Б) внешние по отношению к школьнику

  • недостатки образования личности
  • недостатки опыта влияния школы
  • недостатки влияния внешкольной среды

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

· всестороннее повышение эффективности каждого урока

· формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов

· индивидуальный подход к учащемуся

· специальная система домашних заданий

· усиление работы с родителями

· привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение

Признаки отставания:

1) ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения

2) ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала, не делает попыток найти дополнительных к учебнику источников

3) ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей

4) ученик не реагирует эмоционально на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя

5) ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы

6) ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста

Основные методы обнаружения отставания учащихся:

· наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи

· беседы учителя с учеником

· анализ обучающих самостоятельных работ в классе

Целостный педагогический процесс, структура, закономерности и специфика процесса обучения и воспитания. Характеристика этапов педагогического процесса.

Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.


Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы:

  • воспитания
  • обучения
  • развития

Целостность педагогического процесса проявляется:

  • в единстве процессов обучения, воспитания и развития
  • в соподчиненности этих процессов
  • в наличии общего сохранении специфики этих процессов

Специфика педагогического процесса:

1) закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей

2) отражение необходимых, существенных связей между компонентами педагогического процесса

3) исторический характер закономерностей

Общие закономерности и принципы воспитания:

  • эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений
  • цель и организация воспитания должны соответствовать друг другу
  • характер воспитательного влияния должен соответствовать социальной практике
  • воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.
  • в педагогическом взаимодействии должны быть активны все его участники.
  • эффективность воспитания зависит от эффективности процессов обучения и развития.
  • воздействие должно сочетаться с уровнем развития вербальных и сенсомоторных процессов
  • взаимоотношения между воспитанниками влияет на становление личности

Общие закономерности обучения:

а) закономерность цели (цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества)

б) закономерность содержания (содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения)

в) закономерность качества(эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов)

г) закономерность методов(эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения)

Специфика форм обучения и воспитания:

1)

  • в обучении используются уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д.
  • в воспитательном процессе ‒ воспитательные мероприятия коллективного характера,общественную деятельность, индивидуальные воспитательные влияния и пр.


2)

  • в учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю
  • в воспитании доминирующее значение имеет коллектив


3)

  • процесс обучения протекает в оформленной группе по определенному учебному плану
  • процесс воспитания не столь строго регламентирован

Этапы педагогического процесса:

А) подготовительный этап

· целеполагание

· диагностика условий

· прогнозирование достижений

· проектирование и планирование развития процесса

Б) основной этап

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности
  • взаимодействие педагогов и учеников
  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса
  • создание благоприятных условий
  • осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами

Наши рекомендации