Занятие 9. Формы организации содержания образования
1. Государственный образовательный стандарт и его функции.
2. Учебный план образовательного учреждения.
3. Учебная программа: содержание и структура документа. Варианты построения учебных программ.
4. Учебник: требования к структуре и оформлению.
Основная литература:
1) Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
2) Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
3) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
4) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005.
5) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.
Дополнительная литература:
1) Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
2) Тубельский А.Н. Об изменении содержания образования // Школьные технологии. – 2007. - №3. – С. 35-42.
Занятие 10. Методы и средства обучения
1. Понятие методов обучения, их классификации.
2. Содержание методов обучения, требования к их применению.
3. Понятие средств обучения, их классификация.
4. Факторы, влияющие на выбор методов и средств обучения.
Основная литература:
1) Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
2) Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д, 2005.
3) Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
4) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
5) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005.
6) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.
Дополнительная литература:
1) Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М., 2006. – 256 с.
2) Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. – Рига, 1995.
3) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Научно-практическое пособие. - Ростов н/Д, 2006.
4) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.
5) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.
6) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
Занятие 11. Формы организации обучения
1. Классификация форм организации обучения, их дидактический потенциал.
2. Классно-урочная система: основные характеристики, достоинства и недостатки.
3. Урок как основная форма организации обучения. Типы уроков, их структурные особенности.
4. Подготовка педагога к уроку. Анализ урока как основа совершенствования процесса обучения и самосовершенствования педагога.
5. Дополнительные формы организации обучения, их дидактический потенциал.
Основная литература:
1) Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
2) Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д, 2005.
3) Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М., 2006.
4) Подласый И.П. Педагогика: Учебник в 2 кн. – М., 2000.
5) Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005.
6) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.
Дополнительная литература:
1) Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М., 2006. – 256 с.
2) Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004.
3) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
4) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Научно-практическое пособие. - Ростов н/Д, 2006.
5) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.
6) Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практич. пособие для учителей и класс. рук., студентов пед. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2001.
Содержание самостоятельной работы студентов
№ | Название раздела, темы | Задание | Время выполнения | Форма контроля |
1. | Педагогика как наука. | -постройте логическую или образную схему «Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками»; - продумайте схему «Взаимосвязь основных категорий педагогики»; - составьте интеллект карту «Основные категории педагогики» - Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии. Подумайте, сохраняют ли они актуальность на сегодняшний день? - Напишите сочинение на тему: «Педагогическая профессия в XXII веке». -Подберите высказывания выдающихся педагогов о требованиях к личности учителя. | В соответствии с планом семинарских занятий | Представление задания в письменном виде, выступление на семинарском занятии Представление задания в письменном виде, выступление на семинарском занятии Представление задания в письменном виде Выступление на семинарском занятии Представление задания в письменном виде Представление задания в письменном виде |
2. | Методология педагогической науки. | - Проанализируйте с точки зрения этапов и подбора методов исследования один-два автореферата диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; - Напишите эссе на тему: какие общечеловеческие ценности, на Ваш взгляд, должны лежать в основе педагогической деятельности? | В соответствии с планом семинарских занятий | Выступление на семинаре, предоставление анализа в письменном виде. Представление задания в письменном виде |
3. | Педагогический процесс как система и целостное явление. | Опишите педагогическую ситуацию, с которой Вы сталкивались в процессе собственной профессиональной деятельности. Преобразуйте ее в педагогическую задачу и предложите свой вариант решения. | В соответствии с планом семинарских занятий | - работа в микрогруппах по анализу предложенных педагогических ситуаций с использованием «баллинтовской группы» |
4. | Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. | - подготовить доклад о выдающихся отечественных и зарубежных педагогов | В соответствии с планом семинарских занятий | Выступление на семинарских и лекционных занятиях с использованием мультимедиапрезентации |
5. | Общие закономерности и принципы воспитания. | - составить таблицу, в которой отразились бы связи между закономерностями и принципами воспитания | В соответствии с планом семинарских занятий | Предоставение задания в письменном виде |
6. | Система методов и форм воспитания. | -разработать воспитательное мероприятие, указав методические рекомендации по его осуществлению; - разработать и провести диспут, беседе, лекцию и т.д. | В соответствии с планом семинарских занятий | Представление задания в письменном виде - проведение на семинарском занятии |
7. | Обучение в структуре целостного педагогического процесса. | - подготовка сообщений по темам, предложенным ниже | В соответствии с планом семинарских занятий и лекционных занятий | - Выступление на лекции и семинаре с использованием мульти-медиа презентации |
8. | Закономерности и принципы обучения. | - написать методическую разработку урока, где нашли бы отражение принципы воспитания | В соответствии с планом семинарских занятий | Предоставление задания в письменном виде |
9. | Формы и методы организации обучения. | Составьте таблицу, в которой отразите характеристику методов и форм контроля (сущность, особенности, достоинства и недостатки) | В соответствии с планом семинарских занятий | Предоставление задания в письменном виде |