Идентификация и рефлексия

Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.

Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим.

Вторичная идентификация– идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

Согласно теории 3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родите​лю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агресси​ей по отношению к родителям своего пола.

Идентификация и делает человека способным к социализа​ции, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его спо​собным на объективную и дифференцированную самооценку.

Рефлексия – интеллектуаль​ный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [3, с. 675].

С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональ​ные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.

Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я – концепиии», личностной рефлексии – своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.

Бессознательное –специ​фическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия.

Сфера бессознательного включает в себя:

1) все психические явления, возникающие во сне (сновидения);

2) реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздейст-

вующие на человека, но не ощущаемые им;

3) движения, быв​шие в прошлом сознательными, но благодаря повторению ав-

тома​тизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые;

4) бред;

5) галлюцинации;

6) ощущения.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З.Фрейд.

3. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.

Согласно теории З.Фрейда, структура личности включает три сфе​ры:

1. Бессознательное (Ид – «Оно»).

2. Сознание (Эго – «Я»).

3. Супер –Эго («Сверх –Я»).

«Оно» – совокупность биологи​ческих влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявить​ся вовне и получить удовольствие.

«Оно»имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия.

«Я»– это психическая структура, ко​торая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в за​висимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а ка​кие – нет.

«Я»руководствуется принципом реальности.

«Сверх – Я» — структура, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и за​претов и является носителем моральных норм.

«Сверх – Я» лежит в основе чувства вины, которое ис​пытывает «Я», принимая решения об удовлетворении какой-ли​бо потребности.

По мнению 3. Фрейда, ведущую роль в психике играет «Оно», содержание которого составляет две группы ин​стинктов:

1) инстинкты продолжения жизни (Эрос), энергию которых 3.Фрейд назвал

либидо;

2) инстинкты смерти (Танатос) –это инстинкты разрушения, аг​рессии.

Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства.

Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения.

Это выражается в чувстве соперничества с отцом.

Девочки направ​ляют сексуальную энергию на отца, и соответственно испытыва​ют чувство ревности к матери.

Эти неосознанные сублимирован​ные формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» (для мальчиков) и «Комплексом Электры» (для девочек).

З.Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

1)свободные ассоциации – механизм, с по​мощью которого человек может

вербализировать свои подсозна​тельные переживания, чувства, эмоции, же-

лания, значимые для него проблемы;

2)сновидения – играют значительную роль в оптимизации психичес​кой жиз-

ни человека. В образах сновидений отражаются зна​чимые переживания, вы-

тесненные влечения, которые именно по​средством этого механизма стано-

вятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бес-

сознательного;

3)оговорки, очитки, описки и юмор.По мнению ряда ученых, юмор зачас-

тую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех.

Бессознательные пережива​ния получают отражение в оговорках, очитках,

описках и юмо​ре образом, аналогичным сновидениям.

Психологическая защита – стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, на​правленных на минимизацию отрицательных переживаний, связан​ных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.[2]

Наши рекомендации