Сущность и назначение социальной работы
Возникновение социальной работы как вида профессиональной деятельности в зарубежных странах приходится на конец XIX -начало XX вв. (СНОСКА: Становление социальной работы как нового вида профессии в значительной степени связано с именем Мэри Ричмонд (США). В 1899 г. она подготовила книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой были заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей работе - «Социалыгые диагнозы» (1917 г.) М.Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, получивший впоследствии наименование - индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время (20-е гг. XX столетия) в ряде стран возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников, и эта книга становится важнейшим пособием для соответствующих учебных заведений США и Европы) Ее предшественницей принято считать благотворительную деятельность различного рода религиозно-миссионерских обществ и организаций, но непосредственно как профессия социальная работа оформляется в середине сороковых годов XX столетия, т.е. после окончания второй мировой войны. Становление, а, вернее, возрождение социальной работы в России приходится на более поздний период, 1989-1990 гг., начало перехода отечественной экономики к рыночным отношениям. (СНОСКА: Революционные процессы в России (1917 г.) и последующие социальные изменения, направленные на строительство социалистического общества, делали до определенного момента ненужными ни саму социальную работу в ее западном варианте, ни тем более подготовку соответствующих кадров. В условиях плановой экономики требовались в основном административные работники служб социальной защиты.)
Социальная работа за рубежом - это одно из авторитетных направлений деятельности современного буржуазного общества, имеющее своей целью поддержание социального равновесия между его членами. В то же время, восприняв идеи религиозной благотворительности, идеи прогрессивных социально-экономических учений о социальном равенстве, обращена она непосредственно к человеку Социальная работа является как бы связующим звеном между индивидом и государством, между индивидом и социумом. Она предназначена для воплощения в жизнь основной идеи западной демократии - каждый член общества имеет право на пользование минимумом благ, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность. Особенно это касается наименее защищенных в социальном отношении групп населения и лиц, оказавшихся временно в трудной жизненной ситуации.
Социальная работа - это одно из важнейших направлений деятельности государства и общественных организаций по практическому решению социальных, в том числе и социально-культурных, проблем, оказанию помощи наименее защищенным в социальном отношении группам населения.
Эффективность социальной работы во многом зависит от уровня жизни общества в целом. Чем богаче общество, тем сильнее социальная защита его граждан, а, следовательно, тем сильнее и эффективнее социальная работа как один из важнейших инструментов осуществления этой защиты. Без мощного экономического фундамента сама по себе социальная работа малоэффективна. Она превращается либо в один из видов благотворительности, помогающей тем или иным группам населения от случая к случаю, либо впадает в чистейший альтруизм, когда желание помочь не подкрепляется практическими действиями. «Пытаться устранить и уменьшить проявления на индивидуальном уровне текущих и структурных проблем, - пишет шведский ученый Х.Сведнер, - будет подобно сгребанию листьев граблями в листопад. Проблемы неизбежно возникают вновь». (СНОСКА: Социальная работа. Вып. 1. (Материалы российско-шведского семинара 3 -6 марта 1991 г.). - М, 1992. СП - 14)
Социальная работа эффективна в том случае, если она опирается на мощный экономический фундамент общества и подкрепляется хорошо отлаженной системой социальной защиты граждан на всех уровнях: государственном, регионально-муниципальном и индивидуальном. (СНОСКА: Термин «социальная защита» («социальная безопасность»), согласно общепринятого определению Международной организации труда, означает защиту, которую общество обеспечивает для своих членов с помощью системы экономических и социальных мер в случае наступления причин, вызывающих значительное уменьшение или прекращение получения заработной платы) Представление о соотношении сфер деятельности: социальная защита и социальная работа - дает рис.3.
К сожалению, Россия, как и другие страны бывшего Советского Союза, в настоящее время сильно отстает от экономического уровня стран Запада. Следовательно, и находящаяся в стадии становления социальная работа в нашей стране, помимо чисто организационных проблем, испытывает трудности, прежде всего, экономического порядка.
