Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты

Профессионально значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Концепции педагогического труда как «управления» (авторитарная) и как «сотрудничества» (гуманистическая) и соответствующие им личностные качества педагога. Самоценность (принятие себя), доброжелательность (принятие других), педагогический оптимизм, эмпатичность, педагогический такт, эмоциональная устойчивость, «педагогическое терпение», рефлексивность, креативность (творческая самореализация), естественность, открытость и др.

Важнейшие функции педагогической деятельности: гносеологическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская.

Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности учителя.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога. Обеспечение прав семьи и ребенка.

Нормативно-правовая база функционирования и управления ОУ, внутришкольные нормативные документы: устав, должностные обязанности, правила трудового распорядка.

Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя.

Конвенция о правах ребенка. Направления социальной работы школы с семьей.

Модернизация образования в России: характеристика основных направлений и принципов реализации.

Определение общих целей образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования», основные условия их достижения: разгрузка учебного материала, вариативность и личностная направленность системы образования, развивающая направленность и возрастная адекватность образования. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.

Современные принципы преподавания безопасности жизнедеятельности.

Понятие «принцип обучения». Общедидактические принципы.

Современные принципы преподавания безопасности жизнедеятельности: принцип наглядности, проблемности, сочетание теоретической и практической деятельности, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Межпредметные связи в преподавании безопасности жизнедеятельности.

Использование межпредметных связей в преподавании безопасности жизнедеятельности. Методика проведения интегрированных уроков: общие подходы. Внеклассная работа как форма интеграции учебных дисциплин в преподавании основ безопасности жизнедеятельности.

Воспитание культуры безопасности школьников (в процессе обучения БЖ).

Понятие культуры безопасности жизнедеятельности. Сущность воспитания культуры безопасности школьников. Структура воспитания культуры безопасности в образовательном процессе. Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности школьников. Педагогические средства диагностики и оценки культуры безопасности.

Литература для подготовки

Основная (учебники):

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.,2000.

3. Гессен С. И. Основы педагогики. – М., 1995.

4. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 271с.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.,1996.

6. Мошкин В. Воспитание культуры безопасности школьников // Основы безопасности жизни. - 2005.- № 8.- С. 34-44.

7. Подласый И.П. Педагогика. – М. 1998, 2001.

8. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988.

9. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.. 1998, 2002.

10. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина и др. – М., 2002.

11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.,1999.

13. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: ЛОГОС, 2002.

14. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.А.Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.

Дополнительная:

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. М.,1987.

2. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Библиотека учителя ОБЖ., Основы безопасности жизнедеятельности. М., Владос, 2004.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001.

4. Большой толковый психологический словарь / Под ред. А. Ребер. М., 2000.

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М. 2000.

6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2001.

7. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей. М., 1999.

8. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991.

10. Горянина В.А. Психология общения. М., 2002.

11. Топоров И.К., Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях (книга для учителя), М., Просвещение, 2000.

12. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

13. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М. 2001.

14. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.,1998.

15. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1996.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., «ЛОГОС», 2001.

17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. М., 2000.

18. Конвенция о правах ребенка. М., 1989.

19. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

20. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

21. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.,1987.

22. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. .

23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. /Пер с нем. М., 1994.

24. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/ Урал. Гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2003.

25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2000.

26. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000.

27. Соломин В.П., Михайлов Л.А., Сопко В.И., Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности, С/Пб, изд-во РГПУ им. Герцена, 2001.

28. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.

29. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов на Дону, 1999.

30. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2002.

31. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.

32. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

33. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений (курс лекций). М., 2000.

34. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М. 2000.

3.

Наши рекомендации