Раздел 1. Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок
Раздел 5
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (III этап)
Методические рекомендации
Основной задачей III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.
Иными словами, в процессе III этапа отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности. Основными целями построения связного высказывания являются:
• программирование смысловой структуры высказывания;
• установление связности и последовательности высказывания;
• отбор языковых средств.
Современный подход к реализации содержания данного раздела должен опираться на лингвистические понятия — речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом. С этой целью необходимо использовать специфические приемы, адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.
Первоначальное содержание работы III этапа — отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, что подводит детей к созданию различных видов текстов. При этом главное внимание уделяется развитию умений и навыков создавать и активно реализовывать в разных, даже эмоциогенных, ситуациях сложные учебные тексты: высказывания типа рассуждений, доказательств и т.п. Практически формирование текстовых умений начинается в процессе восполнения пробелов в развитии звуковой стороны (I этап) и лексико-грамматических средств языка (II этап).
В начале III этапа проводится работа по совершенствованию различных I синтаксических конструкций — построение, переконструирование предложений: составление предложений при помощи различных приемов (по опор словам, по иллюстрации); распространение, сокращение предложений; восстановление деформированных предложений; составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др. По мере совершенствования умений составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста (устного дискурса), что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание; текста, его
логическое построение и языковое оформление. Основным содержанием этой работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим — отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.
Особенностью работы над этим разделом является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью на логопедических занятиях отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершении, учебные диалоги, которые постепенно становятся более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями наI и II этапах. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение как для продуктивной учебной деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.
Кроме того, в процессе работы на III этапе большое значение придается формированию у детей коммуникативных умений и навыков. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), но и формулировать вопросы по разным темам изучаемого материала, а также учить вести диалоги по учебной теме. Таким образом, в процессе занятий отрабатываются умения и навыки:
• самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;
• сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.
В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.
В процессе работы над текстом усложняется и сама коммуникативная деятельность детей с ОНР: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщение, побуждение к действию, Получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.
Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов и т.д. Позже следует систематически упражнять учащихся в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем моделирования ситуаций, способствующих речевой активности
детей. При этом логопед должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего — системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно и привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью учебной работы, а связность - порядком выполнения учебных действий.
Как уже упоминалось, особое место в системе работы над развитием связной речи занимает составление плана развернутого высказывания, работе над которым немало места и времени отводится и в программе по изучению родного языка. Однако при обучении детей с ОНР ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.
В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них личных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.
Простые предложения
Первый уровень
1. Чётко прочитай слова 1-го и 2-го ряда:
Составь словосочетания из данных рядов слов, объединяй по смыслу. Запиши их.
С полученными словосочетаниями составь предложения. Запиши их.
* Можно начать так: «Сегодня жаркий летний день...»
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2. Составь предложения с помощью вопросов:
Какие? что? зацвели где?
Какой? заяц что делает? от кого?
Кто? увидел кого? где?
Где? что делал? какой? птенчик.
Как? светит какое? что?
Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
3 Спрашивай и отвечай:
Какое сейчас время года? Сейчас зима.
________________ ? На земле лежит пушистый снег.
Что произошло с рекой? .
________________ ? Дети катаются на коньках.
________________ ? Мальчик слепил снежную бабу.
В процессе работы проводится коллективная проверка правильности поста новки вопросов детьми и их ответов.
(Вопросы и ответы у детей могут быть разными.)
4. Чётко прочитай предложения:
Поставь вопросы к выделенным словам.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5.
а) Спроси у товарища:
—был ли он во время каникул в театре;
—какие книги он прочитал;
—что он будет делать завтра?
б) Узнай у учителя:
- кто написал диктант без ошибок;
- когда класс пойдет на экскурсию (на выставку, в театр);
- будете ли вы писать сочинение?
6.
а) Чётко прочитай и скажи, можно ли из этих слов составить предложения. Если да, то почему. Выполни задание:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) Прочитай и скажи, можно ли из этих слов составить предложения
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения ответов.)
7. Внимательно прочитай. (Задание выполняется парами.)
а)
а)
б)
Подумай, что нужно сделать, чтобы запись читалась легко, с пр. вильной интонацией.
Запиши текст правильно.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
8.Внимательно прочитай предложения:
Подумай, все ли предложения составлены правильно. Найди ошибки. Запиши исправленные предложения. Докажи правильность выполнения задания.
9.
а) Прочитай предложения «про себя»:
Подумай, о ком или о чём говорится в каждом предложении. Сколько слов в нём?
