Информатизация образования
Информатизация образования — часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и
философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя...
Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационных технологий (НИТ) — применение электронных средств для работы с информацией, наряду с традиционными информационными технологиями, в которых используются традиционные носители информации (бумага, пленка).
Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Информатика, как известно, — отрасль знаний, изучающая производство, переработку, хранение и распространение информации в природе, обществе, техносфере.
Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Программированное обучение и вслед за ним технология обучения показали, что учение, понимаемое как процесс переработки информации, может быть строго управляемо, подобно процессам в сложных системах, которыми занимается кибернетика. Поэтому информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения, как направление в науке,' которое ученые называют педагогической информатикой. Информационный подход к обучению ставит перед дидактикой и в целом перед педагогикой ряд проблем.
Так, например, возникает вопрос о формах представления знания в учебном процессе, имеются в виду и традиционные тексты, наглядные материалы, и новые формы, создаваемые по аналогии с информационными: текст, деленный на блоки, или иначе структурированный, тезаурус, фрейм (что-то вроде опорного сигнала В.Шаталова), дерево понятий (что-то подобное графам в информатике), гипертекст и другие. В свою очередь формы представления знаний обуславливают поиски средств их представления в дидактическом процессе и методов по переработке информации, то есть
учебно-познавательных операций, методов учения и преподавания. А ведь эти и другие вопросы суть основные вопросы дидактики.
Кроме того, возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем или аспектов информатизации образования. Появился термин "визуальное образование", который означает, что в обучении изображение, образ, модели, знаки будут играть все большую роль, оттесняя привычные тексты. Работа со знаками и знаковыми системами, перевод из одной знаковой системы в другую, кодирование и декодирование — эти и другие процедуры должен уметь делать человек информационного общества. В связи с этим возникает вопрос об информационной культуре личности, под которой понимают наличие знаний в области информации и умения работать с информацией. Информационную культуру личности, считают ученые, надо формировать в школе. Поэтому во второй половине XX века в педагогике формируется направление — медиа-образование, которое исследует вопрос об изучении школьниками средств массовой коммуникации. Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить школьников к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, то есть осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, в особенности средств массовой коммуникации. В школах развитых стран изучается специальный предмет, призванный решать эти задачи. Его содержание примерно такое: понятие о коммуникации, знаковые системы, представление информации, средства массовой коммуникации. В последние годы к этому добавляют и компьютерную грамотность, что дает название предмету — "Основы компьютерной и медиа-грамотности".
В отечественной педагогике было и имеется нечто близкое к медиа-образованию в отдельных школах в виде обучения киноискусству, журналистике, аудиовизуальной культуре. Можно сказать, что информационной культуре наши школьники обучаются самостоятельно, работая с домашними электронными средствами.
В СССР, а звтем и в России была разработана и осуществляется концепция информатизации образования. Основные ее
положения сводятся к следующему. Определены главные цели и направления научной и практической работы:
- освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;
- формирование информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;
- изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением а учебный процесс информационных технологий;
- подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях рвботы с электронными средствами.
Можно видеть, во-первых, что информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образоввния, как цели и содержание. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы и вуза, становится информационная культура. Это требует не только введения специальных предметов в школе и вузе, но и пересмотра содержания трвдиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока еще не ясен ученым.
Во-вторых, использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения в школе, к анализу и новому пониманию дидвктического процесса, установлению новых принципов обучения, а текже к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения психологии.
В-третьих, информатизация образования предполагает прежде всего разработку учебного обеспечения дидвктического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что новые информационные технологии а образовании включают а себя три составляющие: технические устройства, программное обеспеченна и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире -многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу. Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ — обучающие программы, обучающие системы. Собственно
они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков; тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.
К наиболее сложным программам относятся интеллектуальные (в том числе экспертные) обучающие системы. Их особенность в том, что они диагностируют учащегося и составляют историю его обучения, модель конкретного ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную программу обучения.
Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика. Следует сказать, однако, что масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения.
Вопросы и гадания для самоконтроля
1. Как понимать двусторонний характер процесса обучения?
2. Дайте характеристику сущности и структуры преподавания и учения.
3. Охарактеризуйте целостность и цикличность процесса обучения.
4. Дайте краткую характеристику функциям обучения: образовательной, развивающей и воспитательной.
5. Поставьте против каждого утверждения название вида или системы обучения, к которому это утверждение относится.
Утверждение | Система обучения |
1. Учебная деятельность осуществляется с опорой на ориентировочную основу действий. | сообщающее обучение, |
2. Знания даются мелкими дозами и тут же проверяется степень усвоения. | развивающее обучение, |
3. Знания приобретаются в процессе решения проблемных ситуаций. | технология обучения, |
4. Процесс обучения опирается на диагностично поставленные цели и воспроизводимость обучающего цикла. | теория поэтапного формирования умственных действий, проблемное обучение, программированное обучение |
5. Обучение идет на высоком уровне трудности при ведущей роли ' теоретических знаний. | |
6. Знания даются в готовом виде, их надо запомнить и воспроизвести. | • |
Проверьте себя по текстам.
6. Дополните таблицу и впишите сверху виды обучения, какие она представляет.
Действия учителя | |
обучении | |
обучении | |
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. | 1........................................... |
I9i
2........................................... | 2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. |
3. Организует обобщение знаний. | 3............................................ |
4............................................ | 4. Организует проверку гипотезы. |
5............................................ | 5............................................ |
Проверьте себя по текстам.
7. Заполните недостающие этапы формирования умственных действий учащихся:
1) создание мотивации учения;
2)...............................................
3) выполнение действий в материальном, материализованном виде;
4)..................................................
5) формирование действий во внешней речи "про себя";
6)..................................................
Проверьте себя по тексту.
Литература для самостоятельной работы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Дидактика средней школы/Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
Менчинская НА. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.г 1989.
Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. М., 1991.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1970
Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. М., 1984.
Теоретические основы процесса обучения в советской шко-де/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989.
Шапоринскш С.А. Обучение и научное познание. М., 1981.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности , учащихся. М., 1979.
Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.
Глава 7 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