Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение представляет собой прямое планомерное констатирование фактов и событий на уроке физической культуры, внеурочных мероприятиях по физической культуре, спортивной тренировке, соревнованиях с последующим их анализом и оценкой.
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны обучения и воспитания, которые можно фиксировать не нарушая хода педагогического процесса.
Объектами педагогических наблюдений могут быть: средства и методы обучения, воспитания, развития, совершенствования физических качеств, тактической подготовки, психологической подготовки, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, деятельность учителя физической культуры (тренера), взаимоотношения между школьниками, спортсменами; параметры, характеризующие технику выполнения физических упражнений; характер и величина тренировочных нагрузок и т.д.
Выбор объекта наблюдения полностью определяется задачами исследования.
По количеству объектов, подлежащих наблюдению, различают тематическое и комплексное (проблемное) наблюдение.
Тематическое наблюдение заключается в том, что из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяются то или иное явление (предмет исследования) и подвергается наблюдению.
Комплексные (проблемные) наблюдения представляют собой наблюдение за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в совокупности одно из определяющих направлений в исследовании предмета.
Например, исследование дифференцированного подхода к физическому воспитанию требует вести наблюдение за различными способами дифференциации и ее результатами, определяющими, в конечном счете, эффективность физического воспитания.
Перед тем как проводить наблюдение необходимо: сформулировать задачи наблюдения; наметить какие стороны педагогического процесса будут изучаться; определить методы фиксации полученных данных и организацию проведения наблюдения; определить методы статистического анализа собранного материала.
Для проведения педагогических наблюдений используются следующие способы:
1. Протоколирование(словесное описание; графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения (схем, рисунков).
2. Видеозапись.
3. Кинозапись.
4. Звукозапись.
Визуальное наблюдение за техникой исполнения и тактикой можно вести с помощью обычной записи или специальных условных обозначений и таблиц оценки техники и технических действий.
Опрос
В исследованиях, проводимых в области педагогики, физического воспитания и спорта широкой известностью пользуются методы, называемые опросом. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить: анкетирование, интервью, беседу. Сущность опроса сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы.
Анкетирование – метод получения информации путем письменных ответов респондентов (опрашиваемых) на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Виды анкетирования: сплошное и выборочное, личное и заочное, индивидуальное и групповое.
Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) — даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные — без указания автора ответов; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д.
Применяется также «полярная» анкета с балльной оценкой. По аналогии составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу:
Добрый | Жадный | |||||
Трудолюбивый | Ленивый | |||||
Ответственный | Неответственный | |||||
Одаренный | Малоспособный |
Затем каждое качество оценивается по шкале. Число баллов может быть различным, включая положительную и отрицательную градации (-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5).
Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.
Беседа – это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Метод анкетирования широко применяется в социометрическом эксперименте, который используется для измерения межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения; в психодиагностике, при изучении мотивации, психических состояний и т.д. для изучения текущего или ретроспективного состояния педагогического явления.
Экспертное оценивание
Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности личности ит.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов.
Экспертиза бывает индивидуальной и групповой. Эксперты могут устно высказать свое мнение или заполнять специальную анкету.
Наиболее простой способ экспертизы – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения. Используя метод ранжирования, эксперты расставляют оцениваемые объекты (спортсменов, педагогические факторы и т.д.) по рангам в порядке от большего предпочтения к меньшему или в порядке ухудшения качества. Место, занятое каждым объектом, определяется числом набранных баллов: чем больше (меньше) сумма баллов, тем выше занятое место (таблица 2).
Форма таблицы, составляемой при проведении экспертизы методом предпочтения.
Таблица 2
№ объекта экспертизы | Результаты ранжирования | Сумма баллов | Занятое место | |||||
Номера экспертов | ||||||||
… |
Проведение экспертизы включает следующие основные этапы: определение цели, подбор экспертов, выбор методики, проведение опроса и обработку полученной информации, в том числе оценку согласованности индивидуальных экспертных оценок.
Контрольные испытания
Контрольные испытания – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия (контрольные упражнения, функциональные пробы, тесты).
Контрольные испытания в области физического воспитания используются для решения следующих задач:
ü выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функционального состояния внутренних органов, антропометрические измерения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;
ü выявить специальную тренированность спортсмена с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;
ü выявить динамику развития спортивных результатов в процессе тренировки (в том числе и многолетней);
ü изучить систему планирования процесса тренировки;
ü изучить методы отбора талантливых спортсменов;
ü рационализировать существующие системы тренировки;
ü воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознательность в упражнениях и самоконтроле;
ü проверить теоретические положения на практике и подтвердить единство и совпадение положений теории и практики;
ü установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;
ü разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалификации.
В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:
ü тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;
ü антропометрические измерения для определения зависимости спортивных достижений от телосложения;
ü тесты для исследования двигательной работоспособности;
ü тесты для исследования физических качеств;
ü тесты для определения технических и тактических навыков;
ü тесты для определения психологической и морально-волевой подготовленности.
В методике проведения контрольных упражнений и тестов следует руководствоваться следующими общими положениями:
ü условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);
ü контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подготовленности;
ü в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;
ü контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);
ü желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.
Общей рекомендацией следует считать проведение контрольных испытаний в сроки, которые зависят от целей исследования и задач учебно-тренировочного процесса.
В исследованиях, как правило, применяют не один тест, а несколько.
Гомогенная батарея тестов состоит из однородных тестов (например, тестов, позволяющих выявить уровень развития силовых способностей).
Гетерогенная батарея тестов состоит из двигательных заданий различной направленности (например, скоростной, силовой, на выносливость, на проявление аэробных и анаэробных возможностей организма).