Если общество не может своевременно выплатить пенсию, заработную плату тем или иным категориям трудящихся, то о какой социальной работе может идти речь?
Конечно, и западные страны не сразу осознали важность социальной защиты всех групп населения и организации социальной работы. Переход от безудержной эксплуатации рабочих до заботы о каждом члене общества занимает длительный период.
В желании и умении богатого поделиться с бедным сказывается не только альтруизм, но и инстинктивное чувство самосохранения. Общество не может нормально функционировать, если наряду с очень богатыми есть очень бедные. Одним из условий выживания общества является умение достичь определенного социального «равновесия» между всеми категориями граждан. Вот что пишет по этому поводу швейцарец Антонин Вагнер: «Если считать неравенство неизбежным, то, с нравственной точки зрения, нельзя признать справедливым существование слишком большого различия между теми, кто имеет, и теми, кто не имеет. Лишь постепенная интеграция богатства и бедности, силы и бессилия сделает возможным социальное общество в мире, построенное на принципах справедливости. Интеграция в этом смысле означает, что часть граждан общества должна отдать или поделиться своими привилегиями». (СНОСКА: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Москва-Тула, 1993. –Т.1. -C.181)
От себя добавим: здесь не только нравственный аспект. Здесь и здравый смысл, благоразумие и прагматизм, забота о собственной безопасности со стороны богатых. По мнению некоторых американских ученых, капиталистическая система выжила потому, что, пусть и неохотно, но взяла на вооружение идею о необходимости заботиться обо всех без исключения членах общества.
Большую роль в становлении и развитии социальной защиты сыграли прогрессивные социально-экономические теории, начиная от утопических (город Солнца как образец идеального общества), марксистских (коммунистическое общество) и кончая собственными буржуазными (теория конвергенции, государство всеобщего благоденствия и т.п.).
Особо следует отметить использование западными обществами опыта бывших стран социализма в организации социальной защиты. Запад не просто взял на вооружение многие передовые идеи, но, в отличие от самих социалистических стран, превратил их в реальность, Соревнование двух общественно-экономических систем стимулировало процесс социализации всех сторон жизни западного общества. Не случайно сегодня мы уже не говорим о странах Запада как о капиталистических. Все чаще мы их определяем как страны с развитой рыночной экономикой. А в социальном плане многие из них можно определить как социалистические (Швеция, Швейцария, Голландия и др.). И если таким определением редко кто пользуется, то только потому, что слово «социализм» в значительной степени себя скомпрометировало.
Жаль, что сами бывшие социалистические страны, включая Россию, отказались от многих социальных достижений недавнего прошлого (бесплатная медицина, бесплатное образование, отсутствие безработицы и т.п.). Не создав новых структурных отношений, присущих странам с рыночной экономикой, мы потеряли многое из того, чем по праву гордились и могли бы гордиться сегодня.
Уже говорилось, что социальная работа - это производное от общества в целом и, прежде всего, его экономических условий. Но социальная работа - это, конечно же, производная и от передовых социально-экономических и философских учений, как бы их детище.
И здесь следует особо сказать о прародительнице социальной работы, как в целом, так и в практическом плане. Речь идет о религиозных предпосылках организации социальной работы, о роли религии и религиозных организаций в осуществлении благотворительной деятельности в странах Запада. Связь эта несомненна. Социальная работа зародилась именно в недрах религиозной благотворительности. Не случайно зачатки социальной работы просматриваются в деятельности религиозных миссионеров конца XIX - начала XX вв. по оказанию помощи беднейшим слоям населения. Связи социальных работников и представителей религиозных организаций крепки и сегодня.
