III. Подведение итогов

У. О каком событии из истории нашей страны мы сегодня говорили? Как относится Православная Церковь к войнам? Почему? Как Господь помогал нам в Великой Отечественной войне? Как война меняет человека?

VI. Домашнее задание

У. Дома расспросите родныхили найдитев книгах приме­ры чудесной помощи во времяВеликой Отечественной войны.

Ю. Клюева

Тема. «Сошествие Святого Духа»

Целы урока. Сообщить о событиях, связанныхс праздником; по­вторить пройденный материал; развивать речь, память, мышление;

воспитывать нравственные качества у детей.

Ход урока I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о празднике,который празд­нуется на пятидесятый день послеПасхи. Ктознает, как на­зывается этот праздник?

Дети. День сошествия СвятогоДуха, илиТроица.

У. Этот день называют днем рождения Церкви. А почему его так называют и что случилось в этот день.вы узнаетенасегодняшнем уроке.

III. Повторение У. Вспомните, чтопроизошло послевоскресения Иисуса

Христа.

Д. ПослеПасхи Господьв течение сорока дней многоразявлялся ученикамСвоим и училих, как им жить после Его вознесения на небо.

- На сороковой день ИисусХристос соСвоими учениками поднялсяна горуЕлеон. ТамОн долго говорил с ними, благо­словил их и сказал, что они будутпо всему миру проповедо-

144 КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

вать о Нем, но сейчас они должны остаться в Иерусалиме и ждать иудейского праздника Пятидесятницы. Кончив говорить, Спаситель поднял руки, благословил учеников и стал подни­маться, возноситься на небо. Ученики стояли и смотрели на небо, и вдруг появились два ангела и сказали им; «Чтовыстоите и смотрите? Иисус Христос вознесся на небо, а когда придет время, он опять вернется». После этого ученики воз­вратились в Иерусалим и стали там вместе ждать сошествия Святого Духа.

IV. Сообщение нового материала

У. После вознесения апостолы собрались все вместе в од­ном доме и стали проводить время в молитве. Так как Гос­подь избрал двенадцать апостолов, то на место Иуды Иска­риота надо было выбрать другого. Из тех людей, которые все время находились рядом с апостолами, были выбраны двое: Иосиф и Матфий. После этого апостолы помолились и бросили жребий.По жребию двенадцатым апостолом стал Матфий.

Через десять дней после вознесения наступил еврейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как они получили от Бога Десять заповедей. В эти дни в Иеруса­лим пришло много людей из разных стран. Апостолы же в это время молились в своем доме. Вдруг они услышали шум, как от сильного ветра. Этот шум наполнил весь дом, а над каждым апостолом появился язык пламени, и они стали го­ворить на разных языках. В это время многие люди, услы­шав шум, сбежались к дому апостолов. И все стали удив­ляться, как простые рыбаки вдруг заговорили на разных язы­ках. Некоторые стали говорить, что они напились вина и пьяны. Но апостол Петр вышел к людям и сказал: «Мы не пьяны, но в том, что вы видите, исполняются слова пророка, который говорит, что Бог излиет Духа Святого на рабов Сво­их и они будут пророчествовать, и что всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Потом апостолы стали рассказы­вать народу, как умер и воскрес Господь Иисус Христос н как это предсказывали древние пророки. Люди стали спра­шивать у апостолов: «Что же нам теперь делать?»Петр же сказал им:«Покайтесь и креститесь во имяИисуса Христа

Сошествие Святого Духа'145

для прощения грехов». В этот день к Церкви присоединилось три тысячи человек.

После праздника апостолы разошлись по всему миру и всю­ду говорили о Христе. Теперь им легко было идти ко всем народам, потому что они имели дар говорить на всех языках мира.

День сошествия Святого Духа называют еще Троицей, так как с этого дня открылось миру действие всей Пресвятой Трои­цы: Дух Святой был послан на землю Сыном, вознесшимся к Отцу. С этого дня христиане поклоняются Пресвятой Троице — Одному Богу в Трех Лицах: Отцу, Сыну и Святому Духу.Какэто может быть, человеку невозможно понять. Когда блажен­ный Августин писал книгу «О Святой Троице», но он никак не мог постигнуть великую тайну. Тогда он решил отдохнуть и вышел к морю. Там он увидел мальчика, который ложкой чер­пал воду из моря и выливал ее в ямку. «Что ты делаешь?» — спросил блаженный Августин. "Хочу вычерпать море и вместить его в ямку», - ответил мальчик. «Но это невозможно!» — сказал Августин. На что мальчик ему ответил: «Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу».

В день Святой Троицы христиане украшают свои дома и храм зеленью. Это напоминает нам о том, что Бог дает жизнь всему живому.

V, Закрепление

У., Что делали апостолы после вознесения? . . Кого избрали апостолы двенадцатымапостолом после пре­дательства Иуды?

Как произошло сошествие Святого Духа?

Что стало после итого с апостолами?

Для чего они получили дар говорить на разных языках?

VI, Подведение итогов

У, О чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Дома, кто захочет, нарисуйте березку, ветвями которой украшаются храм и дома в день Святой Троицы.

Ю. Клюева

146 КОНСПЕКТЫУРОКОВ

Тема. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София»

Цели урока. Познакомить с жизнью святых мучениц; углубить понимание значения и смысла мученического подвига; развивать мышление и речь.

Ход урока

Наши рекомендации