Последствия конфликтов
-Негативные последствия:
-Отношения конкуренции между людьми.
-Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
-Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.
-Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой стороной, препятствующее достижению общих целей.
-Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
-Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности.
Позитивные последствия:
-Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
-Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
-Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
-Эффективное разрешение конфликтов между преподавателями и учащимися разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других.
-Улучшаются отношения между людьми.
Правила разрешения конфликта:
1.Выявить предмет, источник причину конфликта;
2.Не заменять предмет конфликта (не переходить на личности);
3.Надо знать, как развивается конфликт (стадии);
4.Необходимо внимательное отношение к обеим сторонам конфликта. Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта, какова его цель – деловые самоутверждение, амбиции и т.д;
5.Нужна правильная оценка стиля поведения обеих сторон. В конфликте не должно быть победителей, чтобы он не развился дальше;
6.Нельзя переоценивать или недооценивать заслуги и личность участников, чтобы не ущемить одну из сторон.
С конфликтом, как с явлением неизбежным, не надо бороться. Ими надо управлять. Правильно организованное взаимодействие в ходе конфликта – это верный, хотя и нелегкий путь к согласию.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Научно-теоретическая профессиографическая модель преподавателя высшей школы, ее содержательная характеристика.
2. Смоделировать профессиографическую модель тьютора студенческой группы
1. Научно-теоретическая профессиографическая модель преподавателя высшей школы, ее содержательная характеристика.
Профессиограмма – научно-теоретическая модель специалиста, в которой представлены совокупность необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств.
Профессиограмма преподавателя вуза – научно-теоретическая модель личности преподавателя, отражающая требования к его личностных качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
Профессиограмма преподавателя состоит из разделов.
Раздел 1. Свойства и характеристики личности преподавателя
В этом разделе представлены профессионально значимые личностные качества преподавателя, такие как научная эрудиция, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство нового и др.
Раздел 2. Специальная подготовка преподавателя
В данном разделе представлены требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности.
Специальные знания
- знание предмета на уровне науки;
- знание современных достижений и перспективных направлений развития данной науки;
- знание современного состояния данной отрасли производства;
- знание области профессиональной деятельности по специальности;
- знание ГОС ВПО;
- знание действующих вузовских учебных программ и учебников по предмету;
- знание цели и задач обучения предмету;
- знание места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста.
Специальные умения
- умения по специальности ………….
Раздел 3. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя
В данном разделе представлена совокупность необходимых для успешной педагогической деятельности знаний и умений из области педагогики и психологии.
Психолого-педагогические знания
- знание педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания, психология студенчества и др.);
- знание теории педагогической деятельности;
- знание современных концепций высшего профессионального образования;
- знание методики обучения предмету.
Педагогические умения
- диагностические умения;
- проектировочные умения;
- конструктивные умения;
- коммуникативные умения;
- организаторские умения;
- аналитические умения
Раскроем более детально вопрос о педагогических умениях.
Содержание профессиональной деятельности преподавателя вуза.
В содержании деятельности вузовского преподавателя выделяют:
а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную);
б) внеучебную работу.
Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций, проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС.
Учебная нагрузка планируется на каждого преподавателя в строгом соответствии со штатным расписанием (должности – ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор).
Внеучебнаяработа преподавателя складывается из следующих ее видов:
а) учебно-методическая работа;
б) научно-исследовательская работа;
в) воспитательная работа;
г) организационно-методическая работа.
Внеучебная работа преподавателя составляет «подводную» часть нагрузки и занимает вторую половину дня.
Учебно-методическая работа преподавателя включает в себя:
- подготовка к лекциям
- подготовка к практическим занятиям
- разработка учебно-методических комплексов, учебных программ
- разработка содержания лекций по новому курсу
- разработка содержания семинарских (практических) занятий
- разработка тестов, задач, контрольных заданий
- разработка электронных учебных и методических пособий
- составление экзаменационных вопросов
- разработка и подготовка к изданию новых учебных пособий
- подготовка к переизданию методической литературы
- редакционная работа
- подготовка наглядных, мультимедийных пособий для учебного процесса
- осуществление рейтингового контроля знаний студентов
- проведение и посещение открытых занятий
- участие в работе методических комиссий и советов факультета, вуза.
Научно-исследовательская работа преподавателя включает в себя:
- выполнение запланированных госбюджетных и внебюджетных научно-исследовательских работ
- участие в научных конференциях
- подготовка монографий, научных статей
- участие в международных, федеральных, республиканских и отраслевых грантах и проектах
- работа над кандидатскими и докторскими диссертациями
- работа в качестве оппонента или научного рецензента
- научное редактирование научных сборников, научных отчетов
- руководство научным кружком или проблемной группой студентов. магистрантов, аспирантов
- руководство экспериментальной площадкой
- подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, выставках.
Воспитательная работа преподавателя включает в себя:
- работа в качестве куратора академической группы
- подготовка и проведение воспитательных форм работы в студенческих группах (беседы, диспуты)
- работа в студенческом общежитии
- руководство клубами, секциями, кружками и др.
- подготовка и участие в общеуниверситетских и факультетских воспитательных мероприятиях.
Организационно-методическая работа включает в себя:
- выполнение поручений ректората, деканата
- подготовка докладов к заседаниям Ученого совета университета, совета факультета, кафедры
- выполнение общекафедральных поручений
Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя вуза представляет собой комплексный вид педагогической деятельности, требующий от него обширных и глубоких знаний, развитых умений как по специальности, так и педагогике высшей школы.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
1. Содержательная характеристика инновационных технологий воспитания и психолого-педагогической поддержки субъектов образования (технология психолого-педагогической поддержки индивидуальности ребенка; технологии профессионально-личностного роста; технологии формирования готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.).
2. Представить модель образовательной среды с конфликтными элементами. Предложить технологию совместной деятельности школьного социального педагога и психолога, обеспечивающую психологическую безопасность образовательной среды.
1. Содержательная характеристика инновационных технологий воспитания и психолого-педагогической поддержки субъектов образования (технология психолого-педагогической поддержки индивидуальности ребенка; технологии профессионально-личностного роста; технологии формирования готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.).
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.
Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования — как освоения совершенных форм культуры; воспитания — как освоение норм общежития в разных видах общности людей.
Далее — это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.
И, наконец, собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.
Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза .
В педагогике развития — это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.
В образовательной практике — это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.
Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.
Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:
● на уровне отдельного педагога — это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;
● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;
● на уровне управления в образовании — это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;
● на уровне политики в образовании — это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);
● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует все же добавить:
● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
● портфолио достижений
● портфолио – отчет
● портфолио – самооценка
● портфолио – планирование моей работы
(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.