Религиозные идеи (прежде всего христианства) как бы духовно оплодотворяют деятельность современных социальных работников. Хотя, конечно, социальная работа и деятельность религиозно-благотворительных или просто благотворительных обществ и организаций - это не одно и то же. Имея много общего, они имеют и существенные отличия. Социальная работа - это, прежде всего профессия. Если в благотворительности главное - стремление самих помогающих, - отмечает английский исследователь Теодор Шанин, - это в социальной работе центральной фигурой является «клиент», а ее цель - освобождение «клиента» от нужды в социальных работниках. (СНОСКА: См.: Куда идет Россия? - М: Дело, 1998. С.304)
Выйдя из недр благотворительности, социальная работа превратилась в самостоятельную, специфическую профессию, суть которой не сводится к одной благотворительности. В документах, принятых Национальной ассоциацией социальных работников США, так формулируется суть социальной работы: социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях. (СНОСКА: См.: Теория и практика социальной работы. – Москва-Тула, 1993. Т.1. – С.280. С. 280)
И.Найфельд (ФРГ), говоря о социальной работе как о преемнице первоначальных форм благотворительности и опеки, определяет ее «как специфическую форму государственного и в негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения». (СНОСКА: Там же. - С. 135)
При этом под специфичностью формы воздействия или помощи большинством авторов понимается индивидуализированная помощь тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество. (СНОСКА: См.: Куда идет Россия? - М.: Дело, 1998. – С. 306) Сама же социальная работа определяется как организация личностной службы помощи людям. Основанная на альтруизме (заработная плата самих социальных работников в данном случае не принимается в расчет) и направленная на помощь людям в условиях их личного или семейного кризиса, социальная работа является связующим звеном между теми, кому необходима помощь, и государственным аппаратом, а также законодательством. Личностная служба - это значит не формальная, не казенная помощь, а по человечески заинтересованная, с учетом индивидуальной ситуации. Основной критерий успеха в данном случае состоит в том, чтобы человек, которому оказывается помощь, мог в дальнейшем обходиться без помощи социального работника.
К основным целям социальной работы можно отнести:
1. Увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности более эффективно разрешать возникающие проблемы;
2. Создание условий, в которых клиенты могут в максимальной степени проявить свои возможности и получать все, что им положено по закону;
3. Адаптация и реадаптация людей в обществе (эмигранты, выздоравливающие больные и др.);
4. Создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
И как конечная цель - полное возвращение человека к самостоятельной жизни.
Таким образом, из сказанного выше следует:
Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям или их группам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в целях повышения или восстановления их способности к социальному функционированию. В первую очередь помощь оказывается наименее защищенным в социальном отношении категориям населения (малоимущие, инвалиды). Затем идут люди, временно оказавшиеся в трудной ситуации (беженцы, безработные). Сложная или трудная жизненная ситуация - это, как правило, не экстремальная ситуация (пожар, железнодорожная катастрофа, землетрясение и т.п.). В случаях экстремальной ситуации требуются другие, как правило, экстренные виды помощи. А вот после выхода из экстремальной ситуации опять требуется помощь социального работника (для адаптации или реадаптации). Но часто трудная жизненная ситуация для конкретного человека может явиться экстремальной ситуацией (потеря работы, вынужденное переселение и т.п.). Социальная работа - это, прежде всего помощь людям, слабо защищенным в социальном отношении. Но это и социальная гарантия помощи любому гражданину общества в случае, если он попадет в трудную жизненную ситуацию.
Как уже говорилось, одна из задач социальной работы - довести до каждого гражданина все то, что ему положено по закону. И здесь речь идет не только о материальной или психологической помощи, а о предоставлении всего спектра социальных услуг, включая и социально-культурные. На рис.4 и 5 схематически определяется зона совместной деятельности работников социальной и социально-культурной сфер. Как увидим дальше, в ряде случаев трудно определить, где кончаются задачи одной службы и начинаются задачи другой.
§2. Социальная работа в контексте социокультурных проблем
Высокий уровень жизни населения стран Запада, казалось бы, дает основание считать, что на Западе нет тех проблем, с которыми приходится сталкиваться населению других стран с менее развитой экономикой. Однако это не так. Большинство стран Запада сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны, естественно, в большей или меньшей степени. Эти проблемы, по существу, стали интернациональными, общемировыми (глобальными). И думать над их решением приходится как каждой стране в отдельности, так и мировому сообществу в целом.
