VII класс (13– 15 лет). Общие теоретические сведения

(70 час.)

Общие теоретические сведения

Осанка. Предупреждение травм во время занятий.

Построения, перестроения

Закрепление ранее пройденных строевых приемов. Расчет по порядку.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

Дыхательные упражнения:

Дозированное дыхание при ходьбе и беге по подражанию и команде.

Упражнения без предметов

Основные положения и движения:

Положения рук — на поясе, вверху, за головой, за спиной, ноги в стороны, вместе. Сочетания движений головой, туловищем, конечностями в указанных исходных положениях. Перешагивание через обруч с последующим пролезанием через него.

Упражнения для формирования правильной осанки:

Ходьба с руками за спиной, приподнятой головой. Принятие правильной осанки по инструкции учителя.

Упражнения с предметами

С мячами:

Броски мяча друг другу от плеча. Удары мяча об пол поочередно правой и левой рукой. Броски мяча на дальность.

С гимнастическими палками:

Подбрасывание и ловля гимнастической палки двумя руками и одной рукой.

С малыми обручами:

Выполнение основных движений с удерживанием обруча. Перекладывание обруча перед собой из руки в руку. Перекатывание обруча.

Лазание

Сочетание переползания по гимнастической скамейке на четвереньках с лазанием по гимнастической стенке. Сочетание перелезания через препятствия с подлезанием. Перешагивание через препятствия различной высоты.

Равновесие

Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предметов с пола наклоном и в приседе. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке. Расхождение вдвоем на гимнастической скамейке (с помощью учителя). Равновесие на одной ноге.

Переноска груза

Выбор рационального способа для перемещения различных предметов с одного места на другое.
Ходьба и бег

Согласование своих движений с музыкой в умеренном и быстром темпе, при ходьбе, беге, подскоках. Ходьба с изменением длины шага (большими, маленькими шагами). Чередование ходьбы и бега. Эстафеты с бегом (парами).

Прыжки

Прыжки в длину, с разбега (место толчка не обозначено). Прыжки в высоту с разбега. Прыжки в глубину. Прыжок в длину толчком двух ног с обозначенного места.

Знать: правила техники безопасности на занятиях. Строевые команды. Комплекс упражнений зарядки.

Уметь: выполнять комплекс упражнений зарядки, принимать правильную осанку. Ходить в различном темпе, с чередованием ходьбы и бега. Прыгать в длину и в высоту с разбега, прыгать в длину, толкаясь одной ногой и мягко приземляясь на две. Перелазать через препятствия и подлезать под них, сочетание перелазания с подлезанием. Бросать мяч. Подбрасывать и ловить гимнастическую палку.

Игры

«Узнай по голосу», «Возьми флажок», «Не дай мяч водящему», «Белые медведи», «Кто дальше бросит», «Волк во рву». Эстафеты с передачей предметов стоя и сидя.

VIII класс (14–16 лет)

(70 час.)

Общие теоретические сведения

Осанка. Предупреждение травм во время занятий.

Построения, перестроения

Построение в шеренгу, в колонну, в круг в разных частях зала по инструкции учителя. Перестроение из шеренги в колонну, в круг по инструкции учителя.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

Дыхательные упражнения:

Углубленное дыхание и при выполнении упражнений по подражанию.

Упражнения без предметов

Основные положения и движения:

Исходные положения: лежа, сидя, стоя. Движение головой, туловищем, конечностями в заданных исходных положениях по инструкции учителя.

Упражнения на осанку:

Повторение и закрепление упражнений, данных в программе предыдущих классов.
Упражнения с предметами

С мячами:

Удары мяча об пол одной, двумя руками с продвижением. Метание мяча в цель с шага. Броски мяча на дальность.

С гимнастическими палками:

Перебрасывание палки из одной руки в другую.

С малыми обручами:

Подбрасывание обруча вверх и ловля его двумя руками. Прокатывание обруча вперед.

Лазание, подлезание, перелезание

Преодоление 3—4-х различных препятствий. Лазание по горизонтальной гимнастической скамейке с переходом на гимнастическую стенку, лазание по гимнастической стенке до 5 реек. Движение в сторону приставными шагами с переходом на соседний пролет гимнастической стенки, спуск вниз.

Подлезание под препятствие, ограниченное с боков (лежа), перелезание через гимнастическую скамейку (стоя, с опорой на руки), перелезание через коня, подлезание под коня (на четвереньках).

Равновесие

Ходьба по рейке гимнастической скамейки с помощью учителя. Ходьба по гимнастической скамейке группами. Равновесие на одной ноге (на скамейке).

Ходьба и бег

Изменение характера движений в зависимости от характера музыки (марш — ходьба, полька — прыжки, вальс — плавные упражнения).

Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий. Начало ходьбы, бега и остановка по инструкции учителя. Смена направлений в ходьбе, беге по конкретным ориентирам и инструкции учителя.

