Профессионализм личности учителя

МОДУЛЬ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Семинарское занятие № 1

Тема: Основы педагогической деятельности

Те, у кого мы учимся, правильно называются

Нашими учителями,

Но не всякий, кто нас учит, заслуживает это имя.

В. Гете

Основные понятия:педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление, индивидуальный стиль педагога.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятия «педагог», «учитель», «воспитатель», «мастерство».

2. Модель успешной педагогической деятельности:

А) компоненты (проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический);

Б) умения педагогов согласно компонентам деятельности;

В) личностные качества согласно компонентам и умениям.

3. Типология учителя: организаторский, интеллектуальный, волевой, эмоциональный.

4. Направленность учителя: педагогическая, научная, специальная, общественная.

5. Профессиональные способности:

· конструктивные (проектированность, композиционное построение);

· организаторские (организация деятельности детей, коллег);

· коммуникативные (моделирование отношений);

· дидактические (доступно объяснять, выделять главное...);

· гностические (исследование объекта, процесса и результата деятельности).

6. Понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», критерии педагогического профессионализма.

Упражнения и задания:

Самодиагностика (тест)

Проанализируйте свое отношение к педагогической профессии (да, нет).

- Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (ответ на критику, замечание).

- У вас долго в душе сохраняется осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)?

- У вас часто бывают подъемы и спады настроения?

- Вы долго и тяжело переживаете критику в свой адрес?

- Вас очень утомляет шумная, веселая компания?

- Вы заметно испытываете затруднения, стесняетесь, когда приходится знакомиться с новыми людьми?

- Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книг, чем спросить об этом других?

- Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночку, побыть в тишине?

- Вы долго подыскиваете нужные слова, когда вам приходится разговаривать?

- Вы предпочитаете узкий круг постоянно знакомых широкому кругу новых знакомых.

Если вы на большинство вопросов ответили утвердительно, то, по-видимому, вы будете испытывать большие сложности в процессе общения с детьми, учителями и сверстниками.

(Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33)

Профессиограмма учителя

Структурные компоненты
Педагогическая направленность Знания Способности Качества личности

Уместно обратиться к самодиагностике качеств в структуре профессиограммы.

Оценочный лист

№ п\п Качества личности Оценки Качества личности
1. 1.Целеустремлен-ность           1.Непосредственность
2. Ответственность           2.Безответвственность
3.Собранность           3.Разбросанность
4.Организованность           4.Неорганизованность
5.Требовательность           5.Безвольность
2. Инициативность           1. Пассивность
2.Решительность           2. Неуверенность
3.Импульсивность           3.Заторможенность
3. 1.Общительность           1. Замкнутость
2.Эмоциональность           2.Рациональность
3.Заразительность           3.Скованность
4.Принципиаль-ность           4.Беспринципность
5. Сдержанность           5.Несдержанность
6.Тактичность           6.Бестактность
7.Обаятельность           7. Непривлекательность

Первая группа качеств характеризует отношение к работе, вторая – активность в деятельности, третья –коммуникабельность учителя.

Профессионализм личности учителя.

I

Выберите 10 из 30 качеств личности учителя, затрудняющих формирование педагогически целесообразных отношений со школьниками.

1.Вспыльчивость 16. Придирчивость
2.Прямолинейность 17. Бестактность
3. Торопливость 18. Лживость
4. Резкость 19. Беспринципность
5. Себялюбие 20. Двуличие
6. Упрямство 21. Неискренность
7. Обидчивость 22. Раздражительность
8. Мстительность 23. Благодушие
9. Сухость 24. Амбициозность
10. Педантичность 25. Злобность
11. Медлительность 26. Агрессивность
12. Необязательность 27. Подозрительность
13. Забывчивость 28. Злопамятность
14. Нерешительность 29. Притворство
15. Пристрастность 30. Равнодушие

II

Отберите 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов:

1. Справедливость 16. Инициативность
2. Терпимость 17. Имправизационность
3. Тактичность 18. Решительность
4. Ответственность 19. Дружелюбие
5. Оптимизм 20. Терпимость
6. Принципиальность 21. Артистизм
7. Требовательность к себе 22. Эмпатийность
8. Требовательность к детям 23. Целеустремленность
9. Самовыражение 24. Любовь к детям  
10. Уважение к личности 25. Аккуратность  
11. Доброжелательность 26. Энергичность
12. Эмоциональность 27. Деловитость
13. Самообладание 28. Альтруизм
14. Уравновешенность 29. Демократичность
15. Уверенность в себе 30. Великодушие

Задание для самостоятельной работы:

Приготовить конспекты из книг педагогов-мастеров В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Н.Н.Палтышев, И.П.Волков и других (2-3 на выбор) или мультимедийную презентацию.

Литература: Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.педагог.учеб.завед./А.С.Роботова, Т.В. Гончарова И.Т., Гончарова И.Ф.Когда учитель властитель дум. – М., 1991 Лентьева, И.Г. Щапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - Спб., 1996.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986. Наумчик В.Н., Савченко В.А.Этика педагога: Учебн.-метод.пособ.- Мн.: 1999. Руднева И.И. Педагогика профессионализма. – С., 1997. Смоляр А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.

Наши рекомендации