Действительно, уровень жизни в передовых странах Запада необычайно высок. Так, например, прожиточный минимум для семьи из четырех человек в США (данные за 2002 г.) составляет 18100 долларов в год, или 1500 долларов в месяц. (СНОСКА: Прожиточный минимум периодически пересматривается и имеет тенденцию к увеличению) Очень сильна социальная защита за рубежом. Так, в случае увольнения с работы для каждого гражданина ФРГ предусмотрена выплата средств из специального фонда взаимопомощи предприятия. Еще недавно она равнялась 20 тыс. марок. Сегодня - это не менее 10 тыс. евро. Выплата может производиться в течение 5 лет. Кроме того, есть еще пособие по безработице, получаемое из другого фонда. Оказываемая помощь позволяет человеку, временно лишившемуся работы, жить, в общем-то, безбедно в течение длительного времени. Но сам факт потери рабочего места производит на человека, как правило, очень тяжелое действие. И здесь не лишними становятся услуги, оказываемые потерявшему работу со стороны различного рода социальных и психологических служб.
Безработица - не единственная проблема, с которой сталкивается западное общество.
В Программе национальной ассоциации социальных работников США «Семейные узы» дается целый перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться рядовым американцам.
Психическое здоровье
Каждый день всего лишь 20 % лиц, у которых отмечаются нарушения интеллекта, получают профессиональное лечение.
Социальная справедливость
Каждый день, по крайней мере, 161 обвинение в дискриминации принимает к рассмотрению Комиссия по равным возможностям при найме на работу (проблемы национальной дискриминации представителей национальных меньшинств, дискриминация в отношении других категорий населения - женщин, людей пожилого возраста и т.п.).
Образование
Каждый день, по крайней мере, 11830 учеников средней школы бросают ее.
Здравоохранение
Каждый день 37 млн. американцев не обеспечены медицинским страхованием.
Помощь по уходу за членами семьи
Каждый день более 15000 родителей вынуждены прервать работу из-за необходимости организации ухода за детьми.
Аналогичные проблемы есть и в других странах. Так, в Швеции в конце 80-х гг. XX столетия отмечался рост преступности, особенно, краж. Но если два предыдущих всплеска преступности пришлись на время голода (1867 - 1868 гг. и 1917 - 1918 гг.), и такого рода преступность можно назвать «преступностью от нищеты», то недавний всплеск преступности, связанный с ростом уровня жизни, заставляет говорить о «преступности от благосостояния». (СНОСКА: Теория и практика социальной работы - Москва-Тула, 1993. - Т.2. - С.257. Теория и практика социальной работы. - Москва-Тула, 1993. - Т.2. - С.64) Последнее связано, с одной стороны, с расширением возможностей для совершения преступлений в обществе с лучшей материальной обеспеченностью, а с другой - с изменением роли молодежи в обществе (молодежь теперь менее опекается родителями, не участвует в трудовом процессе в той степени, как это было раньше на селе, т.е. многое совершается от безделья).
Не последнюю роль играют здесь, по нашему мнению, просчеты в воспитании и организации культурно-досуговой работы, в неумении части молодежи правильно организовать свой досуг, заполнить его социально значимыми видами деятельности.
Наличие достатка - это еще не панацея от социальных бед. Так, например, в Японии, несмотря на достигнутое материальное благополучие, комфортность жизни, также отмечается рост преступности, большое число самоубийств, психических расстройств, стрессовых состояний людей, особенно среди молодежи, что рассматривается, как настоящее национальное бедствие. И в этом плане Японию никак нельзя считать вполне благополучной страной в социальном отношении.
