ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию

Нестандартные уроки – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить следующие типы нестандартных уроков. Наиболее распространенными типами являются:

1. Уроки – деловые игры. 2. Уроки-соревнования. 3. Уроки типа КВН. 4. Компьютерные уроки. 5. Уроки творчества. 6. Уроки-аукционы. 7. Уроки-зачеты. 8. Уроки-конкурсы. 9.Уроки – ролевые игры. 10. Межпредметные уроки.11. Уроки-игры «Поле чудес».12. Уроки-фантазии.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

Проводя стандартные будничные уроки можно применять нестандартные формы урока, чтобы повысить уровень познавательной активности, интерес к предмету, развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и др.), умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Мною была изучена работа Амонашвили о его авторской школе жизни. В этой школе проводятся такие нестандартные уроки, как «уроки планирования и деятельности», «уроки духовной жизни», «уроки постижения красоты», «уроки о природе», «уроки общения».

«Уроки духовной жизни» - основная форма проведения: беседа, рассказы учителя, свободные обсуждения, чтения легенд, ведение дневниковых записей о своих переживаниях.

«Уроки постижения красоты» - эти уроки включают в себя такие предметы, как ИЗО, музыка, театр. На уроках постижения красоты дети слушают эмоциональные рассказы учителя о выдающихся художниках, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссеров, актеров театра и кино, танцоров. Рассказы о значении цвета и звука в жизни.

На уроках планирования и деятельности дети занимаются изготовлением разных полезных изделий, работающих с бумагой, картоном, тканями, природными материалами (дерево, металл), кроме того заняты оформлением помещения.

Уроки о природе учат детей дружить с природой и заботиться о ней, внимать её мудрости. Познавательное стремление развивается в детях через видение необычного в обычных природных явлениях, через постижение красоты творимых природой явлений.

Уроки общения преследуют цель научить детей как жить среди людей с пользой для себя и других. Все содержание уроков общения находит подкрепление и развитие в каждодневной жизни ребенка, в общении с членами семьи, учителями и друзьями.

Аннотация. Нестандартные формы обучения развивают познавательный интерес, расширяют и углубляют объем знаний. Формируют интерес к изучению окружающего мира, формируют практические умения.

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

(Слайд 8) Форма повышения познавательного интереса:Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.

(Слайд9) Наращивание знаний, умений и навыков:Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

(Слайд 10) Выигрышная форма:В ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

(Слайд 11) Виды использования:Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.(Слайд12)

Признаки нетрадиционного урока:

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Привлекаются для организации урока люди разных профессий.(Слайд13)

Элементы урока:

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Организация и выполнение творческих заданий.

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Обязательное планирование урока заранее.

ВОПРОС 12. Изучите в педагогической литературе нестандартные формы проведения уроков. Законспектируйте эти уроки и напишите на них аннотацию - student2.ru Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.

1. Уроки-«погружения».

2. Уроки - деловые игры.

3. Уроки - пресс-конференции.

4. Уроки-соревнования.

5. Уроки типа КВН.

6. Театрализованные уроки.

7. Уроки-консультации.

8. Компьютерные уроки.

9. Уроки с групповыми формами работы.

10. Уроки взаимообучения учащихся.

11. Уроки творчества.

12. Уроки, которые ведут учащиеся.

13. Уроки-зачеты.

14. Уроки-конкурсы.

15. Уроки-игры.

16. Уроки-концерты.

17. Уроки-семинары.

18. Межпредметные уроки.

19. Уроки-экскурсии.

20. Уроки - ролевые игры и т. д.

Типы нестандартных форм урока.(Слайд 14)

Урок-праздник: (Слайд15,16,17)

- Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Видеоурок: (Слайд 18,19)

- Активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.

Интегрированный урок: (Слайд 20,21,22)

- Основными целями интеграции являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, расширение общеобразовательного кругозора учащихся и стремление овладевать знаниями шире обязательных программ. Межпредметная интеграция систематизирует и обобщает учащихся по смежным учебным предметам.

Урок – экскурсия: (Слайд 23,24,25,26)

- Имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Урок – эссе (Слайд 27,28,29)

- Современный подход к изучению предмета предполагает не только получение какой-то суммы знаний по теме, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному.Форма урока развивает психические функции учащихся, логическое и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить.

Урок - спектакль: (Слайд 30,31,32)

- Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.Творческая работа в подготовке к уроку – способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Урок – сказка: (Слайд 33,34,35)

- Эти уроки обычно используются при обобщении и систематизации знаний учащихся. На таком уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка. В качестве завязки используется проблемный вопрос, необычная ситуация.На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идет борьба добра и зла, вводят необычные новые сведения о героях сказки, споры,шутки, преодоление трудностей. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знаниями над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

Урок – концерт: (Слайд 36,37,38,39)

- Содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях такой урок служит и разрядкой снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.

Наши рекомендации