Как можно полнее раскрыть мысль предложения?
* Распространить предложения тебе помогут слова, которые отвечают на вопросы: что? какой (оя, ое)?где?куда?кому?как?и др.
Распространи предложения. Запиши 5—6 предложений, которые ты увеличил до 6-8 слов.
(Работа может проводиться парами.)
б) Попроси своего товарища сократить записанные предложения до 5, 4,
3 слов.
Употреби вежливую форму обращения; пожалуйста, будь добр, спасибо (Задание может выполняться парами )
10.
а) Четко прочитай предложения
Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Последовательно сокращай данные предложения до 5, 4, 3, 2 слов.
(Каждый ребёнок читает по одному предложению, все остальные его контролируют.)
б) Попроси своего товарища увеличить (распространить) до 5-7 слов предложения, в которых осталось 2 слова.
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)
Второй уровень
1. Расспроси товарища:
—.......... ?
— Да, мы вчера ходили на экскурсию. _ ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,?
— Мы были в зоопарке.
— Что вы хотели там увидеть?
_ ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,?
— Мне очень понравилась экскурсия.
— Ты используешь то, что ты узнал, при ответе на уроке?
а) Разыграйте сценку «Врач и больной».
Ты пришёл на приём к врачу. (Обязательно употреби вежливые формы обращения и благодарности.)
б) Разыграйте сценку «Обсуждение покупки».
Два мальчика идут в магазин. Им нужно купить подарок другу. Они обсуждают, какой подарок понравится товарищу.
3.
а) Попроси прохожего объяснить, как пройти на выставку игрушек
б) Спроси у продавца, какие цветы он посоветовал бы купить маме. (Не забудь использовать вежливые формы обращения и благодарности.)
4 Разговор двух учеников (слова или картинки предлагаются логопедом).
- Я хочу предложить тебе разобраться, как пишутся слова «флаг» и «лодка».
- Давай попробуем вместе разобраться.
- Я начну так: «Слово «флаг» — односложное, потому что .... В конце слова .... Теперь ты расскажи, как пишется слово «лодка».
5.Послушай внимательно текст. Найди и запиши только предложения.
В густом лесу. Дети гуляли в лесу. Пастух гонит стадо на луг. Кормит овсом. Яблоки в корзинах. Бабушка варит компот из груши. Яблочное паренье.
Докажи, что ты правильно выполнил задание.
6. Составь предложения с помощью вопросов.
а) Кто ? Что делает ? Кого ? Чем ?
Кто ? Что делает ? Кого ? Чем ?
* (Используй данные слова: волосы, пыль, пол, картинку, бабочку, ежа, кисточкой, сачком, тряпкой, яблоком, щёткой, расчёской, ловит, раскрашивает, подметает, выбирает, причёсывает, кормит.)
Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) Кто? возвращались откуда? С какими? С чем? Чего?
У какого? костра кто? Как? Что делает?
Какая? девочка что делает? Кому? Какую? Что?
Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
7. При помощи интонации или слов разве, неужели измени данные предложения так, чтобы они звучали как вопрос:
Сегодня у нас не будет урока чтения. Ребята не выучили эти стихи.
Ты до сих пор не читал книгу о животных.
Наш класс собирается идти в кино.
Все были довольны экскурсией.
8.
а) Спроси у товарищи:
— что он будет делать в воскресенье;
— какая у него отметка за контрольную работу?
б) Узнай у учителя:
— когда и на чём вы поедете на экскурсию;
— как вы будете готовиться к празднику?
в) Задай товарищу вопрос об осени и о весне. Употреби при этом вежливые формы обращения: пожалуйста, будь добр (будьте добры), будь любезен (будьте любезны), спасибо.
9.
а) Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Можно ли эти слова объединить в предложения? Если да, то почему?
Составь предложения.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) Составь из слов предложения:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
10. Внимательно прочитай:
Скажи, что в тексте необычного и что нужно сделать, чтобы запись читалась легко. Наведи порядок в тексте и запиши его правильно.
(Задание можно выполнять парами.)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
11. Внимательно прочитай предложения:
Подумай и найди ошибки. Докажи правильность выполнения задания.
12.
а) Прочитай предложения «про себя»:
Поспели сливы. | Ребята увидели. |
Проснулся медведь. | Мальчик бежал. |
Поспевает малина. | Хор пел. |
Брат вернулся. | Дули ветры |
Увеличь (распространи) предложения: первые 2 предложения — до 4 слов; следующие 3 предложения — до 5 слов; последние 3 предложения — до 6 слов.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) Предложи товарищу любые три составленных предложения сократить, до 3 слов. (Задание выполняют пары учеников.)