Естественно, перечисленные проблемы определяют характер и направления деятельности социальной работы в зарубежных странах. По сути дела, современное западное общество не может обойтись без такого вида профессиональной деятельности, какой является социальная работа, призванная дойти до каждого индивида, и без представителей этой профессии, какими являются социальные работники. Число социальных работников, а они принадлежат к достаточно хорошо оплачиваемой категории, неуклонно растет в странах Запада: в Англии - 100 тыс. чел., в Швеции - 20 тыс. чел., в США - более 162 тыс. чел.. (СНОСКА: Приведенные данные, по всей вероятности, следует считать условными, так как в разных странах неодинаковым образом ведется статистика по социальной работе. Так, например, в статистических материалах Германии приводятся данные о том, что там в начале 90-х гг. XX столетия трудилось более 700 тыс. штатных социальных работников. При сопоставлении этих данных с аналогичными английскими можно предположить, что немецкая сторона учитывает всех работников сферы социальной защиты, а английская - только тех, кто непосредственно работает с клиентами.) Неуклонно идет и рост финансирования этой деятельности, хотя сами социальные работники считают, что выделяемых средств недостаточно.
Социальная работа за рубежом организуется на разных уровнях: государственном, региональном и местном (муниципальном). Ее направления можно классифицировать по территориальному и отраслевому принципам (признакам). Территориальный - работа, например, на уровне региона или по месту жительства. Отраслевой - работа, например, со специфическими группами клиентов (инвалидами, представителями групп риска и т.п.). Направления социальной работы можно классифицировать и в зависимости от форм работы: индивидуальные, групповые (работа с индивидом, в семье, в общине, в студенческой аудитории). Но такое деление, во многом, весьма условно, т.к. здесь частично пересекаются территориальный и отраслевой принципы.
В настоящее время можно говорить о четко обозначенных направлениях или сферах социальной работы. Так, в Англии социальные работники действуют в:
§ больницах,
§ местах заключения,
§ домах для престарелых,
§ школах,
§ особых отделениях для работы с неблагополучными семьями,
§ отделах индивидуальных услуг населению в местных городских и сельских советах.
Работа охватывает людей из разных социальных групп, что ставит перед социальными работниками разные задачи - от оказания финансовой помощи до консультирования, от помощи на дому до создания молодежных объединений. (СНОСКА: Имея много общего с другими странами, социальная работа в каждой стране имеет и свои специфические особенности. Просматривается, например, типология стран по сложившимся системам социальной работы - по роли государства в решении проблем социальной защиты населения: американская система (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейская (с преобладанием государственных форм помощи и поддержки населения). См.: Основы социальной работы. М: ИНФРА-М, 2000. -С. -333-362.)
При этом выбор форм и методов воздействия определяется спецификой субъекта, на которого направлена деятельность социального работника. Этим субъектом могут быть индивид и его семья, группа людей, объединенных по различным признакам: территориальная общность, близость проблем, этническое происхождение, возраст и т.д. (СНОСКА: Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. 1991. - С.45 - 54)
Большинство социальных работников Англии трудятся в отделах индивидуальных услуг населению, созданных в 1972 г. при местных городских и сельских советах. В этих отделах заняты не только социальные работники, но и чиновники, занимающиеся вопросами жилья; сотрудники, предоставляющие бытовые услуги населению; специалисты по лечебной гимнастике и массажу. Собственно социальные работники в этих отделах находятся в меньшинстве, являясь наиболее квалифицированной и дорогостоящей рабочей силой. Они организованы в группы по 6 - 10 человек, каждая из которых несет ответственность за свой микрорайон.
Важным моментом деятельности социальных работников является объединение их усилий с представителями других профессий. Социальные работники входят в межпрофессиональные группы, вместе с судьями, психологами, юристами и представителями других профессий комплексно решают проблемы клиентов. Четкой границы между функциями представителей «братских» профессий нет, и часто они взаимозаменяют или частично заменяют друг друга. Естественно, что нет общих методов решения тех или иных вопросов. При решении социальных проблем принято исходить из потребностей клиент - так называемая работа с индивидуальным случаем.
Создание межпрофессиональных групп при работе, например, в общине, не может не затрагивать и вопросов воспитания и организации досуга. Здесь с наибольшей степенью смыкаются задачи представителей различных гуманитарных профессий, в том числе социальных работников, социальных педагогов и представителей сферы рекреации, адаптации и досуга.
Во многом сходна с английской и организация социальной работы в Швеции.
