Афинская система воспитания
Структура современной научно-педагогической теории и перспективы ее развития.
1) Общая педагогика:
· общие основы
· дидактика
· теория воспитания
· управление образовательными процессами
2) Возрастная педагогика изучает особенности и закономерности воспитания и образования различных возрастных групп:
· дошкольная
· школьная
· старшая школа
· педагогика труда
3) Специальная (коррекционная) педагогика:
· сурдопедагогика
· тифлопедагогика
· олигофренопедагогика
· логопедия
4) Социальная педагогика разрабатывает вопросы внешнего воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности
5) Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности
6) История педагогики и образования – изучает развитие педагогических идей и практики образования в разные эпохи.
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появляется: философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.
Основные категории педагогики.
Воспитание:
· В широком смысле – передача опыта от старшего поколения к младшему
· В узком – целенаправленный процесс по формированию личности
Образование рассматривается как процесс и результат (процесс – действия, направленные на получение знаний и опыта; результат – система полученных знаний).
Объем: начальное, среднее, высшее.
Характер: среднее, профессиональное, политехническое.
Обучение – целенаправленный процесс образования (овладение ЗУН, приобретение Д, развитие способностей, приобретение опыта, применение знаний в повседневной жизни и формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Знание – отражение объективной действительности в форме фактов и явлений, законов и закономерностей.
Умение – способность применить полученные знания на практике.
Навык – отточенное до совершенства умение.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме человека.
Формирование – становление личности как социального существа.
Педагогическая проблема – круг педагогических вопросов/вопрос, требующий решения.
Педагогическая ситуация – явление, организованное педагогом или возникшее спонтанно, требующее педагогического вмешательства.
Педагогическая задача – осмысление педагогической ситуации с целью ее преобразования.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, учителя и ученика с целью передачи социального опыта.
Основные этапы формирования педагогической науки в России и за рубежом.
Педагогика прошла 3 этапа в своем развитии:
I. Эмпирический (с момента зарождения классов, появления государства до XVII в.):
· осмысливается опыт обучения и воспитания различных народов;
· создаются образовательные учреждения и воспитательные системы (афинская, спартанская, рыцарская, школа греческой культуры, системы иезуитского и христианско-каталического обучения);
· восток обогащает педагогику, китайские ученые реализуют 4 дисциплины (мораль, язык, политика и литература), выдвигают концепцию идеального человека не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию.
II. Формирование педагогики как науки, становление педагогики (XVII – XX вв.):
· Основатель – Ян Амос Каменский;
· Дополняют педагогику труды Гербарта, Дистерверга, Жан-Жака Руссо и Дж. Локка, Песталоцци;
· В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с Министерством народного просвещения (Ушинский добивался реализации на практике народности общественного воспитания)
III. Бурное развитие науки (XX в.)
· Бурное развитие как на З, так и на В
· Ориентированность на обслуживание экономического прогресса общества
· Необходимость создания высокотехнологических систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля.
Представления о составе участников образовательной деятельности в истории образования и педагогической мысли.
Зарождение воспитания в первобытном обществе.
Воспитание и обучение в древнейших государствах.
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
Родоначальник – Сократ. Главное в методе – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа – Платон – родоначальник дошкольного детского образования. Основал школу – академию, главная задача школы – познание школьниками окружающего мира и самих себя.
Продолжатель – Аристотель. Создал свою школу – ликей (лицей). Занятия не в помещении, а в процессе прогулки по парку.
Трактаты по педагогике, психологии, риторике, философии. Ввел возрастную периодизацию.
Воспитание – средство укрепления государства.
Считал: школы - государственные, все граждане – одинаковое воспитание.
Воспитание – единство физического и нравственного развития (физическое развитие должно предшествовать интеллектуальному).
Афинская система воспитания.