(Коллективное обсуждение правильности выполнения задания.)
13.
а) Сократи предложения.
Внимательно читай предложения и постепенно (по одному слову) их сокращай, рассуждая примерно так: «В предложении "Воздух заметно потеплел" 3 слова. Предложение сокращаю до двух. Убираю слово "заметно". Стало: "Воздух потеплел"».
Каждый ребёнок анализирует и сокращает одно предложение, все остальные его контролируют.
б) Вспомни и запиши несколько сокращённых (до 2 слов) предложений.
По одному предложению распространи: до 4 слов; до 5 слов, до 6 и до 7 слов.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
14. Попроси товарища сократить какое-либо предложение, а затем снова его распространить своими словами.
(Не забудь о вежливой форме обращения: пожалуйста, будь добр и др.)
15. Чётко и внимательно прочитай предложения:
Подумай, какие предложения можно сократить до 2 слов, а какие — нельзя. Почему? Обоснуй правильность своего решения, сокращая постепенно каждое предложение.
Третий уровень
1. Продолжи разговор двух девочек:
- Оля, здравствуй! Как хорошо, что я тебя встретила!
- Добрый день, Алла!
- Оля, я знаю, что ты будешь выступать на празднике.
- __________________ ?
- __________________ ?
- __________________ .
- __________________ ?
- __________________ .
а) Разыграйте с товарищем сценку «Телефонный разговор» на любую тему.
Обязательно употребите вежливые формы обращения.
б) Разыграйте с товарищем сценку «Разговор». Вспомните отрывок из сказки,
рас сказа, басни, где участвуют два действующих лица.
а) Как ты пригласишь товарищей в гости?
б) Какой разговор может произойти у людей, которые смотрят спектакль (футбол, фильм). При необходимости используй вежливые формы обращения, просьбы, извинения и др.
4. Разговор двух учеников.
— Мы сегодня на уроке узнали новое правило. Давай друг другу расскажем, как пишутся слова, обозначающие предметы на картинках.
(Предъявляются предметные картинки: «Солнце», «Лестница».)
— Я расскажу, как пишется слово «солнце», а ты — как пишется слово «лестница».
(Картинки или слова предлагает детям логопед.)
5. В течение 5 минут составь и запиши 3 предложения, используя выражения красное лето; добрый молодец; думушку думать.
Докажи, что ты правильно выполнил задание.
6. Спрашивай и отвечай:
Когда прилетают грачи? .
___________________ ? Павел повесил кормушку на дерево
____________________ ? Весной распускаются почки.
Когда бывает листопад? __________________ .
____________________ ? Лиса преследует зайца.
В процессе работы проводится коллективная проверка правильности постановки вопросов детьми и ответов (вопросы могут варьироваться).
7. Чётко прочитай предложение:
Поставь вопрос к каждому слову предложения.
(Коллективная работа.)
Запиши эти вопросы. Составь по этим вопросам другое предложение.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
8. Замени вопросы словами:
Принесли письмо (когда? кому?)... .
Припекает солнце (какое? как?)....
Лиса поймала (какая? кого?)....
Ребята работали (как? где?)....
Самолёт летит (какой? как? где?)....
Доктор приехал (откуда? на чём? к кому?).... Ландыши зацвели (какие? где? когда?).... Ребята пойдут (куда? для чего? когда?)....
Внимательно прочитай составленные предложения. Всё ли в предложениях правильно? Подумай, что нужно исправить. Запиши предложения правильно (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
9. Узнай у учителя: какие книги надо прочитать во время каникул; как надо ухаживать за животными и птицами в живом уголке.
Спроси у товарища: есть ли у него собака, какая она, как её зовут; задай товарищу вопросы о его друге.
Употреби вежливые формы обращения: будь любезен (будьте любезны), будь добр (будьте добры), пожалуйста, спасибо, благодарю.
10.
а) Прочитай «про себя»:
Скажи, что ты прочитал? Попробуй из данных слов составить предложения.
Подумай, сколько предложений можно составить из слов первой группы; сколько — из слов второй группы. Запиши составленные предложения. В трёхсложных словах выдели ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) Составь из слов предложения.
Дождь, на, листва, капли, с, падать, опавшая, шум. Расположить, на, берег, ночлег, лесной, на, туристы, озеро. И, освещать, сосны, лучи, верхушки, солнце, берёзы. Звонкий, в, мы, свист, начало, услышать, зима, снегирь.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполне ния задания.)
