Функции процесса обучения
Общее понятие о дидактике
Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В дидактике научно обосновываются закономерности, принципы обучения, подходы к отбору содержания образования (чему учить?), методов и организационных форм обучения (как учить?). Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: кого учить? для чего учить? где учить?
Впервые термин «дидактика» ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571 - 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики или Искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика».
Термин «дидактика» происходит из греческого языка, в котором didaktikos означает «поучающий», а didasko – «изучающий». Видимо, исходя из этого, Я.Коменский и определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему».
Теория Я. Коменского строилась в соответствии с принципом природосообразности воспитания, основная идея которого заключается в том, что природное в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой; воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него чувство ответственности за развитие самого себя, общества и окружающего мира.
В настоящее время объектом дидактики является теория и практика обучения, а её предметом выступает система отношений: «учитель – ученик», «ученик – учебный материал», «ученик – другие ученики» (О. А. Жук).
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:
- описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
- разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, направленные на более эффективное личностное развитие обучающихся.
В решении этих задач дидактика использует достижения смежных наук: философии, психологии, возрастной психологии и др.
Сущность процесса обучения
Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействиепреподавателя и учащегося, происходящее в определенных условиях (материальных, организационно - педагогических, психологических, эстетических и др.).
Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения. Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не обеспечил мотивацию, не обеспечил организацию учебно-познавательной деятельности, никакой процесс обучения фактически невозможен.
Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приёмов и способов организации учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков, формирование способов мышления и деятельности.
Движущей силой процесса обучения выступают противоречия (например, между уровнем теоретических знаний и умением применять их на практике; между художественными задачами воплощения музыкального образа произведения и реальным уровнем технического развития ученика и др.).
Функции процесса обучения
Всестороннее гармоничное развитие личности предполагает единство её образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этого, процесс обучения призван осуществить три функции:
- образовательную (обучающую);
- воспитательную;
- развивающую.
Выделение этих функций условно, т.к. образовательный процесс предполагает формирование у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и личностных качеств, способов мышления и деятельности, мировоззрения, нравственности.
Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных, исполнительских умений и навыков. Кроме специальных умений и навыков, учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам: умением работать с книгой (текстом), умением рационально организовать домашние занятия, умениями анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать и др.
Воспитательная функция обучения способствует формированию у учащихся потребностно-мотивационной сферы, мировоззрения, нравственных, эстетических представлений, взглядов и убеждений, поведения в обществе, системы идеалов и отношений.
Между обучением и воспитанием существует тесная связь. При правильной организации процесс воспитания оказывает благотворное влияние на ход обучения, т. к. воспитание ответственности, самостоятельности, инициативности, дисциплинированности создает условия для более активного и успешного обучения.
Развивающая функция обучения. Обучения и воспитание развивают личность. Это очевидно. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить ещё и о развивающей функции обучения. Но педагогическая практика показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них интеллектуальную, волевую, мотивационную и эмоциональную сферу деятельности. В связи с этим в дидактике используется специальный термин «развивающее обучение».
В обоснование теории развивающего обучения большой вклад внесли такие психологи, как С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский и Л.В.Занков.
С.Л.Рубинштейн отвергал идею о том, что ребенок сначала развивается, а затем воспитывается и обучается. Он считал, что ребенок развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь: «Воспитание и обучение включаются в самый процесс развития, а не надстраиваются лишь над ним».
Л.С.Выготский впервые определил этапы умственного развития:
- уровень актуального развития – тот, на котором ребенок находится в настоящий момент и который подразумевает выполнение определенной деятельности полностью самостоятельно, без помощи взрослых;
- уровень (зона) ближайшего развития – возможность самостоятельного выполнения действия при помощи взрослых.
Таким образом, первый уровень характеризует собой уже достигнутый ребенком уровень развития. Второй уровень – обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении учебных задач. Развивающее обучение всегда ориентируется на перспективное развитие ребенка, поэтому задействует зону ближайшего развития. То, что сегодня ребенок осваивает на инструменте с помощью педагога, завтра будет выполнять самостоятельно. При этом Л.С.Выготский сделал главный вывод: «обучение должно забегать вперед развитию, вести его за собой, ориентируясь не на вчерашний или даже сегодняшний, а на завтрашний день в умственной деятельности обучающегося, на зону его ближайшего развития».