Виды обучения, их характеристика

Из истории дидактики известны следующие: виды обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение. Они различаются характером взаимодействия преподавателя и учащихся, а также уровнем самостоятельности учащихся.

Догматическое обучение основано на бездоказательном сообщении ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века для усвоения религиозных знаний.

Объяснительно-иллюстративное обучение — традиционное обучение, в основе которого лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, согласно которой учение определяется процессом образования в сознании человека различных ассоциаций (связей и отношений) между отдельными фактами и явлениями. Приобретение знаний мыслится как процесс, состоящий из охарактеризованной выше последовательности этапов усвоения знаний. Данный вид обучения реализует в большей степени знаниевую образовательную парадигму. Учитель (книга, средства информации и т. д.) сообщает учащимся готовую информацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т. п. Учитель не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. Учение носит репродуктивный характер, так как основная задача ученика — усвоить сообщаемую учителем информацию путем запоминания. Новые умственные и предметные действия усваиваются путем подражания действиям учителя в ходе многочисленных упражнений по образцу. Основное преимущество данного вида обучения заключается в том, что оно экономит время и средства. Несмотря на прогрессивность объяснительно-иллюстративного обучения, по сравнению с догматическим обучением оно имеет немало отрицательных черт. Активно работает только учитель, он регламентирует каждый шаг ученика и навязывает свой темп обучения. У ученика не формируются познавательные интересы, мотивация учения. Цели учебной деятельности не всегда личностно значимы для ученика. Такое обучение мало развивает теоретическое и творческое мышление учащихся, не способствует формированию у них системы знаний и обобщенных умений (возможность совершать действия в измененных условиях), ориентирует ученика на исполнительскую деятельность.

Все названные выше недостатки объяснительно-иллюстративного обучения отсутствуют при проблемном обучении. Оно заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. Учитель осуществляет преподавание в следующей последовательности: предлагает учащимся проблему в виде вопроса, опыта и т. п.; организует размышление учащихся над предложенной проблемой, принятие проблемы и формулирование проблемной задачи учащимися; организует решение учащимися проблемной задачи, их мыследеятельность и овладение способами приобретения знаний; обобщает полученное решение задачи, организует закрепление и применение усвоенных знаний для решения новых задач. Ученик в процессе проблемного обучения осознает проблемную ситуацию, принимает и формулирует проблемную задачу, высказывает возможные варианты решения проблемной задачи, ищет верное решение, в результате чего приобретает новые знания и овладевает способами приобретения знаний, обобщает и закрепляет новые знания и способы их приобретения, применяет их для решения других задач.

Проблемное обучение активизирует и развивает мышление и другие познавательные процессы учащихся, развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, обеспечивает прочность приобретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения. Кроме того, оно вызывает у учащихся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы, дает более прочные знания, так как самостоятельно «открытые» истины не так быстро забываются.

К «недостаткам» проблемного обучения обычно относят значительные временные затраты, а также тот факт, что разработка и применение технологии проблемного обучения требует от самого учителя знаний, педагогического мастерства, творчества в подготовке и проведении «проблемного» урока.

Программированное обучение — индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и т. д.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями.

Для реализации программированного обучения учебный материал разбивается на порции или дозы информации, которые последовательно предъявляются обучаемому для усвоения (возможно, с помощью технических средств обучения). Изучение каждой порции информации завершается самопроверкой усвоения. Если результаты проверки положительные, учащийся переходит к изучению следующей дозы информации.

Особая роль в программированном обучении принадлежит созданию пособий, в которых программируется не только учебный материал, но сам процесс усвоения, а также контроль результатов усвоения. Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Она выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета; дает необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и др.

К положительным моментам программированного обучения относятся: индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие их внимания, наблюдательности. Работа в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление учащихся, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает возможность использовать технические и электронные средства обучения (информационные технологии) и освобождает преподавателю время для творческой работы. Вместе с тем абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на учащихся, не может быть запрограммирован (восприятие художественного текста, поэзии, музыки и т. п.). При программированном обучении отсутствует групповая и коллективная работа, учитель выступает в роли консультанта. Не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3—5 предложенных (1:3 или 1:5).

По утверждению польского дидакта В. Оконя, современное обучение представляет собой многосторонний процесс, включающий элементы различных видов обучения. Это позволяет использовать преимущества того или иного вида обучения для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и самого педагога.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте предмет исследования дидактики как отрасли педагогики. С какими науками она взаимосвязана?

2. Какие задачи решает дидактика?

4. Назовите основные категории и понятия дидактики.

5. Какова структура и функции процесса обучения?

6. Какие закономерности процесса обучения установлены в педагогике?

7. Раскройте содержание основных принципов обучения.

8. Охарактеризуйте преподавание как деятельность учителя в процессе обучения.

9. Опишите процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков как поэтапный психический процесс.

10. Охарактеризуйте этапы учебного процесса.

11. Какие виды обучения известны в истории дидактики? Дайте их краткую сравнительную характеристику.

Рекомендуемая литература

1. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 129—164; 193—207.

2. Подласый И. П.Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 291—297; 440—466.

3. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие. — Минск. : ТетраСистемс, 2002. — С. 265—297.

4. Пуйман С. А. Педагогика. Основные положения курса. — Минск : ТетраСистемс, 2001. — С. 85—91; 105—112.

5. Ситаров В. А. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 3—15; 200—216.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 147—184.

7. Харламов И. Ф.Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 152—196.

Глоссарий

r Дидактика — отрасль педагогической науки, изучающая теоретические основы обучения и его содержание.

r Предмет дидактики — закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения.

r Предметные методики (частные дидактики) — педагогические дисциплины, изучающие процессы обучения конкретным учебным предметам.

r Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется освоение учащимися определенной системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

r Закономерность обучения — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактическими явлениями, компонентами процесса обучения, характеризующих их развитие и функционирование.

r Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения.

r Преподавание — управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, помощь им в освоении знаний, овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

r Учебная деятельность (учение) — целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на освоение системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

r Проблемное обучение — вид обучения, который заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность.

r Программированное обучение — индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных (программированных) средств обучения, обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями.

Наши рекомендации