Тестовые задания для контроля знаний. Задание 1. Выберите правильный вариант ответа
Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. В современных условиях педагогику рассматривают как:
а) науку, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека;
б) процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью;
в) науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.
2. Субъективные воспитательные факторы – это:
а) генетическая наследственность;
б) социальная и культурная принадлежность семьи;
в) культурная традиция;
г) психические особенности;
д) мировоззрение.
3. Демократический стиль воспитания – это:
а) удовлетворение любых желаний и потребностей ребенка;
б) отсутствие активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания;
в) принятие определенной идеологии в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми;
г) определенное распределение полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр.
4. Основная цель воспитания – это:
А – содействие максимальному развитию личности, становлению как субъекта и стратега собственной жизни.
Б – формирование и развитие интеллекта, характера, желаемого поведения и отношения к окружающим людям.
В – приобретение новых форм деятельности, поведения, общения и подготовка к активному участию в трудовой деятельности.
Г – формирование высоких моральных мотивов трудовой деятельности.
Д – формирование потребности в продуктивной социально одобряемой деятельности.
5. Назовите основные функции, которые реализует образование в обществе:
а) воспроизводства культуры, опыта, деятельности людей; б) развития общества, личности; в) творческого отражения человеком действительности.
6. Демократический стиль воспитания – это:
а) удовлетворение любых желаний и потребностей ребенка;
б) отсутствие активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания;
в) определенное распределение полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр.
7. В чем принцип культуросообразности в обучении?
а) использование культуры нации, страны, региона; б) представление свобод самообразования; в) предоставление свобод профессионализму; г) целесообразность в обучении.
8. Как связаны между собой обучение и воспитание?
а) совсем не связаны; б) всегда неразрывно связаны; в) связаны только в семейном воспитании; г) нет правильного ответа.
9. Что такое «дидактика»?
а) наука о воспитании; б) наука об образовании и обучении; в) наука о развитии; г) все ответы верны.
10. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:
а) преподавание и учение; б) обучение и воспитание; в) обучение и развитие; г) воспитание и развитие.
11. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и представлений о предметах и явлениях – это …
а) умения; б) навыки; в) знания; г) все ответы верны.
12. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …
а) умения; б) знания; в) навыки; г) нет правильного ответа.
Задание 2. В исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное. Установите соответствие между названием направления исследования и его описанием:
1) биологизаторское | 1) человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизни он постепенно социализируется; |
2) социологизаторское | 2) психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные; |
3) биосоциальное | 3) личность – природное существо, все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. |
Задание 3. Установите соответствие:
A. … – это непрерывный процесс интеграции личности в социальную систему путем адаптации и творческой самореализации | 1) воспитание |
B. … – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение знаний и способов деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения | 2) образование |
C. … – это процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов | 3) социализация |
D. … – это процесс и результат развития личности как субъекта познания, деятельности и отношений | 4) развитие |
E. ………………. – это процесс и результат количественных и качественных изменений различных сторон личности, ее взросление | 5) формирование |
F. … – это целенаправленный процесс формирования и развития отношений личности с миром и с самим собой в специально организованных условиях – в школе, семье, внешкольных организациях | 6) обучение |
Задание 4. Выделите качества, которые характеризуют социальную зрелость личности: ответственность, терпимость, саморазвитие, наследственность, социализация, ценностные ориентации, потребности, интересы, логическое мышление, креативность, чувство собственного достоинства, целеустремленность, трудолюбие, хороший слух.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.
2. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека.
3. По каким показателям можно судить о воспитанности человека?
4. Какие методы используются для решения воспитательных задач?
5. Можно ли отнести коллектив к средствам воспитания? Почему?
6. Выделите важнейшие особенности исторических типов воспитания человека.
7. Каковы педагогические традиции, сложившиеся в период великих древних цивилизаций.
8. Дайте характеристику восточному и западному типу воспитания человека.
9. В чем специфика педагогических традиций в Беларуси?
10. Как классифицируются виды воспитания в настоящее время?
11. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?
12. Какая из моделей воспитания вам больше всего понравилась, какую из них вы бы выбрали для воспитания своих детей?
13. В чем заключается противоречивость антропологических и психологических свойств человека?
14. Охарактеризуйте роль средств массовой информации с позиций их противоречивости.
15. Что необходимо, на ваш взгляд, предпринять для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека?