В дидактике принято выделять формы обучения
· индивидуальные,
· групповые,
· фронтальные,
· коллективные,
· парные,
· аудиторные и внеаудиторные,
· классные и внеклассные,
· школьные и внешкольные.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. В групповых формах работа осуществляется в группах, формируемых на различной основе. Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя одновременно со всеми обучаемыми в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма рассматривается как работа целостного коллектива, обладающего своими особенностями взаимодействия. Парная форма обучения предполагает основное взаимодействие между двумя обучаемыми. Остальные формы обучения связаны с местом осуществления занятий.
В российской высшей школе сегодня, как правило, успешно применяют следующие основные формы организации обучения (виды занятий):
· лекции,
· семинары,
· лабораторные работы,
· практические и групповые занятия,
· групповые упражнения,
· специальные и функциональные игры,
· теоретические (научно-практические) конференции,
· контрольные работы (занятия),
· консультации,
· рефераты,
· индивидуальные контрольные собеседования,
· самостоятельную работу обучающихся,
· стажировку и практику,
· курсовые работы (проекты, задачи),
· выпускные квалификационные работы.
Рассмотрим некоторые формы организации обучения: лекция, практическое, семинарское, лабораторное занятие и самостоятельная работа.
Лекция.Лекция (от лат. lektio – чтение) представляет собой систематическое устное изложение учебного материала.
В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:
• высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
• большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
• доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
• достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
• ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
• анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
• выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
• разъяснение вводимых терминов и названий;
• предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
• умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
• применение основных материалов — текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.
С учетом целей и места в учебном процессе различают лекции
· вводные,
· установочные,
· текущие,
· обзорные и
· заключительные.
В зависимости от способа проведения выделяют лекции:
› информационные.Они проводятся с использованием объяснительно иллюстративного метода изложения; это традиционный для высшей школы тип лекций;
› проблемные. В них при изложении материала используются проблемные вопросы, задачи, ситуации. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.;
› визуальные. Они предполагают визуальную подачу материала техническими средствами обучения, аудио– и видеотехники, мультимедийных технологий, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;
› бинарные(лекция-диалог). Они предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей (например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.);
› лекции-провокации, т. е. занятия с запланированными заранее ошибками. Это делается с расчетом на то, чтобы стимулировать обучающихся к постоянному контролю предлагаемой им информации и поиску неточностей в ней. Диагностика знаний слушателями и разбор сделанных ошибок осуществляются в конце лекции;
› лекции-конференции. Данный вид представляет собой научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. Итоги подводит преподаватель, он дополняет и уточняет информацию, формирует основные выводы;
› лекции-консультации.В них материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий.
Лекции могут подразделяться и по другим основаниям. Например, по общим целям выделяют лекции учебные, агитационные, пропагандистские, развивающие, воспитывающие.
По содержанию дифференцируют академические и научно-популярные лекции.
По способу воздействияна слушателей различают лекции, действующие на уровне эмоций, пониманий, убеждений.
В структуре лекцийобычно различают три части:
· вводную,
· основную и
· заключительную.
В первой части формулируется тема лекции, сообщаются ее план и задачи, указывается литература (основная и дополнительная) к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, указывается теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, обозначаются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог лекции, кратко повторяются и обобщаются ее основные положения, формулируются выводы, факты; здесь же могут быть ответы на вопросы слушателей.
Практические, семинарские и лабораторные занятия. Эти формы учебных занятий являются практическими и могут быть объединены под общим названием «групповые занятия», на них моделируются и обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в деятельности любого профессионала.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин естественно-научного цикла.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Ведущей дидактической целью семинарских занятий является систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, разделу, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения, конспектировать прочитанное, высказывать свою точку зрения и т.п.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием семинарских занятий являются узловые, наиболее трудные для понимания и усвоения темы, разделы дисциплины. Спецификой данной формы ведения занятия является совместная работа преподавателя и студентов над решением стоящей проблемы, а сам поиск верного ответа строится на основе чередования индивидуальной и коллективной деятельности.
Оценка производится через механизм совместного обсуждения, сопоставления предложенных вариантов ответов с теоретическими и эмпирическими научными знаниями, относящимися к данной предметной области. Это ведет к возрастанию возможностей осуществления самооценки собственных знаний, умений и навыков, выявлению студентами «белых пятен» в системе своих знаний, повышению познавательной активности.
Находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность студентам, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.
Наиболее распространенным видом семинарских занятий является семинар-беседа. Его проводят в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Такой вид семинарских занятий предлагает подготовку к семинару по всем вопросам плана всех обучающихся, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных докладчиков, которые обсуждаются и дополняются другими участниками семинара. Возможно и предварительное распределение вопросов между участвующими в семинаре, по которым они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет заслушивание, обсуждение этих докладов (семинар-заслушивание).
Семинар-дискуссияпредполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого рода занятий состоит в формировании оценочных суждений, утверждении мировоззренческих позиций, развитии умений студентов вести полемику, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.
Дискуссия– метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной тематике. Высказываемая в ходе обсуждения точка зрения обучаемого может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц. Хорошо проведенная дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, но считаться с мнением других. Использовать дискуссию в учебном процессе целесообразно в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Полемика также как и дискуссия является разновидностью спора, однако «враждебного», «воинствующего», приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений.
