Средствами решения задач
могут выступать все средства:
идеальные – знания, используемые обучающимся,
материальные – различные инструменты
и материализованные – формулы, схемы, тексты,
но ведущими средствами являются идеальные в вербальной форме.
*********************
Задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – контрольные, предметные, вспомогательные, такие как анализ, выписывание, подчеркивание, схематизация, обобщение.
По степени обобщенности виды учебных действий бывают общие (сравнение, анализ, классификация, умение планировать свою деятельность) и специфические (связанные с учебным предметом).
По структуре разделяются навыки (счет, чтение, письмо) и умения (способ применения знаний).
По характеру познавательной деятельности выделяются перцептивные, мнемические и мыслительные действия.
По функциональным особенностям учебные действия бывают планирующие, контролирующие, исполнительские, оценочные.
Независимо от того, кем ученикам задается способ действия (учителем или они обнаруживают его сами), учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец.
****************************
Контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Это определение того, достиг ученик результата или нет.
Выделяются
контроль по результату (итоговый);
планирующий контроль (до начала работы);
пооперационный контроль (слежение за ходом действия).
Внутренний контроль за реализацией своей деятельности ее субъекта имеет структуру:
1) модели желаемого результата действия;
2) процесса сравнения желаемого образа и реального действия;
3) принятия решения о продолжении и коррекции действия.
Согласно П. П. Блонскому
существуют четыре стадии проявления самоконтроля при усвоении знаний:
1) отсутствие самоконтроля, на этой стадии ученик не усвоил материал и не может ничего контролировать;
2) стадия самоконтроля, на которой ученик регулирует правильность репродукции полученных знаний;
3) выборочный самоконтроль, стадия, на которой обучающийся проверяет только главное по всем вопросам;
4) отсутствие видимого самоконтроля, на данной стадии контроль происходит, основываясь на предыдущем опыте, за счет несущественных примет и деталей.
****************************
Отметка- «это обозначение оценки знаний учащихся, т.е. знаковое выражение уровня знаний».
Оценка - «это мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь».
Самооценка - процедура, связанная с оцениванием своих достижений, успехов и неуспехов в процессе учебно-познавательной деятельности в виде содержательной и развернутой характеристики своих результатов.
При выявлении недостаточного уровня должен последовать поиск путей достижения успеха, что ведет к самореализации деятельности ученика.
Взаимооценка- это оценивание, в процессе которого участниками являются дети. Чем больше участвующих в оценке (ученики, учитель, родители), тем объективнее оценка. Но доминирующей оценкой является оценка самого себя. Такая оценка позволит ребенку соотнести себя с другими.
******************************************************************************
Умение учится, как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделенной между участниками форме: в форме учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию.
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Со стороны педагога необходимы:
такт, уважительное отношение к учащимся,
пристальное внимание к их мыслительному процессу;
поддержка, одобрение малейшего успеха;
проявление эмпатии, умения поставить себя на место учащегося, понять цель и мотивы его деятельности;
доброжелательность;
рефлексия, анализ своих действий как педагога,
быстрое введение поправок в учебным процесс.
Со стороны учащихся необходимы:
самоконтроль, самооценка,
раскованность, отсутствие страха,
радостное отношение к учению,
инициатива, стремление к творчеству,
благожелательные взаимоотношения в группе с педагогом.
О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия с взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество. Учебное обращение к взрослому означает следующее: ребенок знает, чего он не знает; хочет это узнать; указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.
Существуют три типа заданий, специально предназначенных для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем. Это задания:
- воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления;
-тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;
- формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию.
К первой группе заданий относятся:
а) Задания – “ловушки”, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя.
Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.
б) Задания – “ловушки”, различающие понятийную и житейскую логику.
- Какое слово длиннее: усы или усики?
- Что легче 1кг ваты или 1кг железа?
- В какой из этих пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных? Волк – волчица, петух – курица, ворон – ворона, жеребец – кобыла, кот – кошка.
в) Задачи, не имеющие решения. Они воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя:
-даны схемы слов из 5 и 7 клеток. Покажите ту схему, которая соответствует количеству звуков в слове “машина”.
- Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершить отдельные фразы учителя словами “и мы…” (разумеется, в тех случаях, когда такое завершение является логичным). “Я люблю ходить в гости к друзьям… Вчера моя подруга отмечала свой день рождения… Она позвала меня и еще много друзей… Я принесла ей подарок… Это был большой плюшевый медведь… На шее у него был большой красный бант… Подруга очень обрадовалась моему подарку… “Спасибо, - сказала она… - Я очень люблю большие мягкие игрушки…Они всегда такие забавные…” А потом все сидели за праздничным столом… На нем стоял большой торт… А скоро и я буду справлять свой день рождения… Интересно, что подарят мне мои друзья?..”
Вторая группа заданий включает:
а) Простейшие упражнения, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность действовать или он склонен действовать неразумно, наугад.
- Серый волк придумал несуществующее слово РОЧЬ и спросил у трех поросят, что это за часть речи.
Ниф – Ниф сказал: “Это существительное женского рода”.
Нуф – Нуф сказал: “Это существительное мужского рода”.
Наф –Наф сказал: “Это глагол”.
Кто из поросят точно не прав?
б) Задания имитирующие позицию учителя.
- Учащиеся познакомились с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих.
Найдите те слова, которые можно предложить другим ученикам для записи: речь, мяч, конь, вещь, плащ, встать, любишь, соль, прочь, кирпич, течь…
в) задания, которые учат рассматривать знакомый предмет с нестандартной позиции
- Посидев на уроке у третьеклассника Миши, его младшая сестра Маша потом рассказывала маме: “Вышев к доске, Петя тут же ошибился. А сел улыбающий такой. И чему радуется, ведь не умеет писать как следовает!” Какие ошибки допустила сама Маша?
Третья группа заданий включает в себя:
а) Задания с недостающими данными.
- В слове шесть букв. Сколько в нем слогов?
-К какой части речи относится слово “больной”?
б) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.
- Я загадала одно слово. Задайте любые пять уточняющих вопросов о слове, ничего не спрашивая о его значении.