III. Подведение итогов
У. О каком событии из истории нашей страны мы сегодня говорили? Как относится Православная Церковь к войнам? Почему? Как Господь помогал нам в Великой Отечественной войне? Как война меняет человека?
VI. Домашнее задание
У. Дома расспросите родныхили найдитев книгах примеры чудесной помощи во времяВеликой Отечественной войны.
Ю. Клюева
Тема. «Сошествие Святого Духа»
Целы урока. Сообщить о событиях, связанныхс праздником; повторить пройденный материал; развивать речь, память, мышление;
воспитывать нравственные качества у детей.
Ход урока I. Организационный момент
II. Сообщение целей урока
Учитель. Сегодня мы поговорим о празднике,который празднуется на пятидесятый день послеПасхи. Ктознает, как называется этот праздник?
Дети. День сошествия СвятогоДуха, илиТроица.
У. Этот день называют днем рождения Церкви. А почему его так называют и что случилось в этот день.вы узнаетенасегодняшнем уроке.
III. Повторение У. Вспомните, чтопроизошло послевоскресения Иисуса
Христа.
Д. ПослеПасхи Господьв течение сорока дней многоразявлялся ученикамСвоим и училих, как им жить после Его вознесения на небо.
- На сороковой день ИисусХристос соСвоими учениками поднялсяна горуЕлеон. ТамОн долго говорил с ними, благословил их и сказал, что они будутпо всему миру проповедо-
144 КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
вать о Нем, но сейчас они должны остаться в Иерусалиме и ждать иудейского праздника Пятидесятницы. Кончив говорить, Спаситель поднял руки, благословил учеников и стал подниматься, возноситься на небо. Ученики стояли и смотрели на небо, и вдруг появились два ангела и сказали им; «Чтовыстоите и смотрите? Иисус Христос вознесся на небо, а когда придет время, он опять вернется». После этого ученики возвратились в Иерусалим и стали там вместе ждать сошествия Святого Духа.
IV. Сообщение нового материала
У. После вознесения апостолы собрались все вместе в одном доме и стали проводить время в молитве. Так как Господь избрал двенадцать апостолов, то на место Иуды Искариота надо было выбрать другого. Из тех людей, которые все время находились рядом с апостолами, были выбраны двое: Иосиф и Матфий. После этого апостолы помолились и бросили жребий.По жребию двенадцатым апостолом стал Матфий.
Через десять дней после вознесения наступил еврейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как они получили от Бога Десять заповедей. В эти дни в Иерусалим пришло много людей из разных стран. Апостолы же в это время молились в своем доме. Вдруг они услышали шум, как от сильного ветра. Этот шум наполнил весь дом, а над каждым апостолом появился язык пламени, и они стали говорить на разных языках. В это время многие люди, услышав шум, сбежались к дому апостолов. И все стали удивляться, как простые рыбаки вдруг заговорили на разных языках. Некоторые стали говорить, что они напились вина и пьяны. Но апостол Петр вышел к людям и сказал: «Мы не пьяны, но в том, что вы видите, исполняются слова пророка, который говорит, что Бог излиет Духа Святого на рабов Своих и они будут пророчествовать, и что всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Потом апостолы стали рассказывать народу, как умер и воскрес Господь Иисус Христос н как это предсказывали древние пророки. Люди стали спрашивать у апостолов: «Что же нам теперь делать?»Петр же сказал им:«Покайтесь и креститесь во имяИисуса Христа
Сошествие Святого Духа'145
для прощения грехов». В этот день к Церкви присоединилось три тысячи человек.
После праздника апостолы разошлись по всему миру и всюду говорили о Христе. Теперь им легко было идти ко всем народам, потому что они имели дар говорить на всех языках мира.
День сошествия Святого Духа называют еще Троицей, так как с этого дня открылось миру действие всей Пресвятой Троицы: Дух Святой был послан на землю Сыном, вознесшимся к Отцу. С этого дня христиане поклоняются Пресвятой Троице — Одному Богу в Трех Лицах: Отцу, Сыну и Святому Духу.Какэто может быть, человеку невозможно понять. Когда блаженный Августин писал книгу «О Святой Троице», но он никак не мог постигнуть великую тайну. Тогда он решил отдохнуть и вышел к морю. Там он увидел мальчика, который ложкой черпал воду из моря и выливал ее в ямку. «Что ты делаешь?» — спросил блаженный Августин. "Хочу вычерпать море и вместить его в ямку», - ответил мальчик. «Но это невозможно!» — сказал Августин. На что мальчик ему ответил: «Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу».
В день Святой Троицы христиане украшают свои дома и храм зеленью. Это напоминает нам о том, что Бог дает жизнь всему живому.
V, Закрепление
У., Что делали апостолы после вознесения? . . Кого избрали апостолы двенадцатымапостолом после предательства Иуды?
Как произошло сошествие Святого Духа?
Что стало после итого с апостолами?
Для чего они получили дар говорить на разных языках?
VI, Подведение итогов
У, О чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Дома, кто захочет, нарисуйте березку, ветвями которой украшаются храм и дома в день Святой Троицы.
Ю. Клюева
146 КОНСПЕКТЫУРОКОВ
Тема. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София»
Цели урока. Познакомить с жизнью святых мучениц; углубить понимание значения и смысла мученического подвига; развивать мышление и речь.
Ход урока