Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в мо­мент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечива­ют такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, системати­зация, обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспом­нить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогно­зирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения авто­ром нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицатель­ные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше проис­ходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запом­нить "всерьез и надолго".

Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при ис­пользовании оперативной памяти, то именно к этому сроку сра­батывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

Установка на восприятие материала по содержанию (она опре­деляет восприятие). В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и "выхватит" наше внимание.

Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впе­чатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Перво­начальное впечатление можно усилить рационально и эмоцио­нально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, про­говорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить инфор­мацию (особенно с лицом, придерживающимся противополож­ной точки зрения). При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой ин­формацией. Нередко эмоциональные впечатления мы помним го­раздо дольше, чем "впечатления ума". Однако отрицательные эмо­ции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизво­дится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассо­циации помогут вспомнить необходимое.

Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, "приподнять" знания, полистать справочники.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит за­помнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.

Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что зау­ченное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математи­ки, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна "отстояться".

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запомина­нию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: "Повторение — мать учения". Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.

Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоми­наемого "теряется" сразу после запоминания, а с течением вре­мени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй — через 20—30 мин, третий — через день, четвертый — через две-три недели. При этом следует по­мнить о том, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде до­полнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).

Для лучшего запоминания широко используются мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании ино­странных слов, чисел, большого объема информации. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Так, год фран­цузской революции — 1789-й — легко запомнить, выделив струк­туру даты (последовательность цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмо­вание также способствует запоминанию. Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники.

Метод ассоциаций. Запоминание даты, например, можно ассо­циировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до... или спустя столько-то лет после... При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их коли­чество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов тек­ста в единую целостную структуру, в единый рассказ.

Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко "извлекает­ся" из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью пред­метов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный "марш­рут". Это может быть дорога к месту работы, расположение ком­нат в квартире и отдельных "мест" внутри комнаты (диван, ко­вер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15—20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете предметы, ко­торые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого ма­териала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно "разбить" по како­му-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримс­кие ораторы.

Названные приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Что такое память?

2. Перечислите виды и особенности памяти.

3. Расскажите о законах памяти.

Вернуться вверх

Глава 4

Воображение

1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления

Воображение— это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой от­ражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, пред­полагает самостоятельное создание образов, реализуемых в ори­гинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъем­лемой стороной технического, художественного и иного творче­ства.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе со­здание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изу­чении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризует­ся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассив­ное воображение может быть преднамеренным и непреднамерен­ным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную воз­можность уйти от действительности. Фантазия героя создает про­екты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализо­ваны.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ос­лаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в по­лудремотном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться в разных формах.

Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направ­ленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты — отодвинутые во времени желания. От грез мечты отли­чаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками че­ловека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплоти­лась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Однако воображение может выступать и как замена деятельно­сти, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в об­ласть фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимы­ми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазий называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучительную попытку гоголевской героини из "Же­нитьбы" выбрать жениха из четырех претендентов: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Пав­ловича — я бы тогда тотчас же решилась". Грезы выполняют ком­пенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жиз­ни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имею­щим почти никакой связи с действительностью. Если грезы мож­но считать вполне нормальным психическим состоянием, то гал­люцинации обычно являются результатом тех или иных наруше­ний психики или работы организма и сопровождают многие бо­лезненные состояния. Галлюцинации — наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убеж­ден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях нахо­дят выражение и удовлетворение многие жизненно важные по­требности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

Наши рекомендации