11. Внимательно прочитай:
Подумай, что надо сделать, чтобы запись читалась легко. Упорядочи текст и запиши его правильно.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
12. Внимательно прочитай:
Объясни, какие ошибки допущены в предложениях. Запиши исправленные предложения.
13. Прочитай «про себя»:
Грачи прилетели. | Весна пришла. |
Идет дождь. | Лиса подкрадывалась. |
Лиза учит. | Появились листья. |
Антон читает. | Накинулась зима. |
Что ты прочитал? В течение 10 минут увеличь (распространи) данные предложения сразу до 8—10 слов.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
14.
а) Внимательно послушай предложения и сразу сократи их до двух слов:
Запиши те предложения, которые получились после сокращений
б) Распространи данные предложения по схемам в следующем порядке:
Распространи сокращенные предложения: одно предложение — по схеме № 1, 2; три — по схеме № 2, 4; пять — по схеме № 5. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
15. Дай товарищу задание: придуманные тобой 2 предложения распространить до 5-7 слов; придуманные тобой 2 предложения сократить до 2 слов.
(Не забудь о вежливой форме обращения!)
(Задание выполняется парами. Обсуждается правильность выполнения задания.)
16.
а) Прочитай «про себя»:
Подумай, что нужно сделать. Выполни задание. Расскажи, что и как ты делал.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности составления предложений.)
б) Сократи первые 2 составленных тобой предложения до 3 слов; последующие 2 предложения — до 4 слов.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания — разные варианты сокращения предложений.)
Сложные предложения
(сложносочинённые и сложноподчинённые)
Первый уровень
1.
а) Чётко прочитай:
Что ты прочитал?
Сколько ты прочитал предложений? Как можно доказать, что здесь два предложения?
Можно ли из этих двух предложений сделать одно? Подумай, как можно объединить.
Логопед: Эти два предложения можно соединить по-разному:
Саша пришёл на остановку, а (но) автобус отошёл.
Саша пришёл на остановку, когда автобус отошёл.
Мы будем учиться соединять предложения при помощи союзов и союзных слов: когда, где, куда, откуда, потому что.
Выясняется смысл предложения и союзного слова когда:
Саша пришёл на остановку, когда автобус отошёл.
б) Соедини два предложения в одно:
Докажи, что составленные предложения указывают на время действия Аналогичным образом отрабатываются конструкции предложений с союзами и союзными словами: где, куда, откуда, потому что.
После практической деятельности детей по составлению сложных предложений необходимо уточнить, что сложное предложение содержит два сообщения.
в) Помнишь ли ты, что в одном предложении могут быть два сообщения? Чётко прочитай предложения:
Прочитай предложения: со значением места; со значением времени; со значением причины. Скажи, о чём говорится в каждом предложении.
2. Дополни предложения так, чтобы в них указывалось место, время или причина действия.
Обоснуй правильность выполнения задания. 3.
3. Прочитай «про себя»:
Подумай и составь из двух данных одно предложение. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания и определения значения сложных предложений.)
4.
а) Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Сколько предложений ты прочитал? Докажи, что ты прочитал два предложения. Можно ли из этих двух предложений составить одно? Подумай, как можно это сделать.
* Наступила осень, но деревья стояли ещё зелёные. Наступила осень, а деревья стояли ещё зелёные.
Логопед: Эти два предложения можно соединить мри помощи союзов НО или А.. Подумай, какое значение приобрели составленные тобойпредложения.
(Действия противопоставлены друг другу )
б) Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Сколько предложений ты прочитал? Докажи правильно своего ответа. Можно ли эти предложения соединить в одно? Подумай, как мо их объединить.
* Прозвенел звонок, и ребята поспешили на урок.
Подумай, какое значение приобрело составленное тобой предложения. (Действия происходят одновременно.)
Вывод: Эти два предложения соединены в одно при помощи союза И.
Рассмотри схему: два предложения можно соединить в одно с помощи этих союзов.
После практической деятельности детей по составлению сложных предложений необходимо уточнить, что в сложном предложении содержатся два сообщения.
5. Чётко прочитай:
Прочитай сначала предложения, в которых действия происходят одновременно, затем — те, в которых действия противопоставлены.
6. Прочитай «про себя»:
Объедини предложения в каждой строчке. выполни задание в тетради. Не забудь поставить запятые!
Прочитай составленные предложения. Скажи, какое значение приобрело каждое сложное предложение.
7. Прочитай «про себя»:
Закончи предложения. Какое значение приобрели сложные предложения?
8. Прочитай «про себя»:
Подумай, что нужно сделать, чтобы предложения стали сложными.
