Система образования в Вологодской области
Семинар №1.
Службы управления в образовательном учреждении
План (вопросы для рассмотрения и последующего обсуждения)
1. Службы управления в образовательном учреждении: педсовет, родительский комитет, ученический совет; совет школы, попечительский совет, инновационный совет.
2. Деятельность различных служб сопровождения, психолого-педагогической поддержки обучающихся, контроля за соблюдением прав детей в образовании.
3. Задачи служб диагностики и мониторинга качества образования.
4. Документы, регламентирующие деятельность служб управления (Положения, Должностные инструкции и др.)
Семинар №2.
Основные функции педагогического управления.
План
Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
Процессный (стадиальный) и системный подходы к технологии управления.
Педагогический анализ: назначение, виды, формы.
Целеполагание и планирование.
Основные характеристики программно-целевого подхода.
Соотношение цели и средства в управлении.
Дерево целей.
Требования конкретности и диагностируемости целей управления.
Организация деятельности: методы и формы.
Регулирование и контроль.
Содержание, виды, формы, методы, этапы педагогического контроля.
Циклический характер управленческой деятельности.
Семинар №3.
Повышение квалификации и аттестация работников школы.
План
Понятие профессиональной квалификации педагога.
Пути повышения квалификации педагога. Квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования. Формы повышения квалификации и переподготовки.
Понятие аттестации педагогических работников, ее назначение. Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических кадров. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных ОУ. Задачи и принципы аттестации.
Аттестационные комиссии. Процедура аттестации педагогических работников. Самообразование педагога.
Контрольные вопросы:
1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
3. Организация и проведение всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Вологодской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Критерии и показатели для проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Вологодской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Профессиональный стандарт педагога.
Литература
1. Аттестация педагогических и руководящих работников// http://depobr.gov35.ru/index.php/working/atestat
2. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность// http://www.rg.ru/2014/06/04/attestazia-dok.html
3. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание)// http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15Профстандарт_педагога_%28проект%29.pdf.
4. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" // http://www.ug.ru/new_standards/6.
Семинар №4.
Международное законодательство по защите прав ребенка. Гарантии прав ребенка в РФ.
План.
Права ребенка: история вопроса.
Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Права ребенка и формы правовой защиты в РФ: теория и практика.
Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения.
Формы работы с родителями в области обеспечения прав субъектов образовательного процесса.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Какие вы знаете международные правовые акты о правах ребенка? Международные обязательства по обеспечению выживания, защиты и развития детей?
2. Охарактеризуйте основные конституционные права детей в Российской Федерации на предмет соответствия международному законодательству в области охраны прав детей. Представьте сравнительный анализ основных документов в таблице:
№ | Формулировка конституционного права ребенка в законодательстве РФ | Формулировка конституционного права ребенка в законодательных актах других стран |
4. Основные принципы ювенальной политики Российской Федерации.
5. Цели государственной политики и гарантии прав ребенка в Российской Федерации.
6. Охрана прав несовершеннолетних в гражданском законодательстве.
7. Права и отношения детей и родителей в семье.
Семинар №5.
Система образования в Вологодской области.
План
Система дошкольного образования, среднего общего, профессионального образования в Вологодской области.
Государственные органы управления и общественные организации в сфере образования.
Статистика развития образования субъектов РФ, сравнительные характеристики.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и ее реализация в Вологодской области.
Целевые программы развития образования в Вологодской области.
Инновационные образовательные программы и их реализация в Вологодской области.
Основная литература
1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям. - М.: Академия,2008.-192 с.
2. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2008.-399 с.
3. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия,2008.-576 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям. - М.: Гардарики, 2007.-520 с.
5. Шамова Т.И.Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов по специальностям 031000 - Педагогика и психология, 033400 – Педагогика / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - М.: Академия, 2008.-384 с.