Прыжки

Прыжок в высоту с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в длину с разбега с толчком в обозначенном месте (квадрат 50 х 50). Прыжок в глубину с высоты 50—60 см. в обозначенное место. Прыжок в длину с места, толчком двух ног в обозначенное место.

Переноска груза

Переноска гимнастического мата, коня тягой и толканием.

Знать: положение частей тела во время ходьбы, бега, прыжков. Строевые команды. Правила поведения на гимнастической стенке, как оттолкнуться при соскоке с гимнастической скамейки, как приземляться.

Уметь: выполнять строевые команды учителя. Сохранять равновесие на гуманистической скамейке, лазать на четвереньках по гимнастической скамейке. Сочетать ходьбу и бег по инструкции учителя, ходить в различном темпе, с преодолением препятствий. Мягко приземляться при прыжках в высоту и длину, с места и с разбега в обозначенное место. Коллективно переносить гимнастические снаряды.

Игры

«Что изменилось?», «Падающая палка», «Охотники и утки», «Люди, звери, птицы», с имитацией движений по команде учителя. «Два Мороза». Эстафеты с передачей мячей, бегом, прыжками. «Мышеловка».

Спортивный инвентарь, необходимый для занятий:

1. Гимнастическая стенка - 2 пролета

2. Гимнастическая скамейка - 2 шт.

3. Доска для упражнений в равновесии - 1 шт.

4. Гимнастический козел - 1 шт.

5. Гимнастический конь - 1 шт.

6. Гимнастические маты - 4 шт.

7. Ковер (или материал, его замещающий,

для проведения упражнений лежа) - 1шт.

8. Гимнастические палки - 20 шт.

9. Мячи малые (теннисные) - 20 шт.

10. Мячи волейбольные - 10 шт.

11. Мячи средние (детские) - 10 шт.

12. Веревка, шнур - 3 м.

13. Стойки со шнуром для прыжков в высоту - 1 комплект

14. Флажки малые - 20 шт.

15. Набор деревянных брусков для ориентиров

при ходьбе, для перешагивания и т. п. - 10 шт.

16. Обручи - 20 шт.
Пение и ритмика
(I-VIII классы)
(7-16 лет)

Пояснительная записка

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухо-речевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Образовательные задачи:

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

Коррекционные задачи:

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

- помочь самовыражению школьникам с выраженной интеллектуальной недостаточностью через занятия музыкальной деятельностью.

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Развивающие задачи:

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;

- активизировать творческие способности.

Программа по пению и ритмике включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкально-ритмические упражнения».

В пении должны участвовать все учащиеся. Располагать детей нужно таким образом, чтобы маленькие дети стояли впереди, а высокие — позади. Воспитанники должны находиться под постоянным контролем педагога, который следит за их эмоциональным состоянием. Если ученик устал, в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости, используя ритмические упражнения, музыкальную зарядку.

Следует научить детей держать корпус и голову прямо во время пения, руки опущенными (если ученики поют стоя) или положив их на колени (при пении сидя).

Для успешного решения задач музыкального воспитания необходимо, чтобы учитель вел свою работу в контакте с логопедом. В начале учебного года совместно с логопедом педагог знакомится с состоянием речи учащихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Это помогает музыкальному работнику в процессе фронтальной работы учитывать индивидуальные способности детей.

Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и восприятия детьми. Мелодии песен должны быть простыми, а содержание текста ясным, конкретным с незначительным объемом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития школьников с особыми образовательными потребностями. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.

Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения «распевания» на попевках и легких песнях (на начальных годах обучения — «Солнышко», «Ку-ку», «Скок, скок, поскок», «Зайчик», «Не летай, соловей», «Ладушки», «Журавель», «Петушок»; в старшем возрасте — отдельные музыкальные фразы знакомых песен). Программой предусмотрено пение как в сопровождении музыкального инструмента, так и без него.

Программа каждого класса предусматривает постоянную работу как над четким произношением (в упражнениях на гласные звуки, на сочетание согласных звуков с гласными: да, до, ду, ма, мо, му, ля, ле, лю и др.), так и над смысловым содержанием песен. Это не только помогает по возможности выразительно исполнять песню, но и понять ее содержание.

В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является как учет образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы – это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывает влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

В программу также включены музыкально-ритмические упражнения (музыкальные игры, танцы, хороводы). С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, что создает у детей радостное, бодрое настроение. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они ставятся в такие условии, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость и т.п.

На уроках ритмики развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представления о различных явлениях природы.

Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов, спектаклей.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
Программа

I класс (7– 9 лет)

(70 час.)

Пение

Соблюдать певческую установку: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках, ритмических упражнениях. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню вместе с педагогом, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения.

Слушание музыки

Вызывать у детей интерес к музыке в процессе пения и музыкально-ритмической деятельности. Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое), используя бубен, барабан.

Наши рекомендации