
В интересах личности
Рассматривать
Организованная деятельность
Сущность обучения
Закономерность обучения
Принципы, методы, формы обучения
Текст занятия 1
Педагогика как наука:
Объект, предмет, цели изучения
Основные понятия педагогики
Педагогика (от греческого – «детоведение, детовождение») – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Это наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.
Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и была закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского, который изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика». Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII в. привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии в XVIII в.
К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками. Современный этап развития педагогического знания основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками – философией, этикой, эстетикой. психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией и т. д.
Педагогика взаимосвязана с этикой и эстетикой. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно решают социальные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.
Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законах психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания. Опираясь на эти законы, педагоги обеспечивают формирование человека как субъекта, личности и индивидуальности.
Объектом педагогики является воспитание и обучение как сознательно и целенаправленно осуществляемые процессы. Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
К основным (базовым) понятиям педагогики относятся понятия «воспитание», «обучение», «образование».
В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель передает опыт, накопленный человечеством, вводит в мир культуры, стимулирует к самовоспитанию, помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. В свою очередь воспитанник овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры, работает над собой, обучается способам общения и правилам поведения. В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Под обучением понимается процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель преподает (т. е. целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания), руководит процессом освоения знаний, навыков и умений, создает условия для развития учащихся (их памяти, внимания, мышления). В свою очередь ученик учится (т. е. овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно), пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить, а также проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Интернет), занимается самообразованием.
Образование понимается в педагогике как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
Воспитание, обучение и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.
Таким образом, педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.