Нервные механизмы стрессов и аффектов
Перейдем к рассмотрению нервных механизмов стрессов и аффектов, т.е. эмоций, возникающих при экстремальных жизненных ситуациях. На схеме рис. 51 стрелка, выходящая из блока эмоций, подразумевает наличие каких-то механизмов, управляющих поведением под воздействием эмоциональных сигналов. Работа этих механизмов, в частности, связана с функциями вегетативной нервной системы, т. е. части нервной системы высших животных, которая осуществляет непосредственное управление деятельностью внутренних органов (процессами кровообращения, пищеварения, дыхания и т. д.). Отделы вегетативной нервной системы расположены на уровне спинного мозга в непосредственной близости к управляемым ими органам тела, а их работа находится под контролем высших отделов головного мозга.
Во время сильных эмоциональных реакций активизируются два во многом противоположно действующих отдела вегетативной нервной системы: симпатический и парасимпатический. В поведенческом плане результаты деятельности каждого из отделов выражаются в двух разных стратегиях реагирования на стрессовые ситуации. Первая стратегия заключается в смещении баланса в сторону большей активности симпатического отдела, что ведет к проявлению реакций типа «активной борьбы или бегства», и связано со срочной мобилизацией энергии и ресурсов тела. В ходе этого процесса зрачки расширяются, растет число сердечных сокращений при одновременном росте минутного объема сердечного выброса, усиливается капиллярное кровоснабжение мозга и мышц, растет частота дыхания и т.д.
Смещение баланса в сторону большей активности парасимпатического отдела определяет реакции типа «сбережения энергии и ресурсов», что в поведенческом плане проявляется как «замирание» и имитация смерти. Причем именно эта стратегия поведения в процессе эволюции развилась раньше и, в основном, свойственна более «древним» животным (рептилиям, насекомым и пр.). Стратегия замирания и усвоенной беспомощности бывает полезна, например, в условиях, когда животное имеет дело с намного более сильным противником или с неразрешимой ситуацией (рис. 65).
Развитие обеих стратегий поведения обеспечивается благодаря оперативной работе интеллектуальных механизмов анализа и распознавания ситуации, результат работы которых дает сигналы к включению вегетативных отделов нервной системы. В плане взаимодействий такого рода становятся понятными причины более позднего эволюционного развития симпатического типа управления поведением. Дело в том, что этот тип управления связан с намного более широким спектром поведенческих реакций, что требует более существенного и глубокого анализа текущей ситуации.
Р и с. 65. Регуляция активного и пассивного типов поведения в контуре «эмоции — вегетативная нервная система»
В ходе управления осуществление спектра поведенческих реакций при деятельности симпатического отдела связано с мощным выбросом молекул гормонов адреналина и нор адреналина. Поведенческие реакции, связанные с деятельностью парасимпатического отдела, реализуются путем активной работы молекул ацетилхолина.
В поведении каждого человека, вообще говоря, имеют место и стратегия активного, и стратегия пассивного реагирования на экстремальные ситуации. Причем у людей разного типа преобладает та или иная стратегия поведения. В определенных ситуациях одни люди ведут себя активно и смело, другие осмотрительно и нерешительно. Возможно, разные типы поведения такого рода основаны на наследственно передаваемых сдвигах в балансе соотношений, определяемых системами молекул адреналина (норадреналина) и ацетилхолина.
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
1. Охарактеризуйте систему мотиваций с точки зрения функций целеполагания.
2. Рассмотрите собственную свойственную лично вам иерархию типов мотиваций.
3. Проанализируйте развитие системы мотиваций в ряду животных разного уровня развития. Рассмотрите примеры мотиваций у животных и человека.
4. Критически проанализируйте классическую пирамиду мотиваций по А. Маслоу.
5. Как вы представляете себе процесс появления новых мотиваций? Возможно ли это в принципе?
6. Рассмотрите высшие типы мотиваций и их связь с идеалами.
7. Какова связь эмоций и мотиваций, как вы представляете себе их роль в осуществлении поведения?
8. Роль эмоций в регуляции поведения человека и животных.
9. Взаимоотношение эмоций и мышления, влияние мышления на эмоциональный фон человека.
10. Двустороннее влияние в системе «мимика — эмоции» и основанное на этой схеме воспитание у людей «уменья властвовать собой».
11. Схема взаимосвязи мимических мышц лица при выражении основных типов человеческих эмоций.
12. Язык социально значимых телодвижений, поз и мимических выражений. Рассмотрите конкретные примеры у людей и животных.
13. Рассмотрите распределение механизмов и типов эмоций по полушариям мозга человека.
14. «Левополушарный» и «правополушарный» человек: характеристика эмоциональных сторон поведения.
15. Что такое человеческие чувства? Связь чувств, эмоций и нравственных правил.
16. Есть ли чувства у животных? И если есть, то в чем отличия чувств животных и человека?
17. Рассмотрите критически схему основных характеристик чувств дружбы и любви: а) у человека; б) у животных.
18. Рассмотрите несколько примеров проявления чувств, близких к дружбе и любви, у животных. Соответствуют ли эти примеры вашим интуитивным представлениям об этих чувствах?
19. Каково классическое определение чувства любви, данное Э.Фроммом?
20. Сравните основные характеристики любви, секса, влюбленности, фанатичной любви.
21. Рассмотрите примеры ролевых функций, которые вы играли или играете в жизни. Оцените, насколько эти функции близки вам?
22. Рассмотрите схемы, пути и причины исторического формирования межличностных отношений на примерах социального поведения животных,
23. Каковы нейрохимические, нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе чувств, эмоций и мотиваций?
24. Что такое эндорфины и опиаты? Каковы нейромолекулярные механизмы их действия и причины возникновения наркозависимости?
25. Сравните схемы волевого и эмоционального поведения. Чем отличаются сила воли и сила эмоций?
26. Сравните сущность, причины возникновения и целевые функции таких явлений, как настроение, стресс, аффект.
27. Опишите экспериментальную схему изучения стресса у животных. Насколько, по вашему мнению, отличаются эффекты стресса у животных и человека? Обоснуйте свое мнение.
28. Какова роль аффекта в поведении человека?
29. Охарактеризуйте причины и типы фрустрационного поведения человека. Какова, по вашему мнению, связь фрустраций, настроения, стресса и аффекта?
30. Схематически опишите основные черты структуры личности по 3. Фрейду. В чем заключаются функции и сущность «Я», «Сверх-Я», «Оно»?
31. Опишите суть представлений о защитных механизмах психики человека (по 3. Фрейду). Охарактеризуйте типы защитных механизмов.
32. В чем заключается сущность механизмов сублимации? Рассмотрите примеры из вашего жизненного опыта.
33. Рассмотрите экспериментальные модели механизмов сублимации и смещенного поведения у животных.
34. Проанализируйте истоки и корни ритуального поведения и церемоний у животных разного уровня развития.
35. Происхождение неврозов и пограничных состояний психики человека и роль функций защиты в этих процессах.
36. Составьте краткий перечень основных принципов психоанализа. Рассмотрите роль эмпатии в этом процессе.
37 Рассмотрите нейрохимические и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе мотиваций и эмоционального поведения. Классические эксперименты Д. Олдса: центры «удовольствия» и «наказания» в мозгу животных.
38. Сформулируйте основные представления о нервных, нейрохимических и молекулярных механизмах стрессов и аффектов.
39 Опишите функции и основные отделы вегетативной нервной системы. Каковы роль и основные нейромедиаторы симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы?
Часть II
ПЕДАГОГИКА
Часть II
ПЕДАГОГИКА
Раздел 1