Тема 2. Психологические механизмы внимания и памяти
Опpеделение, механизмы и pазвитие внимания. Функции внимания, свойства внимания, виды внимания. Виды и пpоцессы памяти. Функции памяти. Пути пpактического воздействия на память человека и ее совеpшенствование.
Контрольные вопросы:
1. В чем проявляется внимание?
2. Каков физиологический механизм внимания?
3. Что такое доминанта?
4. Что является источником внимания человека в деятельности?
5. Какова структура внимания?
6. Как связаны между собой внимание и деятельность человека?
7. Всегда ли внимание связано с сознательной целью?
8. Всегда ли рассеянность внимания является показателем невнимательности человека к предмету деятельности?
9. Назовите виды внимания. Чем они различаются?
10. Какова роль памяти в психической жизни человека?
11. Дайте характеристику важнейших особенностей памяти как познавательного процесса.
12. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?
13. По каким принципам память подразделяют на виды?
14. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?
15. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?
Перечень основных понятий
внимание концентрация избирательность распределение переключение объем интенсивность | устойчивость отвлекаемость память забывание запоминание сохранение воспроизведение | узнавание словесно-логическая наглядно-образная эмоциональная двигательная мобилизационная готовность |
Тема 3. Психологические особенности мышления и речи.
Опpеделение и теоpии мышления. Свойства мышления. Виды мышления. Интеллект и способы его измерения. Мышление и pечь. Значение слова как единицы мышления и речи. Виды речи.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?
2. В чем проявляются существенные отличия абстрактного познания действительности от чувственного?
3. Охарактеризуйте главные операции мышления.
4. Что является конечным продуктом мысленного познания действительности?
5. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?
6. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?
7. По каким принципам мышление делится на виды?
8. Опишите главные этапы процесса решения задачи.
9. В чем заключается особенность речи как процесса?
10. Каковы основные функции языка?
11. Что является основанием разделения речи на разновидности?
12. В чем заключается специфика устной речи?
13. В чем заключается специфика письменной речи?
14. Каковы особенности внутренней речи и чем они обусловлены?
15. Какова взаимосвязь языка и речи?
16. В чем отличие вербальной речи от невербальной?
Перечень основных понятий
мышление анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение конкретизация классификация систематизация | понятие суждение умозаключение аналогия дедукция индукция речь содержательность понятность | выразительность воздейственность поучение наставление просьба приказ монолог диалог вербальная речь |
Тема 4. Роль воображения в системе психических процессов.
Представления как процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира. Связь воображения и познавательных процессов. Развитие вообpажения. Воображение и творчество.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается специфика отражения действительности в процессах воображения?
2. Чем обусловлена деятельность человеческого воображения?
3. От чего зависит богатство создаваемых человеком образов репродуктивного и продуктивного воображения?
4. В чем заключаются особенности мечты как разновидности творческого воображения?
5. В чем проявляется связь процессов чувственного познания и мышления с воображением?
6. Как связано воображение с эмоционально-волевой сферой человека?
7. Есть ли воображение у животных?
8. Может ли быть воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека?
Перечень основных понятий
представления воображение мечта | воссоздающее воображение | творческое воображение |
Контрольное задание
1. Объясните, почему ощущение является генетически первичной формой отражения действительности?
2. Всегда ли апперцепция оказывает положительное влияние на процесс восприятия?
3. Каковы основные условия продуктивного запоминания?
4. Какие объективные, предметные и субъективные факторы могут негативно влиять на внимание человека?
5. Охарактеризуйте главные операции мышления.
6. В чем заключаются особенности мечты как разновидности творческого воображения?
7. Правильно ли утверждение, что без языка не может быть собственно человеческого мышления понятиями?
Дополнительная литература по разделу:
1. Солсо Р. Когнитивная психология. – М,1997.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.1 – М., 1995.
3. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук»,
К.: «Ваклер», 1999.
4. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т. – Л.:ЛГУ, 1974.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.