Остановимся подробнее на проблеме подготовки, организации и проведении дискуссии.
К проведению дискуссии необходимо готовиться. Необходимо знать заранее:
· тему обсуждения;
· предложенные для дискуссии вопросы;
· рекомендуемую литературу по теме и вопросам, предложенным для обсуждения;
· основные требования культуры спора, требования к участникам дискуссии.
Кроме этого необходимо продумать стратегию, главную мысль и способы ее аргументации (факты, примеры).
Принципы дискуссии:
1. Научность.
2. Принципиальность.
3. Компетентность.
4. Оперативность.
5. Убедительность.
6. Систематичность и последовательность.
7. Дисциплинированность.
8. Соблюдение этических норм.
Правила дискуссии:
1. Цель дискуссии должна быть определена до ее начала.
2. Предмет спора должен пониматься всеми участникам одинаково.
3. Критика должна быть аргументированной и конструктивной.
4. Продвижение к истине должно осуществляться поэтапно.
5. Спор ведется по одному положению, а не одновременно по нескольким.
6. Слабые аргументы подаются совместно, сильные – раздельно.
Советы:
- Следите за мыслью и аргументацией, а не жестами и голосом оппонента.
- Не обращайте внимания на детали, стремитесь увидеть и понять главное.
- Сопоставление часто оказывается сильнейшим ответом, не требующим развертывание содержания.
- Исключите софизмы:
· довод «голого короля» - преподнесение заведомо неизвестного как хорошо знакомого собеседнику;
· «адвокатский довод» - суждение, основанное на оговорке собеседника и др.
- Подчеркивайте уважительное отношение к оппоненту и его мнению.
- Не давайте советов и рекомендаций.
- Говорите о неправоте оппонента не в начале, а лишь по мере обоснования собственного тезиса.
Для повышения эффективности проведения практических, семинарских и лабораторных занятий рекомендуется:
- подчинение методики проведения занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
- использование в практике преподавания активных методов обучения;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
- проведение занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимых методов и средств решения задач;
- разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
- подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на занятии и т.д.;
- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля подготовленности студентов к занятиям.
Самостоятельная работа. Самостоятельная работа – это активная учебно-познавательная деятельность студентов, управляемая и контролируемая преподавателем. С практической точки зрения целесообразно выделить следующие виды самостоятельной работы:
• самостоятельная работа учащихся во время аудиторных (учебных) занятий;
• самоподготовка (домашнее задание);
• контролируемая самостоятельная работа студентов - проводится за счет сокращения времени, отводимого учебным планом на аудиторные занятия с вынесением части программного материала для самостоятельного изучения с последующим текущим или итоговым контролем.
Самостоятельная работа должна основываться на следующих принципах:
• самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
• самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
• самоконтроль и самооценка студента;
• контроль и оценка со стороны преподавателей.
Для полноценной самостоятельной работы требуется:
1. Обеспечение учащихся контрольными вопросами, методическими рекомендациями по теме. Формулировка вопросов должна быть лаконичной, четкой и корректной, чтобы можно было проконтролировать знания.
2. Подготовка учебных пособий в виде вопросов и ответов.
3. Разработка учебных пособий для самоподготовки и самоконтроля в виде тестовых вопросов и ответов на них (в конце пособия).
8. Для плодотворной самостоятельной работы необходимо полноценное обеспечение наборами учебных и демонстрационных материалов, дидактических материалов.
Основные принципы отбора содержанияучебного материала для самостоятельной работы:
• минимизация уровня сложности и объема информации учебного материала;
• согласованность материала аудиторного с неаудиторным;
• соответствие объема и уровня сложности возможностям каждого студента и его временному интервалу;
• согласованность между основными дидактическими требованиями самоподготовки, контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Основными факторами мотивации,позволяющими активизировать самостоятельную работу обучаемых, являются следующие:
1. Значимость и полезность выполняемой работы.
2. Состязательность.
3. Фактор времени, которого «всегда мало».
4. Поощрение.
Средства обучения.Наряду с формами важное значение при организации учебного процесса в вузе отводится средствам обучения, используемым педагогом для достижения поставленных дидактических целей. Главное назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала студентами и слушателями, т. е. приблизить его к наиболее эффективным характеристикам. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи.
К сожалению, в современной педагогической науке не существует строгой классификации средств обучения. Исходя из этого рассмотрим подходы, которые предлагаются некоторыми учеными для решения этой проблемы.
Польский педагог-исследователь В. Оконь выделяет две группы средств – простые и сложные.
К простым средствам относятся, во-первых, словесные – учебники и другие тексты; во-вторых, простые визуальные средства – реальные предметы, модели, картины и пр.
К сложным средствам обучения, по его мнению, можно отнести:
· механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.;
· аудиальные средства – проигрыватель, магнитофон, радио;
· аудиовизуальные средства – кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон;
· средства, автоматизирующие процесс обучения – лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
П. И. Пидкасистый, понимая под средствами все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источниками учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания этой информации обучающимися, выделяет две большие группы:
· средства – источники информации и
· средства – инструменты освоения учебного материала.
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств обучения принимаются общепринятые знаковые системы, такие как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.), педагогические программные продукты, организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требований. При этом акцентируется, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ часто могут быть переведены в материальную форму.
ЛЕКЦИЯ 2