С нарушением интеллекта
В современных условиях насыщенного информационного пространства резко возрастает роль общения как способа обмена информацией. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению [1]. Данная проблема еще больше актуализируется когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (в частности для детей с интеллектуальными задержками), для которых общение – это не просто обмен информацией, это основной способ социализации.
Успешная социализация в обществе детей с нарушением интеллекта возможна только тогда когда у них будет сформирована коммуникативная сфера общения, когда они смогут самостоятельно построить диалог с окружающими, высказать свое мнение и выслушать собеседника, поэтому у них должны быть сформированы умения в построении взаимоотношений.
В экспериментальном плане вопрос о специфике общения детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками остается слабо изученным [3].
Выявление характерных особенностей развития общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта важно для дальнейшего углубления психолого-педагогического аспекта изучения сущности нарушения интеллекта, его причин, поиска путей и средств коррекции отклонений в развитии обозначенного контингента дошкольников.
Изучение онтогенеза общения представлено в работах М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой и др.[2].
Ранний и дошкольный возраст – важный этап в развитии общения, в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.
Дети с нарушением интеллекта отличаются от своих сверстников особенностями развития всех психических функций, в том числе и формированием потребности в общении.
Основными методами изучения особенностей общения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно-педагогической работы. Поэтому комплекс диагностических методов исследования составили следующие.
1. Методика диагностик форм общения (по М.И. Лисиной) [2].
Цель – определить ведущую форму общения ребенка с взрослыми.
В методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).
Проведение обследования. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (ситуативно-деловая форма общения); почитать книжку (внеситуативно-познавательная форма общения); или поговорить (внеситуативно-личностная форма общения).
Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.
Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок вновь и вновь выбирает, например игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.
В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания впервые минуты опыта;
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний детей;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая наибольшей суммой баллов.
2. Беседа, выявляющая уровень осознанности действий ребенка в общении с взрослым [1].
Цель – выявить уровень осознанности действий ребенка в беседе.
Описание методики.
Педагог беседует с ребенком индивидуально. Основу первой беседы составляют следующие вопросы:
- Что ты больше всего любишь?
- Что ты больше всего хочешь?
- Что бы ты стал сейчас делать, если бы воспитатель разрешил заниматься всем, чем захочешь?
- Что ты больше всего не любишь?
- Что бы ты хотел изменить в своем детском саду?
- Что бы попросил у волшебника?
Подведение результатов.
Определяя уровень осознанности, следует внимательно рассмотреть ответы детей на поставленные вопросы. Преобладание содержательных ответов и развернутых сообщений о себе означает достаточно высокий уровень развития самосознания. Отсутствие ответов, ситуативные или стереотипные ответы свидетельствуют о неразвитости самосознания, о том, что ребенок как бы не замечает своего отношения к окружающему и не стремится выстраивать продуктивное общение. В этом случае организуется коррекционная работа, в которой принимает участие не только психолог, но и дефектолог.
Основные направления деятельности дефектолога по коррекции особенностей проявлений нарушений общения с взрослыми детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта [3]:
1. формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения;
2. предложение ситуативности в контактах с взрослыми;
3. стимулирование активности дошкольников при общении.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является формирование у детей с нарушением интеллекта интереса к взаимодействию с взрослыми как основному источнику накопления объективных знаний об окружающей действительности. Только через общение возможно добиться максимального результата в социализации.
Список литературы
1. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до 6 лет. О психологии маленького ребенка [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – M. : ИНТОР, 2006. – 160 с.
2. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – M. : Педагогика, 1986. – 144 с.
3. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.