Тестовые задания для контроля знаний. Задание 1. Выберите правильный вариант ответа

Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.

1. В современных условиях педагогику рассматривают как:

а) науку, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека;

б) процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью;

в) науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

2. Субъективные воспитательные факторы – это:

а) генетическая наследственность;

б) социальная и культурная принадлежность семьи;

в) культурная традиция;

г) психические особенности;

д) мировоззрение.

3. Демократический стиль воспитания – это:

а) удовлетворение любых желаний и потребностей ребенка;

б) отсутствие активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания;

в) принятие определенной идеологии в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми;

г) определенное распределение полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр.

4. Основная цель воспитания – это:

А – содействие максимальному развитию личности, становлению как субъекта и стратега собственной жизни.

Б – формирование и развитие интеллекта, характера, желаемого поведения и отношения к окружающим людям.

В – приобретение новых форм деятельности, поведения, общения и подготовка к активному участию в трудовой деятельности.

Г – формирование высоких моральных мотивов трудовой деятельности.

Д – формирование потребности в продуктивной социально одобряемой деятельности.

5. Назовите основные функции, которые реализует образование в обществе:

а) воспроизводства культуры, опыта, деятельности людей; б) развития общества, личности; в) творческого отражения человеком действительности.

6. Демократический стиль воспитания – это:

а) удовлетворение любых желаний и потребностей ребенка;

б) отсутствие активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания;

в) определенное распределение полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр.

7. В чем принцип культуросообразности в обучении?

а) использование культуры нации, страны, региона; б) представление свобод самообразования; в) предоставление свобод профессионализму; г) целесообразность в обучении.

8. Как связаны между собой обучение и воспитание?

а) совсем не связаны; б) всегда неразрывно связаны; в) связаны только в семейном воспитании; г) нет правильного ответа.

9. Что такое «дидактика»?

а) наука о воспитании; б) наука об образовании и обучении; в) наука о развитии; г) все ответы верны.

10. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:

а) преподавание и учение; б) обучение и воспитание; в) обучение и развитие; г) воспитание и развитие.

11. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и представлений о предметах и явлениях – это …

а) умения; б) навыки; в) знания; г) все ответы верны.

12. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …

а) умения; б) знания; в) навыки; г) нет правильного ответа.

Задание 2. В исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное. Установите соответствие между названием направления исследования и его описанием:

1) биологизаторское 1) человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизни он постепенно социализируется;
2) социологизаторское 2) психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные;
3) биосоциальное 3) личность – природное существо, все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов.

Задание 3. Установите соответствие:

A. … – это непрерывный процесс интеграции личности в социальную систему путем адаптации и творческой самореализации 1) воспитание
B. … – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение знаний и способов деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения 2) образование
C. … – это процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов 3) социализация
D. … – это процесс и результат развития личности как субъекта познания, деятельности и отношений 4) развитие
E. ………………. – это процесс и результат количественных и качественных изменений различных сторон личности, ее взросление 5) формирование
F. … – это целенаправленный процесс формирования и развития отношений личности с миром и с самим собой в специально организованных условиях – в школе, семье, внешкольных организациях 6) обучение

Задание 4. Выделите качества, которые характеризуют социальную зрелость личности: ответственность, терпимость, саморазвитие, наследственность, социализация, ценностные ориентации, потребности, интересы, логическое мышление, креативность, чувство собственного достоинства, целеустремленность, трудолюбие, хороший слух.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.

2. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека.

3. По каким показателям можно судить о воспитанности человека?

4. Какие методы используются для решения воспитательных задач?

5. Можно ли отнести коллектив к средствам воспитания? Почему?

6. Выделите важнейшие особенности исторических типов воспитания человека.

7. Каковы педагогические традиции, сложившиеся в период великих древних цивилизаций.

8. Дайте характеристику восточному и западному типу воспитания человека.

9. В чем специфика педагогических традиций в Беларуси?

10. Как классифицируются виды воспитания в настоящее время?

11. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?

12. Какая из моделей воспитания вам больше всего понравилась, какую из них вы бы выбрали для воспитания своих детей?

13. В чем заключается противоречивость антропологических и психологических свойств человека?

14. Охарактеризуйте роль средств массовой информации с позиций их противоречивости.

15. Что необходимо, на ваш взгляд, предпринять для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека?

Наши рекомендации