Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования
Тема 1. Образование как общественное явление и педагогический процесс
Цель:осмысление понятия образования, сравнительно-сопоставительный анализ понятий образование и педагогический процесс, осознание категории педагогический процесс, развитие умений работать с текстовыми материалами, развитие умения осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ.
Вопросы и задания
1. Образование как предмет педагогики.
2. Образование как часть общественного явления и педагогический процесс:
· этимология слова «образование»,
· образование как ценность,
· образование как система,
· образование как процесс,
· образование как результат.
3. Педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. Подумайте, оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Свой ответ подробно аргументируйте.
Практическая часть
1.
2.
Дефиниция – истолкование понятия.
3.
Потребность в соответствующем знании выражается в проблеме исследования. Выделите и письменно обоснуйте какую-либо актуальную, на ваш взгляд, проблему в современной педагогической науке:
Какого знания не хватает педагогам?
Какие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием?
Почему наличие этого знания оптимизирует образовательную практику в ее направлении к гуманитарности?
Какие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?
4.
Поразмышляйте над приведенными ниже высказываниями. Отразите свои размышления в эссе. Какие из высказываний кажутся вам наиболее убедительными и почему? Может ли существовать педагогическая наука без педагогической практики и наоборот? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств... Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества (К. Д. Ушинский).
Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела (Л. Н. Толстой).
Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде отдельных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика (П. П. Блонский).
Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности (К. Д. Ушинский).
5. Заполните пропуски в таблице:
Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования
Цели:рассмотреть методы и способы изучения педагогической действительности и педагогической деятельности, ознакомить с методологией педагогической науки, дать представления о методологических подходах как основах педагогики.
Вопросы и задания
- Как и для чего изучается педагогическая деятельность?
- Как организуется педагогическое исследование? Какова его логика?
- Что такое методология педагогики? Какие уровни методологии принято выделять?
- Философия – методологическая основа педагогики. Характеристика основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
- Какие основные методологические подходы выделяются в педагогической науке?
- Что такое методы педагогического исследования? Какова их классификация?
- Что относят к методам эмпирического познания?
- Что выделяют в качестве методов теоретического познания?
- Каковы статистические и математические методы?
Практическая часть
1. В сформулированной к предыдущему занятию теме, обосновании проблемы выделите объект (часть педагогической действительности) и предмет исследования (аспект рассмотрения объекта).
2. Составьте список терминов, которыми описывается выделенная вами проблема. С помощью словарно-справочной литературы дайте определение каждого термина. Проверьте, чтобы список терминов был непротиворечивым.
3. Составьте примерный список методов, которые потребуются для исследования выделенной проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.
4. Заполните таблицу:
№ | Философское направление | Представители | Основные понятия, идеи, положения | Взгляды на образование школу |
1. | Прагматизм | |||
2. | Позитивизм, неопозитивизм | |||
3. | Экзистенциализм | |||
4. | Неотомизм | |||
5. | Бихевиоризм, необихевиоризм | |||
6. | Диалектический материализм |
Литература