Блок самостоятельной работы
Семинарское занятие 3
Классно-урочная система обучения.
Урок – основная организационная форма обучения.
По итогам изучения темы студенты должны:
знать: тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире; сущность понятий "форма организации обучения", "система обучения", отличительные особенности классно-урочной системы обучения и структуру уроков различного типа; основные виды нетрадиционных уроков;
уметь:проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности, взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса, выделять достоинства и недостатки различных систем обучения, определять типы урока и пути повышения эффективности урочной деятельности;
владеть: способами конструктивного речевого взаимодействия; способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); приемами анализа и конструирования различных типов урока.
Понятийный аппарат темы
Форма организации обучения, системы обучения, признаки и компоненты классно-урочной системы обучения, структурные элементы урока, типы урока, пути повышения эффективности урока, учебная экскурсия ,факультатив, домашняя учебная работа школьников
План рассмотрения теоретических вопросов:
Вопросы репродуктивного характера.
1.Характеристика различных систем обучения.
2.Отличительные особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки.
3 Понятие формы организации обучения. Классификация форм организации обучения.
4.Какие требования предъявляются к организации урока?
5. Урок – основная организационная форма обучения. Структура урока, его типы и виды. Пути повышения его эффективности.
6. Отличительные особенности других форм организации обучения, дидактические требования к ним.
7. Виды уроков: традиционный, урок-сказка, урок-суд, урок-аукцион, урок-презентация и т.п. Специфика их организации и проведения.
Вопросы и задания проблемного и творческого характера
1.Каковы возможности использования в современной отечественной школе мангеймской системы, Дальтон – плана, плана Трампа?
2. Выделите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.
3. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сельской школе ?
4. Как вы относитесь к идее создания "школы без домашнего задания"?
5. Чем определяется воспитательный потенциал урока?
6. Философия говорит нам о том, что форма всегда более консервативна и устойчива, чем содержание. Подумайте, верно ли это для педагогики. Приведите примеры форм организации обучения, содержание которых изменилось или существенно обновилось в последние годы. Правомерно ли использовать такие понятия как «урок-лекция», «урок-семинар», «кино-урок», «урок-беседа»? Аргументируйте свой ответ.
7.В чем заключается основной недостаток урока как формы обучения? Выберите верный ответ и обоснуйте его.
а. Урок утомляет учеников.
б. Урок порождает формализм в знаниях школьников.
в. Все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и темпу работы.
г. Урок толкает учителя на штамп и догматизм в обучении.
Практический блок
Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса (задания из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю)
1.Создайте памятку-инструкцию для начинающего учителя "Как подготовиться к уроку?"
2.Создайте графическую схему- опору, отражающую различные типы урока в современной школе
3.Создайте краткий план урока ( в соответствии со спецификой изучаемой предметной области) одного из типов уроков.
4. Составьте собственную схему анализа урока.
Блок самостоятельной работы
Выбрать любое задание из блока самостоятельной работы, выполнить его в письменном виде и сдать на проверку преподавателю
Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.
1.На основе изучения материалов авторских сайтов педагогов- мастеров, создайте папку из 3-4 разработок уроков различного типа (по изучаемой предметной области)
2.Создайте папку разработок нетрадиционных уроков в соответствии со спецификой изучаемого предмета
3.Подготовка папки видеоматериалов с уроками различного типа
4.Подготовка презентации на тему "Традиционный урок в современной школе"
5.На основе анализа материалов педагогической печати сделать подборку разработок уроков различных типов педагогов-мастеров
6.Создать подборку памяток психолого-педагогического анализа современного урока
7.Работа по составлению портфолио (отчетность - октябрь 2014 г)
Выбор из ниже перечисленных или самостоятельно предлагаемая студентом тем портфолио:
"Современный урок в отечественной школе". "Современный урок в зарубежной школе", "Пути совершенствования урока в современной школе", "Нетрадиционные уроки в современной школе"
Обязательная литература
Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб.: Питер, 2011.
Голованова Н.Ф. Педагогика. Учебник для студентов высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2013.
Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Академия, 2011. – 352 с. – (Сер. Бакалавриат).
Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для вузов. – М: Юрайт, 2011.
Подласый И.П. Теоретическая и практическая педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.