Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра)__
_________________________
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)_________________
________________________
6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)______________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
4 года (в, на, у)____________________________
________________________
5 лет (в, на, у, под, за, по)____________________
__________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_______________________________
________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко)__________________
____________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)__________________
___________
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) _________________
_____________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ___________________
_________________________
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)_________________
_________________________
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)___________ ___________________________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки) ___
__________
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)_________________________
______________
6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому) ____
____________
Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)________________________________
______________
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________________
__________
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.) _______________
____________
Понимание текста:
4 года (сказка «Репка»)______________________
___________________________
5 лет (сказка «Колобок»)____________________
________________________
6 лет (сказка «Теремок»)__________________
_________________________
Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
кот — кит ___
дом — дым________________________________ уточка — удочка_____________________________ киска — миска _
5 лет
мышка — мишка _______________________________
почка — бочка ____________________________ катушка — кадушка_________________________ корка — горка_
6 лет
мышка — мошка _______________________________
пашня — башня _____________________________ сова — софа_ крот — грот_
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
коса — коза____
мишка — миск_______________________________ кочка — кошка_____________________________ малина — Марина ___________________________
5 лет
речка — редька______________________________
цвет — свет ________________________________
челка— щелка_______________________________
рейка— лейка_______________________________
6 лет
лук — люк_____
марка — майка_______________________________ ель — гель____
плач — плащ__
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года___
_________________________
5 лет_
___________________________
6 лет_____
____________________________
Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
4 года
Игрушки ___
Посуда______ Одежда____
Обувь_______
5 лет
Мебель______
Овощи______
Фрукты______
Птицы______
6 лет
Ягоды______
Насекомые___
Животные____
Транспорт_
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
4 года
Ноги__________________________ спинка стула________________________________
Руки________________________ сиденье стула_____________________________
Голова______________________ ножки стула______________________________
Глаза_______________________ кузов машины_____________________________
Уши________________________ колеса машины____________________________
5 лет
Нос_________________________ рукав ____
Рот_________________________ воротник__
Шея________________________ пуговица__
Живот______________________ кабина машины____________________________
Грудь______________________ руль______
6 лет
Локоть_____________________ манжета___
Ладонь_____________________ петля для пуговицы_________________________
Затылок____________________ фары_______
Висок______________________ мотор______
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
4 года
Мяч, кукла, машинка ____________________________
Рубашка, платье, шорты _____________________ Тапки, туфли, ботинки _______________________
5 лет
Стул, стол, шкаф _____________________________
Огурец, помидор, морковь__________________ Яблоко, банан, апельсин ____________________ Воробей, голубь, сова ________________________
6 лет
Клубника, смородина, черника_________________
Муха, комар, бабочка______________________ Кошка, собака, корова_________________________ Самолет, автобус, машина________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет
Друг ________________________ добро ______
Горе ________________________ горячий ___
Легкий ______________________ длинный___
Давать _______________________ поднимать__
ГЛАГОЛЫ
4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)________________________
Что делает девочка? (Спит) ___________________
Что делают дети? (Играют) ______________________ Что делает птица? (Летит) _____________________
Что делают рыбки? (Плавают)___________________ Что делают машины? (Едут) ____________________
5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) _____________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________ Как передвигается змея? (Ползает) _____________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________ Как передвигается человек? (Ходит) ______________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)________ А как подает голос корова? (Мычит) _______________
А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________
6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_______________________________
А как подает голос волк? (Воет) ________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________
А как подает голос овца? (Блеет) _________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)__________ А что делает продавец? (Продает) ________________ А что делает маляр? (Красит) ____________________ А что делает швея? (Шьет) _______________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
4 года
Красный ____
Синий______
Зеленый___ Желтый____ Белый_______
Черный _____
5 лет
Красный ____
Оранжевый_ Желтый______ Зеленый_______ Голубой ___ Синий_________
Белый_________
Черный _____
6 лет
Красный ___
Оранжевый_ Желтый ______
Зеленый___ Голубой __ Синий________
Фиолетовый________________________________ Розовый _______ Белый_________
Черный____ Серый_________
Коричневый _______________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
4 года
Мяч какой? (Круглый)___________________________
Платок какой? (Квадратный)_____________________
5 лет
Солнце какое? (Круглое) _________________________
Печенье какое? (Квадратное)_____________________ Косынка какая? (Треугольная)________________ Огурец какой? (Овальный) _____________________
6 лет
Руль какой? (Круглый) ________________________
Окно какое? (Квадратное) ___________________ Флажок какой? (Треугольный)_______________ Слива какая? (Овальная) _________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное) __________________