Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой
1.История развития фармакологии в России. Ведущие ученые фармакологи России 18-20 веков.
2. Сравнительная характеристика различных путей введения лекарственных веществ
3. Всасывание и распределение лекарственных веществ – характеристика, особенности
4. Элиминация лекарственных веществ.
5. Характеристика видов действия лекарственных веществ.
6. Основные механизмы действия лекарственных веществ.
7. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ, обусловленные свойствами лекарственного вещества
8. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ, обусловленные особенностями организма больного.
9.Особенности фармакокинетики в разных возрастных группах (на примере детей и лиц старческого возраста)
10. Особенности действия лекарственных веществ при повторном применении. Кумуляция. Привыкание, зависимость.
11. Виды взаимодействия лекарственных веществ между собой. Синергизм. Антагонизм.
12. Современные направления фармакологии – хронофармакология и фармакогенетика.
13. Виды лекарственной терапии. Осложнения лекарственной терапии.
14. Влияние лекарственных средств на эмбрион и плод.
15. Общие принципы лечения передозировки и отравлений лекарственными средствами.
Занятие № 5
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на периферический отдел нервной системы. Антихолинэстеразные средства. Местные анестетики, обволакивающие, вяжущие, адсорбирующие и раздражающие средства».
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
3. Значение изучения темы: Значительный раздел частной фармакологии посвящен ЛС, влияющим на нервную регуляцию функций организма. С помощью таких веществ можно воздействовать на передачу возбуждения на разных уровнях ЦНС, а также в афферентных и эфферентных путях периферической иннервации.
Цели обучения.
- общая: обучающийся должен обладать
Общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1),
· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. (ОК-5).
· способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. (ПК-4).
способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения. (ПК-7).
- учебная знать:классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;
-уметь – пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;
- владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Вариант 1
Входной контроль
1.УКАЖИТЕ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНОЕ СРЕДСТВО:
1) атропин
2) галозолин
3) галантамин
4) атропин
2. МЕДИАТОРОМ ХОЛИНЕРГИЧЕСКОГО СИНАПСА ЯВЛЯЕТСЯ:
1) норадреналин
2) адреналин
3) ацетилхолин
4) серотонин
3. УКАЖИТЕ ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНЫХ СРЕДСТВ:
1) блокируют ацетилхолинэстеразу
2) активируют ацетилхолинэстеразу
3) способствуют гидролизу ацетилхолина
4) блокируют м- и н- эффекты ацетилхолина
4. АНТИХОЛИНЕСТЕРАЗНОЕ СРЕДСТВО НЕОБРАТИМОГО ТИПА ДЕЙСТВИЯ:
1) атропина сульфат
2) прозерин
3) армин
4) физостигмин
5. ПОД ВЛИЯНИЕМ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЭФФЕКТЫ АЦЕТИЛХОЛИНА:
1) пролонгируются
2) укорачиваются
3) прекращаются
4) блокируются
6. ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНЫХ СРЕДСТВ:
1) рецепторы
2) ферменты
3) каналы
4) насосы
7. АНТИХОЛИНЕСТЕРАЗНОЕ СРЕДСТВО ОБРАТИМОГО ТИПА ДЕЙСТВИЯ:
1) атропина сульфат
2) прозерин
3) армин
4) лидокаин
8. СРЕДСТВО, ПРИМЕНЯЕМОЕ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ АНЕСТЕЗИИ
1) лидокаин
2) атропина сульфат
3) п р о к а и н
4) кокаин
9. СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ИНФИЛЬТРАЦИОННОЙ И ПРОВОДНИКОВОЙ АНЕСТЕЗИИ:
1) лидокаин
2) атропина сульфат
3) новокаин
4) кокаин
10. ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ФОС ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1) реактиваторы холинэстеразы
2) м- холинолитики
3) симптоматическое лечение
4) все вышеперечисленное
Вариант 2
1. ОСНОВНЫМ ЭФФЕКТОМ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНЫХ СРЕДСТВ НА ГЛАЗА ЯВЛЯЕТСЯ:
1) миоз, понижение внутриглазного давления
2) мидриаз
3) повышение внутриглазного давления
4) нистагм
2. ГИДРОЛИЗ АЦЕТИЛХОЛИНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ:
1) аденилатциклаза
2) ацетилхолинэстераза
3) амилаза
4) липаза
3. ПОКАЗАНИЕМ К ПРИМЕНЕНИЮ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) язвенная болезнь
2) атония кишечника и мочевого пузыря
3) атриовентрикулярная блокада
4) судороги
4. НАЗОВИТЕ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНОЕ СРЕДСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ ОСТРОМ ПРИСТУПЕ ГЛАУКОМЫ:
1) пилокарпин
2) физостигмин
3) фентанил
4) галантамин
5. НАЗОВИТЕ АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНОЕ СРЕДСТВО, ПРИМЕНЯЕМОЕ ДЛЯ РЕЗОРБТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ:
1) галантамин
2) изонитрозин
3) дипироксим
4) пилокарпин
6. АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНЫМ СРЕДСТВОМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В КАЧЕСТВЕ АНТАГОНИСТА АНТИДЕПОЛЯРИЗУЮЩИХ МИОРЕЛАКСАНТОВ, ЯВЛЯЕТСЯ:
1) эфедрин
2) фосфакол
3) физостигмин
4) дипироксим.
7. ИНГИБИТОРОМ ХОЛИНЭСТЕРАЗЫ ОБРАТИМОГО ДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) армин
2) прозерин
3) фосфакол
4) зоман
8. АТИДОТАМИ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ ФОС ЯВЛЯЮТСЯ:
1) транквилизаторы
2) анальгетики
3) барбитураты
4) реактиваторы холинэстеразы
9. К ФОС ОТНОСИТСЯ:
1) прозерин
2) галантамин
3) физостигмин
4) армин
10. СРЕДСТВОМ, ПОНИЖАЮЩИМ ВНУТРИГЛАЗНОЕ ДАВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) пилокарпин
2) атропин
3) лобелин
4) цититон
Основные понятия и положения темы.
Средства, стимулирующие холинергические синапсы, представлены двумя группами:
1) холиномиметики (вещества, прямо стимулирующие холинорецепторы);
2) антихолинэстеразные средства (вещества этой группы ингибируют ацетилхолинэстеразу, гидролизующую ацетилхолин в синапсах, за счет чего усиливают действие медиатора на холинорецепторы).
Холиномиметики по направленности действия в отношении мускариночувствительных и никотиночувствительных холинорецепторов (соответственно м- и н- холинорецепторы) подразделяются на три группы: м-холиномиметики, н-холиномиметики и м, н-холиномиметики.
М-холиномиметики имитируют эффекты активации парасимпатических нервов, н-холиномиметики активируют симпатоадреналовую систему и рефлекторно возбуждают дыхательный и сосудодвигательный центры, а м,н-холиномиметики в терапевтических дозах действуют подобно м-холиномиметикам (их н-хо-линомиметическое действие выявляется при повышении дозы на фоне блокады м-холинорецепторов).
Антихолинэстеразные средства активируют вегетативную и двигательную иннервацию. В терапевтических дозах эффекты препаратов этой группы, связанные с воздействием на вегетативную иннервацию, сходны с эффектами м-холиномиметиков.
М-холиномиметики применяют при глаукоме, атонии кишечника и атонии мочевого пузыря, м,н-холиномиметики — иногда при глаукоме, а н-холиномиметики — в редких случаях для рефлекторной стимуляции дыхательного центра, а также в качестве средств, облегчающих отвыкание от курения.
Антихолинэстеразные средства используют по тем же показаниям, что и м-холиномиметики, а также при миастении, парезах и параличах. Кроме того, их применяют в качестве антагонистов курареподобных средств антидеполяризующего действия и при отравлениях м-холиноблокаторами.
Классификация средств, стимулирующих холинергические синапсы