Раздел 1. Общие основы педагогики

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан инженерно-педагогического факультета

___________________С.А. Иващенко

___________________2012 г.

Регистрационный № УД-_____р.

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа для специальности

1−08 01 01 «Профессиональное обучение»

Факультет инженерно-педагогический

Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

Курс 2   Зачет – 3 Экзамен – 4
Семестр 3,4    
Лекции – 68 часов   Курсовая работа 4  
Практические занятия – 34 часа    
Всего аудиторных часов по дисциплине – 102 часа  
  Самостоятельная работа – 105 часов   Форма получения высшего образования очная
Всего часов по дисциплине – 207 часов

Учебная программа разработана на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений дисциплины «Педагогика», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 16 июня 2010 года, регистрационный № ТД–В.001 /тип.

Составитель:

Л.Н. Аксенова – доцент кафедры «Профессиональное обучение и педагогика», кандидат педагогических наук, доцент

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

В КАЧЕСТВЕ РАБОЧЕГО ВАРИАНТА

на заседании кафедры

«Профессиональное обучение и педагогика»

03 сентября 2012 года, протокол № 1

И.о. заведующего кафедрой

_______________ Э.М. Кравченя

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

«__»_________2012 года, протокол №___

Председатель

_______________ С.С. Данильчик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения дисциплины «Педагогика» объясняется необходимостью формирования у студентов профессиональной компетентности, педагогической культуры, субъектной позиции.

Студенты должны быть готовы к эффективной педагогической и инновационной деятельности в современных условиях учреждений образования.

Цель изучения дисциплины – формирование знаний о педагогике как отрасли научных знаний, основных этапах ее развития, особенностях педагогической деятельности в современных социокультурных условиях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– нормативное правовое обеспечение системы образования Республики Беларусь;

– принципы государственной политики Республики Беларусь в области образования;

– инновации в современном образовании;

– объект, предмет, задачи, функциипедагогики как науки о закономерностях обучения и воспитания;

– основные категории педагогики;

– сущность понятия «педагогическая система»;

– характеристики педагогической деятельности, компетенции педагога;

– характеристики и структуру педагогического процесса как целостного явления;

– этапы развития мировой и отечественной педагогической теории и практики;

– современные модели образования;

– сущность и задачи педагогической деятельности;

– методологию и методы педагогических исследований;

– аксиологические основания педагогики;

– основы методологии педагогических исследований;

– теорию развития личности;

– законы, закономерности и принципы процесса обучения и воспитания;

– современные методы, формы и средства обучения и воспитания;

– теоретические основы современных педагогических технологий;

уметь:

– сравнивать педагогические идеи, подходы, теории и технологии по их сущностным характеристикам;

– решать педагогические задачи;

– моделировать и проектировать педагогические системы;

– конструировать педагогические ситуации.

Технологии обучения.Достижение поставленных целей и задач изучения дисциплины «Педагогика» возможно на основе применения интерактивных технологий обучения, технологий проектного обучения, электронных средств обучения, обеспечивающих творческое, продуктивное общение между студентами, организацию проблемных бесед, дискуссий, исследовательской и рефлексивной учебной деятельности.

Самостоятельная работа студентов направлена на разработку курсовой работы, содержание которой посвящено решению актуальных проблем педагогики и образования. Курсовые работы могут быть использованы студентами в дальнейшем при разработке дипломных проектов.

Организация самостоятельной работы студентов.При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

– управляемая и контролируемая самостоятельная работа в форме выполнения учебных заданий проблемного характера;

– выполнение курсовых работ по актуальным проблемам педагогики и развития образования.

Диагностика уровня сформированности компетентности у студентов по вопросам педагогики.Для оценки учебных достижений студентов рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:

– проведение педагогического исследования;

– написание и защита курсовой работы;

– выступление студентов на конференции на основе подготовленных научных докладов;

– сдача зачета и экзамена.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Педагогика» отводится 102 часа аудиторных занятий.

Распределение аудиторных часов по видам занятий:

лекции – 68 часов;

практические занятия – 34 часа;

Формы контроля: зачет, разработка и защита курсовой работы, экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

Раздел 1. Общие основы педагогики

Тема 1.1. Педагогика в системе научного человекознания. Понятие о педагогической системе

Сущность понятия «педагогика». Педагогика как наука о закономерностях обучения и воспитания. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики (теоретическая и технологическая). Задачи педагогики (аналитическая, конструктивная, проективная, прогностическая и др.).

Система педагогических наук. Педагогика в системе других наук. Исторический характер педагогики, ее национальный и общечеловеческий компоненты.

Педагогика как наука о педагогических системах. Понятие о педагогических системах. Компоненты педагогических систем, их взаимосвязь. Системообразующий компонент педагогических систем.

Тема 1.2. Основные этапы становления и развития педагогики

Основные этапы в истории педагогической мысли (донаучный, становление научной педагогики, обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности), их краткая характеристика. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание, школа и педагогическая мысль в период античности. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве.

Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник научной педагогики. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Школа и педагогики в России в XYIII-XIX вв.

Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Тема 1.3. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.)

Развитие теории и практики образования в конце XX века. Концепции современного образования: традиционалистическая, рационалистическая, феноменологическая.

Парадигмы современного образования: традиционалистическая, технократическая прагматическая парадигма, поведенческая парадигма, гуманистическая парадигма, теологическая и эзотерическая парадигмы. Поиск новых подходов к обучению и воспитанию.

Основные этапы реформирования систем образования в различных странах. Тенденции обновления содержания образования в современной школе. Развитие поликультурного образования.

Тема 1.4. Основные категории педагогики

Сущность понятия «категория». Основные категории педагогики: педагогичекая задача, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образование, воспитание, обучение, развитие.

Соотношение социальных и биологических факторов развития человека. Направленность личности. Опыт личности. Знания, умения, навыки, привычки.

Тема 1.5. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования

Образование как функция общества, как социокультурный феномен, его сущность. Основные структурные компоненты образования. Центральная идея непрерывного образования – развитие человека как личности. Основные цели и задачи непрерывного образования.

Тема 1.6. Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Коллективный характер педагогической деятельности. Сущность педагогической деятельности. Творческий характер деятельности педагога. Объекты и задачи педагогической деятельности.

Индивидуальная педагогическая деятельность преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин (мастера производственного обучения) как система. Структурные и функциональные ее компоненты, их характеристика.

Уровни индивидуальной педагогической деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество, их сущность и характеристика. Требования к личности педагога. Квалификационные требования к педагогу (педагогические категории).

Основные виды педагогической деятельности. Профессиональные компетенции педагога, их содержание.

Тема 1.7. Целостный педагогический процесс. Преподавание и учение

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система: основные компоненты, их взаимосвязь. Педагогическая задача как системообразующий компонент. Педагогическое взаимодействие.

Наши рекомендации