Занятие 9. Формы организации содержания образования

1. Государственный образовательный стандарт и его функции.

2. Учебный план образовательного учреждения.

3. Учебная программа: содержание и структура документа. Варианты построения учебных программ.

4. Учебник: требования к структуре и оформлению.

Основная литература:

1) Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.

2) Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.

3) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.

4) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005.

5) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.

Дополнительная литература:

1) Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.

2) Тубельский А.Н. Об изменении содержания образования // Школьные технологии. – 2007. - №3. – С. 35-42.

Занятие 10. Методы и средства обучения

1. Понятие методов обучения, их классификации.

2. Содержание методов обучения, требования к их применению.

3. Понятие средств обучения, их классификация.

4. Факторы, влияющие на выбор методов и средств обучения.

Основная литература:

1) Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.

2) Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д, 2005.

3) Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.

4) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.

5) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005.

6) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.

Дополнительная литература:

1) Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М., 2006. – 256 с.

2) Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. – Рига, 1995.

3) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Научно-практическое пособие. - Ростов н/Д, 2006.

4) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.

5) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.

6) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

Занятие 11. Формы организации обучения

1. Классификация форм организации обучения, их дидактический потенциал.

2. Классно-урочная система: основные характеристики, достоинства и недостатки.

3. Урок как основная форма организации обучения. Типы уроков, их структурные особенности.

4. Подготовка педагога к уроку. Анализ урока как основа совершенствования процесса обучения и самосовершенствования педагога.

5. Дополнительные формы организации обучения, их дидактический потенциал.

Основная литература:

1) Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.

2) Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д, 2005.

3) Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.

4) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.

5) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005.

6) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.

Дополнительная литература:

1) Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М., 2006. – 256 с.

2) Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.

3) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.

4) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Научно-практическое пособие. - Ростов н/Д, 2006.

5) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.

6) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.

Содержание самостоятельной работы студентов

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
1. Педагогика как наука. -постройте логическую или образную схему «Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками»; - продумайте схему «Взаимосвязь основных категорий педагогики»; - составьте интеллект карту «Основные категории педагогики» - Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии. Подумайте, сохраняют ли они актуальность на сегодняшний день? - Напишите сочинение на тему: «Педагогическая профессия в XXII веке». -Подберите высказывания выдающихся педагогов о требованиях к личности учителя.   В соответствии с планом семинарских занятий Представление задания в письменном виде, выступление на семинарском занятии   Представление задания в письменном виде, выступление на семинарском занятии   Представление задания в письменном виде     Выступление на семинарском занятии   Представление задания в письменном виде     Представление задания в письменном виде  
2. Методология педагогической науки. - Проанализируйте с точки зрения этапов и подбора методов исследования один-два автореферата диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; - Напишите эссе на тему: какие общечеловеческие ценности, на Ваш взгляд, должны лежать в основе педагогической деятельности?   В соответствии с планом семинарских занятий   Выступление на семинаре, предоставление анализа в письменном виде.     Представление задания в письменном виде    
3. Педагогический процесс как система и целостное явление. Опишите педагогическую ситуацию, с которой Вы сталкивались в процессе собственной профессиональной деятельности. Преобразуйте ее в педагогическую задачу и предложите свой вариант решения.     В соответствии с планом семинарских занятий   - работа в микрогруппах по анализу предложенных педагогических ситуаций с использованием «баллинтовской группы»
4. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. - подготовить доклад о выдающихся отечественных и зарубежных педагогов В соответствии с планом семинарских занятий   Выступление на семинарских и лекционных занятиях с использованием мультимедиапрезентации
5. Общие закономерности и принципы воспитания. - составить таблицу, в которой отразились бы связи между закономерностями и принципами воспитания В соответствии с планом семинарских занятий   Предоставение задания в письменном виде
6. Система методов и форм воспитания. -разработать воспитательное мероприятие, указав методические рекомендации по его осуществлению; - разработать и провести диспут, беседе, лекцию и т.д.   В соответствии с планом семинарских занятий   Представление задания в письменном виде   - проведение на семинарском занятии
7. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. - подготовка сообщений по темам, предложенным ниже В соответствии с планом семинарских занятий и лекционных занятий   - Выступление на лекции и семинаре с использованием мульти-медиа презентации
8. Закономерности и принципы обучения. - написать методическую разработку урока, где нашли бы отражение принципы воспитания В соответствии с планом семинарских занятий   Предоставление задания в письменном виде
9. Формы и методы организации обучения. Составьте таблицу, в которой отразите характеристику методов и форм контроля (сущность, особенности, достоинства и недостатки)   В соответствии с планом семинарских занятий   Предоставление задания в письменном виде

Наши рекомендации