Социальных работников здесь можно разделить на три основные группы:
I - те, кто занимается уходом за больными людьми и инвалидами. Работают в основном в лечебных учреждениях.
II - социальные педагоги.
III - собственно социальные работники (патронаж). Это наиболее эффективно действующая и многочисленная группа социальных работников, в т.ч. и исследователей.
Из 20 тыс. социальных работников более половины трудятся в коммунах (административно-территориальная единица), в районах, т.е. по месту жительства.
Другая часть специалистов с высшим образованием (45 %) распределена следующим образом:
§ работают в аппарате областного руководства, примерно 15 %;
§ в медицинских учреждениях, больницах, часто занимая высокие административные должности;
§ в исправительно-трудовых заведениях (работа непосредственно с правонарушителями);
§ в бюро по поиску рабочих мест (5 %), где проводится большая работа с нетрудоспособными людьми, социально слабо защищенными людьми и т.п.;
§ в школах и заведениях, занимающихся подготовкой социальных работников;
§ в специальных учреждениях в качестве специалистов по планированию семьи и т.д.
Социальные работники с высшим образованием широко представлены в шведском парламенте: из 120 парламентариев 15 человек являются социальными работниками по образованию.
Таким образом, в настоящее время основные направления социальной работы за рубежом можно представить следующим образом:
§ работа в больницах и психиатрических клиниках,
§ в домах для престарелых;
§ в детских домах;
§ в местах заключения;
§ в школах;
§ в бюро по предоставлению рабочих мест;
§ по месту жительства (отделы индивидуальных услуг, отделы для работы с неблагополучными семьями, работа в общине и т.п.).
В приложениях 1 и 2 приводятся материалы, дающие дополнительное представление о характере профессии социального работника и практике работы за рубежом.
Поскольку социальная работа призвана помочь человеку не только в традиционных сферах (образование, медицина), но и в культуре, ясно, что здесь сходятся интересы социальных работников, социальных педагогов и организаторов досугово-рекреационной, или культурно-досуговой, сферы. Ясно также, что и направления их деятельности совпадают в ряде случаев или пересекаются. Необходимость в организации досуга ощущается и в домах для престарелых, и в детских домах, и в местах заключения, и по месту жительства и т.д. (СНОСКА: О взаимосвязи всех направлений социально-культурной деятельности и повышении их эффективности в случае наличия взаимосвязи говорится в исследовательском материале Энтони Эверитта «Как управлять культурой: интегрированное культурное планирование и культурная политика» / В сб.: «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». М, 2002/. В частности; «В социальной сфере многие государственные учреждения и добровольные организации широко используют средства искусства. В тюрьмах пришли к выводу, что искусство является действенным средством перевоспитания и подготовки заключенных к нормальной жизни. Больницы заинтересовались положительным воздействием на пациентов концертов и художественных выставок в лечебных учреждениях. Благотворительне организации, которые занимаются уходом за престарелыми и пожилыми людьми, или работают с молодежью, очень много времени уделяют различной деятельности, связанной с искусством. Большая часть этой работы не афишируется, и поэтому о ней мало знают, как общество, так и те, кто формирует культурную политику (С.105 - 106). От себя добавим: часто ведомственные барьеры не только затушевывают эту взаимосвязь, но и мешают достижению наивысшего результата в социокультурной сфере (путем взаимодействия).)
В Энциклопедии социальной работы (США) специально рассматриваются, например, вопросы культурной ориентации и адаптации беженцев (T.I. С.55, 57), а также более глубокий вопрос: социокультурный аспект развития человека (применительно к практике социальной работы) (Т.З. С.427 - 435). Без учета социокультурных факторов в ряде случаев невозможно организовать эффективную социальную работу, особенно среди представителей национальных групп в многонациональном государстве, каким, например, являются США. Но важно также и другое: без полноценной организации досуга и культурно-творческой деятельности нельзя представить жизнь как отдельного человека, так и общества в целом.
Глава II. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.
Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.
Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.
Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.) . Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. (СНОСКА: См.: Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах – СПб. 1994. - С.145)
В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». (СНОСКА: Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М 1992) Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.
Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.