Тема: РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК
ЕЁ РАЗВИТИЕ
Тип учебного: изучение нового материала
занятия:
Вид учебного: лекция
занятия:
Цели: предметные
-- создать организационные условия студентам для восприятия
теоретического материала по новой теме;
-- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению
новой темы;
-- помочь студентам осознать социальную, практическую и
личностную значимость учебного материала;
-- раскрыть историю возникновения педагогической профессии и
перспективы её развития;
-- ознакомить студентов с особенностями педагогической профессии
на разных этапах развития общества.
Личностно-развивающие
-- содействовать осознанию студентами ценности изучаемого
материала;
-- содействовать развитию у студентов умений анализировать и
структурировать полученную информацию по теме;
-- содействовать развитию коммуникабельности у студентов в
обсуждении различных проблемных вопросов;
-- содействовать в воспитании нравственных качеств у студентов
посредством уроков педагогики.
Структура учебного:1. Организационный момент / 2 мин. /.
занятия:2. Изучение нового материала / 77 мин. /.
3. Первичное закрепление изученного материала / 7 мин. /.
4. Домашнее задание / 2 мин. /.
5. Итог урока / 2 мин. /.
Литература:1. Введение в педагогическую деятельность. Практикум [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / под ред. А. С.
Роботовой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
2. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность
[Текст]: Учебное пособие / В. А.Мижериков. - М.: Пед. Общество
России, 2002.
3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория
и практика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М.: Академия,
2004. - 224 с.
4. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность.
2
Практикум [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / А. А.Орлов, А. С. Агафонова. - М.: Академия,
2004. - 256 с.
5. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин И.Ф. Исаев Е.Н.
Шиянов /под ред. В.А. Сластёнина - М.: Издательский
центр
Наглядность:компьютерное сопровождение к лекции
ХОД ЛЕКЦИИ:
I. ОрганизационныйПриветствие студентов. Проверка посещаемости. Эмоциональный
моментнастройстудентов навосприятие новой темы.
Постановка задач лекции.
ПЛАН:
1. История возникновения педагогической профессии и её особенности
на разных этапах развития общества.
2. Великие педагоги о педагогической профессии.
3. Перспективы развития педагогической профессии.
II. Изучение нового
Материала
1 ВОПРОС:В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача
3
опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.
В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...»1. В Древней Руси учителей называли мастерами,
4
подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой
опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция.
Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена». Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разныхэтапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот.
Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя, прежде всего как воспитателя.
2 ВОПРОС:Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
5
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».
6
3 ВОПРОС:Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «Образование»:
• в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обусловливается специфика его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза, педагог - андрагог, работающий со взрослыми людьми в системе повышения их квалификации и переподготовки, и т.д.);
-- на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, учитель истории, музыки, физики, математики и др.);
-- на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (например, педагоги-дефектологи: логопед — педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог — педагог, занимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифлопедагог — учитель, обучающий слабовидящих детей, и
т.д.);
-- группы специалистов, работающих в разных типах образовательных учреждений (педагог системы общего образования, или профессионального образования, или дополнительного образования и т.д.).
К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно отнести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, воспитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т.д. Постоянное расширение спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с другой — с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятельности», «учитель мировой и художественной культуры», «учитель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).
Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть узкую специализацию учителя и предоставить ему возможность приобрести одновременно несколько специальностей, например: учителя физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры; учителя истории и
7
граждановедения; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образования и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность реализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.
III. ПервичноеСтудентам задаются вопросы (фронтально):
Закрепление
изученного материала1. Что послужило причиной возникновения профессии педагога?
2. Что влияет на развитие педагогической профессии?
3. Каковы перспективы развития педагогической профессии?
IV. Домашнее заданиеПовторить лекционный материал.
V. Итог урокаПодвожу итог лекции.Какие вопросы у вас возникли после
изучения нового материала?
Спасибо. Урок закончен. До свидания.
Тема: РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК