Нравственное воспитание учащихся
Под моралью понимают исторически сложившиеся кормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, - для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства - это переживание своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание -компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы -приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность Задачи приобщения;
-(рормирование эстетических знании, овладение эстетический и культурным наследием формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств;
-приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты; формирование эстетического идеала; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде. Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.
Конечный результат - формирование эстетической культуры личности.
10. Содержание, формы иметоды гражданского воспитания.
Гражданское воспитание явление многофакторное, потому что социальных ролей у чел-ка много. Основные направления: правовое, экономическое, экологическое, политическое. Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения - органическая составная часть гражданского воспитания. Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания.
Важнейший элемент правового сознания - нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством яв-ся глубокое уважение к закону. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознание челка играет чувство гражданской совести. Элементом структуры правового сознания яв-ся правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышления во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленное на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушений. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры. Она включает в себя: знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу интересах организаций, граждан, своих собственных; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбе с правонарушениями. Определяющим элементом с-мы правового воспитания школьников яв-ся цель правового воспитания подрастающего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести школьников в сложные правовые общественные отношения; с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая - формирования гражданина правового гос-ва. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деят-ти. Как общешкольное самоуправление, участие в политических компаниях, производительном труде и физкультурных соревнованиях. Основные причины правонарушений. 1)Неблагоприятная обстановка в семье, пед запущенность. 2)влияние антисоциального окружения. 3)ошибки в воспитании (вседозволенность, безнаказанность. 4)отсутствие нравственной основы правовой культуры. 5)реальные жизненные противоречия, несовершенство законодательства.
Критерии правовой воспитанности школьников -наличие осознанных правовых знаний; -сформированное чувство ответственности к правовым нормам нравственно-правовые чувства; -активное неприятие антисоциальных норм поведения.
11 содержание и структура педагогической деятельности.
Основными направлениями пед деятельности яв-ся В рамках этих направлений педагог решает обучающие, развивающие, воспитательные, социализирующие задачи. Основными компонен-
1)диагностика уровня обучаемости или воспитанности ребенка, что осуществляется психолого-пед-кими методами (наблюдения, ,собеседование анкетирование, тестирование или созданием каких либо пед. ситуаций)
2)отбор содержания образования. По результатам диагностики определяется ближайшая или общая перспектива ооуч-я и восп-я отдельных личностей или коллектива. После этого происходит отбор и подготовка того содержания конкретной деят-ти по которому будет осуществляться обуч-е и восп-е.3)определение форм, методов и ср-в, обеспечивающих успешное включение ребенка в учебно-познавательную или воспитательную деят-тъ.4) оценка, полученных результатов и коррекция. Большую роль в пед деят-ти играют стиль и тон общения педагога с детьми, и создание благоприятных доброжелательных отношений в детском коллективе.
12. Семьи как институт воспитания и социализации. Взаимодействие школыс семьей Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Она обладает совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Семья - важнейший фактор социализации, ибо она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи Социально-культурный параметрзависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономическийопределяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиеническийзависит от условий проживания, оборудованно жилища, гигиенических особен. определяется структурой семьи (большая или нуклеарная. полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная)
Социализация человека в семье осуществляется благодаря действию, главным образом, традиционного механизма, т. е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах, аспектах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой. Роль семьив формировании личностиВо-первых, физическое и эмоциональное развитиечеловека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрасте влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека. В первые три года жизни ребенка это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, которые содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, связанные с мужественностью или женственностью. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитииребенка В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами,а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным В частности, исследования покалывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье В-пятых в семье формируются фундаментальные ценностные ориентациичеловека, определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Взаимодействие школы с семьей Работа школы с родителями включает формирование родительского актива, проведение родительских собраний и лекториев в школе, создание кружков, организацию совместных дел родителей и детей. Такая совместная деятельность включает природоохранительные мероприятия, художественно-эстетическое просвещение, спортивно-туристские походы и состязания. Все это позволяет более активно включить родителей в детские интересы, детскую жизнь, наполняет содержанием семейное воспитание.