Тема 5 Общие основы дидактики

Часа

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Основные дидактические концепции.

2. Цели и содержания образования.

3. Виды обучения.

4. Теории и технологии обучения.

5. Понятие о средствах обучения, их функции, классификация.

6. Понятие о методах обучения, их классификация.

Категориальный аппарат:педагогическое влияние, государственная политика в сфере образования, диспозиция, интенция, компенсирующее обучение, педагогический диагноз, педагогический консилиум, профессиональная компетентность, групповая совместимость, дополнительное образование, ВУЗ, школа, лицей, гимназия, текущий контроль успеваемости, учебный план, учебная программа, уровень притязаний, честолюбие, сообщающее обучение, проблемное обучение, школоведение, язык обучения и воспитания.

Темы для докладов и рефератов

1. Личностно-ориентированное обучение в школе.

2. Двухсторонний характер процесса обучения.

3. Виды обучения в современной школе.

4. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

5. Новые информационные технологии в обучении.

6. Развитие интереса к учению в школе.

7. Формирование мотивов учения школьников.

8. Восприятие учебного материала школьниками.

9. Проблемы и преодоление неуспеваемости.

10. Инновации в обучении в средней и высшей школе.

11. Проблемное обучение в школе.

12. Продуктивное обучение.

13. Тесты как метод проверки знаний.

14. Метод проектов в процессе обучения.

Тест для самопроверки

1. Предметом общей дидактики являются:

а) социальные условия формирования и образования учащихся;

б) принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования;

в) психологическое развитие личности в процессе обучения;

г) теория обучения отдельному предмету.
2. Укажите правильное соответствие групп дидактики с их понятиями

1) традиционная - …,

2) педоцентристская- …,

3) современная -…;

а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей;

б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика;

в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся;

г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения;

д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности;

е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.

3. Цели обучения определяются…

а) потребностями и возможностями общества;

б) средствами обучения;

в) индивидуальными особенностями учащегося;

г) мастерством педагога.

4. Педагогический процесс как целостная структура объединяет в себя такие процессы, как:

а) обучение;

б) развитие;

в) формирование;

г) воспитание.

5. Движущими силами процесса обучения является (ются)…

а) образовательная активность ученика;

б) противоречия, возникающие в ходе обучения;

в) профессионализм педагога;

г) закономерности и принципы его построения.

6. Классическими принципами дидактики являются…

а) принцип законности;

б) принцип наглядности;

в) принцип научности;

г) принцип самофинансирования;

д) принцип последовательности.

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется обучение и развитие детей. - ……

2) Область педагогики, исследующая закономерности процесса

обучения -…

3) Способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию в процессе обучения - …

4) Специальная конструкция самого процесса, коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся под руководством педагога - …

а) методы обучения

б) дидактика

в) процесс обучения

г) форма обучения

8. Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются…

а) результаты воспитания;

б) цели воспитания;

в) методы, приемы и технологии воспитания;

г) основные направления воспитательной деятельности.

9. К методам формирования сознания личности относятся…

а) беседа;

б) упражнение;

в) пример;

г) наблюдение.

10. Условия, которые обеспечивает государство в целях осуществления права на образование:

а) открытость и доступность среднего образования;

б) обязательность религиозного образования;

в) обязательная доступность высшего образования для всех на конкурсной основе;

г) обязательное бесплатное образование для всех;

д) бесплатное образование только для избранных.

11. Найдите педагогические ошибки и неточности:

а) основная движущая сила процесса обучения – противоречия между учителем и учеником;

б) в процессе обучения происходит передача знаний и умений;

в) в процессе обучения учитель воздействует на учащихся;

г) результатом процесса обучения является знание, усвоенное учеником.

д) если учитель использует наглядное пособие, то это значит, что он реализует принцип наглядности;

е) принцип обучения – это знание о том, как учитель должен действовать;

ж) недисциплинированность учащихся – это закономерное явление;

з) если изменить содержание учебного материала, отобранного для урока, то закономерно изменятся цели урока;

и) цель обучения – изучить правило сложения...;

к) цель развития – развить умения учиться...;

л) цель воспитания – воспитать самостоятельность...;

м) требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования;

н) важная особенность содержания начального образования – доступность;

о) приоритетная цель обучения – обеспечение знаний и умений по предмету;

п) учительница удачно использовала на своем уроке методы стимулирования и наглядные методы обучения...;

р) учитель с помощью вопроса всегда добивается внимания ученика, а ученик своим вопросом всегда хочет проверить учителя;

с) учительница назвала номер упражнения и велела его выполнять...;

т) учительница начала урок русского языка с актуализации знаний: она проверила домашнее задание и убедилась, что все ученики выполнили его правильно, кроме Ванечки, который, как всегда, перепутал номера упражнений...;

у) методическая структура урока включала опрос, изучение нового материала и его закрепление;

ф) тест позволяет определить уровень знаний...;

х) текущий контроль направлен на выяснение текущих результатов учения;

ц) оценивая ответ ребенка, учительница произнесла: «Хорошо, садись!»

Практическая работа

Задание 1. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспектива развития наук о человеке. Значение каких наук возрастёт? Какие новые научные дисциплины могут появиться?

Задание 2. Напишите 3-5 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Задание 3. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

· Педагогика в современном мире.

· Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.

· Связь педагогики с философией, психологией, социологией, медициной и другими науками.

Основная литература

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч.,
М.: Педагогика, 2002.

2. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М.: Владос, 2004

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: ЮНИТИ, 2002

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2006.

Дополнительная литература

1. Алпатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: МГУ, 2004

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.- М.: Академия, 2006.

3. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ.-М.:ЮНИТИ , 2007.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: МГУ, 2003.

5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: МГУ, 2004.

Перечень вопросов
к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»

1. Античные представления о психике человека.

2. Исторические этапы развития психологии.

3. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

4. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема понятий.

5. Связь темперамента с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности по И.П. Павлову

6. Организация психологического исследования.

7. Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.

8. Понятие нормы в экспериментальной психологии.

9. Требования к экспериментальным методикам исследования.

10. Корреляционный метод в психологии.

11. Экспериментальный метод в психологии.

12. Классификация методов исследования в психологии.

13. Этика психологического исследования.

14. Наблюдение и его разновидности.

15. Опрос и его разновидности.

16. Тесты и их разновидности.

17. Моделирование в психологии.

18. Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях.

19. Слепой метод исследования в психологии.

20. Сущность, структура и функции общения

21. Виды общения

22. Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления

23. Методы взаимодействия в общении

24. Механизмы перцептивного процесса в общении

25. Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация

26. Основные социально-психологические барьеры на пути прохождения информации

27. Механизмы развития межличностных отношений

28. Динамика развития межличностных отношений

29. Формы межличностного психического взаимодействия

30. Свойства восприятия.

31. Виды ощущений.

32. Виды эмоциональных состояний.

33. Отличия восприятия от ощущений, виды восприятия.

34. Виды мышления.

35. Виды речи и их назначение.

36. Виды памяти у человека.

37. Основные дидактические концепции.

38. Цели и содержание образования.

39. Виды обучения.

40. Теории обучения.

41. Технологии обучения.

42. Средства обучения.

43. Функции обучения.

44. Методы обучения.

Наши рекомендации