Владимир Федорович Одоевский
Владимир Федорович Одоевский(1804— 1869) — известен в истории отечественной педагогики как крупный общественный деятель, разносторонний мыслитель, выдающийся педагог. Им написан ряд интересных книг для детей, высоко оцененных революционером-демократом В.Г. Белинским.
В своих педагогических сочинениях он выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров постепенно вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания им уделено созданию метода развивающих бесед.
Написанное Одоевским руководство по воспитанию детей «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского), над которой писатель работал всю жизнь, состоит из двух частей: одна для наставника, другая для ребенка. В книге для наставника содержится 482 вопроса, в книге для воспитанника — ответы на эти вопросы. Четкие, ясные и логически связанные, эти ответы представляют в целом рассказ о том или ином предмете.
В.Ф. Одоевский разработал вопрос о путях и средствах развития и умственного воспитания детей с раннего возраста.
Умственное воспитание ребенка, по его мнению, начинается, когда он входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта. Полученные таким образом знания должны быть расширены и дополнены посредством бесед (разговоров) с детьми, чтением книг.
Задача таких бесед с ребенком заключается в том, чтобы «пробудить от сна его умственные силы и направить их на какой-нибудь определенный предмет» (8, с. 80). Первоначально это вопросы ребенку о том, что находится у него непрестанно перед глазами. Это своего рода «моральная гимнастика». Вопросы эти имеют целью: сосредоточить внимание ребенка на каком-либо предмете; заметить качества или признаки предмета и его отличие от другого; обозначить место, где находится предмет; показать главные видимые части в предмете; осознать время, в котором находится предмет; его причину или источник возникновения, цель и назначение; назвать предмет его настоящим именем. Следующей задачей ставится — приучить ребенка на понятных ему предметах к «правильному последованию мыслей». Главнейшей целью таких бесед Одоевский ставит «не столько сообщить ребенку новые понятия, сколько приучить ребенка к отчетливости и последовательности мыслей» (8, с. 81 —82).
Развить ясность детских представлений, умение логически и последовательно мыслить — вот основная задача воспитания. Развитие памяти, по мнению Одоевского, в этом случае дело второстепенное. Он против механического заучивания наизусть, «зубрежки» каких-либо фраз, так как память и без этого «весьма сильна в детях».
«Ребенку, одаренному памятью, — пишет он, — ничего не стоит выучить полкниги наизусть, и он своими ответами может обмануть самый зоркий и опытный глаз. Спросите его — он отвечает скоро и речисто, но предложите ему тот же вопрос с другой стороны и даже другими словами — и вы увидите, что он равно ничего не понимает из того, что говорит» (8, с. 84).
Одоевский признает громадное значение слова в воспитании. «Живое слово может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, на развитие умственное, эстетическое, нравственное»... Поэтому он много внимания в своих педагогических сочинениях уделяет речи самого воспитателя, беседующего с ребенком. «Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Как бы ни были обширны познания наставницы, как бы ни были прекрасны чувства и понятия, которые она желает внушить детям, все это останется бесплодным или принесет даже более вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем языком, который может быть внятен и убедителен для ребенка» (9, с. 171).
Одоевский указывал, что «живое слово», обращенное к ребенку, должно быть согрето «неподдельным одушевлением» и «приноровлено к детским понятиям». Простая, выразительная и доступная пониманию ребенка речь воспитателя, по его мнению, сильно и благотворно действует на внутренние чувства ребенка.
Очень важно уметь говорить с детьми «языком внятным и убедительным». «Очень ошибаются те наставницы, которые полагают, что разговоры с детьми не требуют с их стороны особенного искусства; что тут все дело в хорошем намерении и ценном содержании, а не в способе выражения» (9, с. 172).
Одоевский также рекомендует воспитателю на вопросы детей отвечать «не как-нибудь, не рассеянно и небрежно, а сколько возможно яснее и полнее». Он против сухих, кратких, казенных ответов воспитателя на вопросы. Он допускает такие ответы воспитателей только в отношении детей, склонных «к пустой и бесполезной болтовне», чтобы внушить им мысль, что язык им дан для разумного употребления.
Одоевский указывал, что мало добиться того, чтобы ребенок слушал воспитателя. Как он слушает, понимает ли сказанные ему слова, возбуждают ли они в нем чувства или определенные понятия — эти вопросы должен ставить воспитатель перед собой, чтобы соединить процессы слушания и мышления у ребенка и чтобы слова воспитателя «помогали правильности этого последнего процесса» (9, с. 173).
Одоевский предупреждает воспитателя о трудности говорить с детьми так, чтобы они правильно понимали его. Причиной тому то, что «смысл слов так шаток, значение, которое им придают так произвольно», что даже взрослые не всегда хорошо понимают друг друга. «Малейшей неточности и сбивчивости выражения бывает довольно для того, чтобы ввести человека в важное заблуждение и дать ему понятие, совершенно противоположное тому, какое мы хотели дать. Как же должно быть трудно ребенку понимать речь взрослых людей... Для того чтобы быть в состоянии понимать речи взрослых людей, ребенку необходимо пройти прежде бесчисленное множество ступеней, которые отделяют его понятие от понятий взрослых. Заставить его перескочить разом эту лестницу невозможно; заставить его подняться по ней без посторонней помощи также нельзя. Поэтому взрослый, говоря с ребенком, должен прежде всего спуститься в своих понятиях на ту ступень, на которой находится ребенок, и потом уже должен вести его вверх постепенно и осторожно, соразмеряя свои шаги с шагом ребенка. Вы пропустили одну ступень, и ребенок не может за вами следовать; пропустили одно звено в цепи детских понятий, и ребенок вас не понял».
