Методические рекомендации. Самостоятельная работа по данной теме позволяет обратиться к истории возникновения и

Самостоятельная работа по данной теме позволяет обратиться к истории возникновения и становления школы, развития педагогической мысли как особым сферам общественной и культурной деятельности цивилизаций Востока и Западной Европы, а также проследить диалектику развития и преемственность традиций в практике обучения и воспитания.

При выполнении первого задания в процессе ознакомительного чтения обратите внимание на следующие вопросы:

1. Почему появилась потребность в школах?

2. Какие факторы обусловливают специфику школ в эпоху Античности, Средневековья?

3. Какие педагогические традиции прослеживаются в развитии школьной практики в цивилизациях Востока и Западной Европы (Античность и Средние века)?

Полученную информацию занесите в нижеприведенную таблицу 1.

Таблица 1

Типы школ цивилизаций Востока и Западной Европы

Страна Название учебного заведения Время возникновения Цели школы Особенности Организации и содержания учебного процесса Общая оценка деятель­ности
           

При заполнении таблицы возьмите за основу такие государства, как Древний Восток (Междуречье, Египет, Индия, Китай), Греция, Рим, Византия, государства Западной Европы, Арабского Халифата.

При выполнении второго задания используйте документальные источники, помещенные в 1-м и 2-м разделах «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики».

Проанализируйте сущность взглядов двух (на выбор) выдающихся мыслителей Античного мира и Средневековья на проблемы воспитания и развития личности.

Результаты следует оформить в виде конспекта по схеме:

1. Биографические данные;

2. Основные труды (название, область знаний);

3. Педагогические идеи: цель, задачи воспитания, возрастная и социальная дифференциация воспитания, стороны воспитания, методы, средства воспитания.

По двум вопросам сделайте общий вывод, в котором отразите общие тенденции и специфику развития школьной практики и педагогических идей в эпоху Античности и Средневековья на примере цивилизаций Востока и Западной Европы.

Тема 4. Образование и воспитание к началу эпохи Нового времени. Зарождение педагогики как науки (кон. CVI - нач. CVII вв.). В.Ратке, Я.А.Коменский

Тема 5. Основные тенденции развития педагогической теории и практики образования в странах Западной Европы и США в эпоху Нового времени (сер. CVII-90-е гг.CICв.)

Цель:систематизировать знания о развитии ведущих педагогических идей и концепций в педагогическом наследии мыслителей Западной Европы.

Задание*

Произведите сравнительный анализ основных подходов зарубежных педагогов XVII–XIX вв. относительно решения проблем воспитания и обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2003.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

3. История педагогики:www.gala-d.ru

4. История педагогики. Развитие школы и педагогики в США, Европе и России. www.historyofpedagogy.ru

5. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

6. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2002.

7. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.

8. Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006. – Т.2

9. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/

10.Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие/С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010

Методические рекомендации

Выполнение задания предполагает предварительное знакомство и обсуждение на предыдущем семинарском занятии педагогических идей и концепций воспитания и обучения Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов (Ж. К. Гельвеций, Д. Дидро), И. Песталоцци, А. Дистервега, Р. Оуэна; наличие цитатного материала рассмотренных на практическом занятии вопросов о вкладе педагогов Западной Европы в осмысление целей, задач, сущности и организации обучения и воспитания.

На основе этого заполните таблицу 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика основных подходов
зарубежных педагогов XVII–XIX вв.
к проблемам воспитания и обучения

ФИО педагога, Годы его жизни, страна Название основных трудов Философская ориентация Цели, задачи воспитания Факторы развития лич­ности Содержание воспитания Цель, задачи обучения Содержание обучения
               

Наши рекомендации