Рефлексивный анализ и подведение итогов
Существенным элементом дискуссии является ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных вопросов по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
В целях получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал вовлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?
Последействие дискуссии:
а) проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным уважения и понимания;
б) разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач;
в) в дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.
Ошибки в дискуссии:
– монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать;
– безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета;
– издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого;
– увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы;
– нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова.
Рекомендации руководителю занятия:
• Постоянное движение к цели, без отклонения и отступления с одновременным использованием элемента внезапности, экспромта.
• Соблюдение психологического равновесия между чрезмерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчаливыми участниками дискуссии.
Общие принципы дискуссии:
• равноправные субъект-субъектные отношения;
• позиция «Я – хороший, ты – хороший» (Э. Берн);
• позиция «Поймите меня правильно»;
• истина превыше всего;
• краткость – сестра таланта;
• уважение и дружелюбие при высказываниях.
Правила поведения в дискуссии:
– Я критикую идеи, а не людей.
– Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
– Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
– Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
– Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
– Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
– Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Технология «Дебаты»
Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие.
Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезен.
Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!
И.С. Тургенев
Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество».
В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнения на каком-нибудь собрании, заседании.
Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
Сообщение при дебатировании воздействует на получателя на различных уровнях структуры его сознания. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации.
Акценты целей
Глобальные цели:
¶ способствовать становлению гражданского общества в России;
¶ способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;
¶ побудить к участию в программе представителей общественности – через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.
Педагогические цели
Сформировать:
– логическое и критическое мышление школьников;
– навык организации своих мыслей;
– навыки устной речи;
– навыки риторики;
– эмпатию и толерантность;
– уверенность в себе;
– способность работать в команде;
– способность концентрироваться на сути проблемы;
– манеры при публичном выступлении.