Исходя из выше сказанного, Одоевский рекомендует в разговорах с детьми использовать понятные для них обороты речи, выражения, совершенно отличные от тех, которыми привыкли говорить между собой взрослые. Первое условие этого — говорить как можно проще. Чтобы научиться этому нужно внимательно вслушиваться в детские речи, которые употребляют дети, «придавая им только более правильности» (9, с. 174).
Чтобы уметь отвечать просто и ясно на вопросы детей, воспитателю необходимо иметь ясные понятия, по крайней мере «о тех предметах, которые у нас беспрестанно перед глазами и под рукой», знать предметы и явления природы и т. д.
Немалое значение в разговорах с детьми имеет краткость выражения. «Дети не терпят излишней длинноты и растянутости выражения». Причем краткость выражения не должна вредить ясности. «Простота, точность, краткость выражения — вот главные условия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми». При этом Одоевский предостерегает воспитателя от сухого и холодного тона. Дети не терпят сухости и холодности изложения; они требуют языка живого, они хотят, чтобы рассказ был не только проникнут мыслью, но и вместе с тем согрет чувством».
Нужно также, чтобы каждое слово, сказанное ребенку, было вполне искренне, правдиво, чтобы слова воспитателя отражали его мысль, убеждение, «а не говорились так только, по правилу и ради наставления детям».
Воспитатель должен добиваться, чтобы дети ценили и уважали каждое его слово. «Слово есть вещь святая» (9, с. 175-177).
Используя детскую любознательность, их склонность к разнообразным вопросам. Одоевский рекомендует не сразу отвечать на поставленный вопрос, а путем встречных и наводящих вопросов добиваться, чтобы он нашел ответ «посредством собственного размышления и соображения». Трудно заставить ребенка насильно думать о каком-либо предмете, поэтому нужно возбудить в нем желание этого и указать нужный путь его мыслям; нужно учить его правильно и постепенно переходить от понятия к понятию, указывать в предмете то, на что следует обратить внимание.
Одоевский советует воспитателю следить, чтобы их вопросы к детям были достаточно просты и ясны, но не настолько, чтобы в них заключался готовый ответ, и ребенку не над чем было подумать. При этом учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка. «Нужно уметь говорить с каждым ребенком тем языком, который всего более соответствует его индивидуальному развитию, который для него может быть всего более понятен».
В своих педагогических советах Одоевский касается также требований к ответам детей. В частности, он говорит о нежелательности и вредности торопить детей при ответах, «пусть лучше ребенок отвечает медленно, но правильно, обдуманно, нежели скоро, но ошибочно».
Одоевский замечает и обращает внимание воспитателей на то, что «дети говорят обычно неясно и сбивчиво; они торопятся передать свою мысль как-нибудь, нимало не заботясь о точности и правильности выражения». Следовательно, воспитатель, зная это, обязан приучать детей «давать своими вопросами и ответами более точности и правильности». Это необходимо, по мнению Одоевского, для того чтобы разъяснить детям их собственные понятия, и для того «чтобы научить их выражаться внятно для других».
Особое внимание Одоевский обращает на правильную постановку вопросов для детей, что помогает на учить их правильно отвечать. Вопросы «нужно располагать таким образом, чтобы ребенок не мог ответить каким-нибудь одним словом, а должен бы был непременно для ясности смысла сказать в ответ целую правильную фразу, составленную по большей части из слов, заключавшихся в вопросе, «но расположенных в форме ответа» (9, с. 178— 180).
Одоевский предлагает некоторые формы работы с детьми при обучении их ясно отвечать на вопросы и правильно говорить. Возможно, что ребенок не сразу будет хорошо отвечать, тогда необходимо помочь ему новыми вопросами. Иногда полезно заставлять детей рассказывать что-либо друг другу или воспитателю. Если же ребенок говорит неправильно, Одоевский рекомендует не поправлять его сразу, а попробовать задавать ему такие вопросы, «которые бы могли навести на выражение более ясное, определительное», что несомненно приведет к самостоятельному нахождению ошибок в собственной речи и ребенок сам себя поправит.
Таким образом, заслуга В.Ф. Одоевского заключается прежде всего в том, что в созданном «методе развивающих бесед» он предусматривает необходимость развивать ясность детских представлений о предметах, умение логически и последовательно мыслить, «пробуждать от сна умственные силы ребенка с раннего детства»; определяет роль слова в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка.
При этом он конкретно определяет необходимые качества: речи самого воспитателя(доступность для понимания, выразительность, эмоциональность, внятность, убедительность, последовательность); ответов воспитателя на вопросы детей(ясные, полные, без небрежности или рассеянности, четкие, простые, краткие, чтобы предупредить болтливость, с последовательным усложнением форм и оборотов речи, рекомендует отвечать вопросами на вопросы детей, дабы навести их на самостоятельные ответы); задаваемых вопросов детям(простота и ясность вопросов, «но не настолько, чтобы ребенку не над чем было подумать»); ответов детейна вопросы воспитателя (неторопливость, обдуманность, последовательность, точность, правильность, внятность, ясность, полные фразы и т. д.).
У В.Ф. Одоевского мы впервые находим четко высказанную мысль о требованиях к речи взрослых как необходимом и обязательном условии воспитания правильной речи у детей. Только в таком единстве требований к речевому общению воспитателя и ребенка оно становится обучающим фактором в развитии мышления и речи последнего.