Вставь необходимые союзы.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания: почему выбран тот или иной союз; какое значение приобрело сложное предложение?)
9.Прочитай «про себя»:
В школу привезли мебель, когда... . |
В школу привезли мебель, и... . |
В школу привезли мебель, потому что... . |
В школу привезли мебель, но... . |
Закончи предложения. Запиши составленные сложные предложения.. Сравни составленные тобой сложные предложения с теми, которые были даны. Чем они различаются?
10. Прочитай «про себя»:
Измени предложения так, чтобы они стали сложными. Используй любые союзы, подходящие по смыслу.
Какое значение приобрели составленные предложения?
(Коллективная работа по обсуждению правильности составления каждого предложения и определению его значения.)
11. Предложи своему товарищу составить три сложных предложения с известными ему союзами. Не забудь обратиться к товарищу вежливо, используя слова: пожалуйста, будь добр, спасибо. (Задание выполняется парами.)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Второй уровень
1.
а) Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Сколько ты прочитал предложений? Как можно доказать, что здесь два предложения?
Можно ли эти два предложения объединить в одно? Подумай, как можно это сделать.
* Родители уехали на дачу, чтобы собрать урожай яблок.
Логопед: Мы будем учиться соединять предложения в одно при помощи союзных слов и союзов чтобы, где, когда, откуда, потому что, так как, которая
(Выясняется смысл предложения и значение союза чтобы.)
б) Соедини каждую пару предложений в одно. Используй союзы и союзные слова откуда, куда, так как:
Какие значения приобрели сложные предложения?
Аналогичным образом отрабатываются предложения с союзами и союзными словами где, когда, потому что, который, как.
После практической деятельности детей по составлению сложных предложений необходимо уточнить, что сложные предложения содержат две мысли.
2. Прочитай «про себя»:
Подумай и составь из двух предложений каждой строки одно сложное Используй союзы и союзные слова.
Скажи, какое значение приобрело каждое составленное тобой сложное предложение?
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания),
3. Внимательно прочитай и скажи, что нужно сделать:
Закончи предложения, используя данные в них союзы. Определи значение каждого предложения: время, место, причину, цель, степень действия (как происходит действие), определение предмета (какой предмет).
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания: кто какое предложение составил и как определил значение предложения.)
4. Прочитай «про себя»:
Подумай, что нужно сделать. Выполни задание в тетради. Прочитай составленные тобой предложения и проанализируй их.
5. Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Скажи, сколько мыслей в каждом предложении. Как ты думаешь, что можно сделать с данными предложениями?
Запиши составленные тобой предложения, объясни их значение. Докажи правильность выбора союза.
6. Чётко прочитай.
Что ты прочитал? Сколько предложений ты прочитал? Докажи, что ты прочитал два предложения.
Можно ли из этих двух предложений составить одно? Подумай, как можно их объединить.
(К вечеру похолодало, и лужи подёрнулись льдом. Эти два предложения можно соединить при помощи союза «и».)
Подумай, какое значение приобрело составленное тобой предложение. {Действие происходит одновременно.)
б)
Что ты прочитал? Сколько предложений ты прочитал? Докажи правильность своего ответа.
Можно ли эти предложения соединить в одно? Подумай, как можно их объединить.
{Недавно прошёл дождь, а дорога уже высохла. Эти два предложения можно соединить при помощи союзов «но» или «а».)
Подумай, какое значение приобрели составленные тобой предложения. (Действия противопоставлены друг другу.)
После практической деятельности детей по составлению сложных предложений необходимо ещё раз подчеркнуть, что сложные предложения содержат две мысли, два сообщения.
в) Посмотри внимательно на начало предложений и скажи, какие предложения ты продолжишь так, чтобы они имели значение одновременности действия, а какие — противопоставления.
Докажи правильность своего выбора.
7. Посмотри внимательно на части пословиц. Они «потеряли» друг друга. Помоги им найти друг друга:
Запиши составленные предложения. Не забудь поставить перед союзом запятую. Подумай и скажи, какое значение приобрели составленные предложения.
Объясни, как ты понимаешь эти пословицы.
8. Прочитай «про себя»:
Догадайся, что нужно сделать. Выполни задание. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выбора союза и определения значения предложения.)
9. Прочитай «про себя»:
Подумай, что нужно сделать. Выполни задание в тетради. Не забудь поставить запятые. Прочитай составленные предложения.
Скажи, какое значение приобрело каждое сложное предложение
10. В течение 7 минут составь и запиши 4 сложных предложения (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
11. Внимательно прочитай: