Упражнение на осознание сущности эмпатии

Семинарские занятия

Семинар 1. Основы организации учебно-научной работы студентов

Вопросы для обсуждения:

1.Учебный процесс в высшей школе. Формы и методы работы студентов в вузе. Особенности учебно-познавательной деятельности студентов.

2.Самостоятельная работа в учебном процессе.

3.Культура умственного труда студентов.

4.Научно-исследовательская деятельность студентов.

5.Конспект, реферат, курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к оформлению исследовательских работ.

6.Практика устного выступления. Семинарские и лабораторные занятия и подготовка к ним. Условия успешной умственной деятельности студентов.

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любой вопрос из данного блока, ответить на него письменно, сдать на проверку преподавателю).

1. Реализация учебного проекта «Успешная деятельность студента в вузе»

2. Составление памятки «Как быть успешным в обучении»

3. «Полоса препятствий»

Нарисуйте «полосу препятствий». Что возникает на пути человека к Успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь? Изобразите «врагов» жизненного успеха.

4.«Как организовать свои занятия»

Составьте список рекомендаций студентам для успешного обучения в вузе «Как организовать свои занятия». После коллективного обсуждения, добавьте в свой список рекомендации, которые вы считаете наиболее важными.

Блок самостоятельной работы

В процессе изучения педагогики необходимо подготовить учебно-методическое портфолио, которое состоит из разделов: «Педагогический словарь», «Учись учиться или школа жизненного успеха», «Педагогическая диагностика и самодиагностика», «Методические разработки», «Литературно-художественное творчество: стихи, песни, афоризмы, притчи и др.», «Научно исследовательская работа студента (НИРС): рефераты, рецензии, аннотации, микроисследования» и др.

Интерактивные образовательные технологии. Групповая дискуссия «Учитель в современной школе»

Список литературы

1. Введение в педагогическую деятельность/ под ред. А.С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. – С. 151-160.

2. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2008. – Глава 5.

3. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. – М: Академия. – 2008. -256 с.

Семинар 2. Педагогическая деятельность: сущность и содержание

По итогам изучения темы студенты должны

знать:

· ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

· сущность и структуру педагогической деятельности;

уметь:

· анализировать основы педагогической деятельности;

· сравнивать, сопоставлять разные подходы к оценке педагогической деятельности;

владеть:

· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

· способами определения условий эффективной организации педагогической деятельности;

Понятийный аппарат темы

педагогическая деятельность; виды профессиональной деятельности; стиль педагогической деятельности; профессионально-педагогические качества учителя

План рассмотрения теоретических вопросов:

I. Вопросы репродуктивного характера.

1.Понятие «педагогическая деятельность». Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Основные признаки, функции, цель, содержание и структура педагогической деятельности.

2.Основные виды профессиональной деятельности педагога: преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно- просветительская, коррекционно-развивающая, научно-методическая, управленческая.

3.Понятие о стиле педагогической деятельности. Общая характеристика стиля педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагога.

4.Учитель как субъект педагогической деятельности.

5.Особенности взаимодействия педагога с воспитанниками в педагогическом процессе.

6.Профессионально-педагогические качества учителя.

II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера

· - при каких условиях возможна высокая эффективность организации педагогической деятельности;

· какое место занимает ученик в педагогической деятельности?

1. Проанализируйте и прокомментируйте высказывания:

Конфуций: Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Д.С. Лихачев: Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

2. Проследите взаимосвязь понятий:

Стиль педагогической деятельности  
Имидж педагога  
Дресс-код учителя  

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса/ задания из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).

1. Наполните содержанием опорную схему информационного блока.

Опорная схема: «Педагогическая деятельность»

2.Проанализируйте личные качества учителя. Добавьте личные качества, которые необходимы современному учителю, или уберите из списка те качества, которые Вы не считаете важными. Обоснуйте.

· устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми;

· способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей;

· уметь разбираться в отношениях людей;

· хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;

· потребность в общении;

· умение находить общий язык с разными людьми;

· умение слушать;

· умение вести диалог;

· терпение, выдержка, такт, чувство меры;

· хорошая подготовка в конкретной области знаний.

3. Если бы вам предложили принять участие в создании сборника под названием «Слово об учителе», какие стихи, песни, афоризмы, рассказы вы предложили включить в этот сборник? Есть ли у вас собственные произведения для этого сборника?

4. О каком учителе мы говорим: «Учитель с большой буквы»? Когда учитель становится Учителем?

Упражнение на осознание сущности эмпатии

Упражнение 1. «Контакт глазами». Участники разбиваются на пары. В течение 5 мин партнеры смотрят друг другу в глаза, стараясь понять чувства, мысли другого. Прокомментируйте свои ощущения.

6. Проанализируйте “Памятку учителя”Ш.А. Амонашвили:

Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке.

Наши рекомендации