Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования

Тема 1. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Цель:осмысление понятия образования, сравнительно-сопоставительный анализ понятий образование и педагогический процесс, осознание категории педагогический процесс, развитие умений работать с текстовыми материалами, развитие умения осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ.

Вопросы и задания

1. Образование как предмет педагогики.

2. Образование как часть общественного явления и педагогический процесс:

· этимология слова «образование»,

· образование как ценность,

· образование как система,

· образование как процесс,

· образование как результат.

3. Педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. Подумайте, оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Свой ответ подробно аргументируйте.

Практическая часть

1.

Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования - student2.ru Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования - student2.ru

2.

Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования - student2.ru Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования - student2.ru

Дефиниция – истолкование понятия.

3.

Потребность в соответствующем знании выражается в проблеме исследования. Выделите и письменно обоснуйте какую-либо актуальную, на ваш взгляд, проблему в современной педагогической науке:

ƒКакого знания не хватает педагогам?

ƒКакие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием?

ƒПочему наличие этого знания оптимизирует образовательную практику в ее направлении к гуманитарности?

ƒКакие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?

4.

Поразмышляйте над приведенными ниже высказываниями. Отразите свои размышления в эссе. Какие из высказываний кажутся вам наиболее убедительными и почему? Может ли существовать педагогическая наука без педагогической практики и наоборот? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств... Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества (К. Д. Ушинский).

Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела (Л. Н. Толстой).

Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде отдельных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика (П. П. Блонский).

Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности (К. Д. Ушинский).

5. Заполните пропуски в таблице:

Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования - student2.ru

Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования

Цели:рассмотреть методы и способы изучения педагогической действительности и педагогической деятельности, ознакомить с методологией педагогической науки, дать представления о методологических подходах как основах педагогики.

Вопросы и задания

  1. Как и для чего изучается педагогическая деятельность?
  2. Как организуется педагогическое исследование? Какова его логика?
  3. Что такое методология педагогики? Какие уровни методологии принято выделять?
  4. Философия – методологическая основа педагогики. Характеристика основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
  5. Какие основные методологические подходы выделяются в педагогической науке?
  6. Что такое методы педагогического исследования? Какова их классификация?
  7. Что относят к методам эмпирического познания?
  8. Что выделяют в качестве методов теоретического познания?
  9. Каковы статистические и математические методы?

Практическая часть

1. В сформулированной к предыдущему занятию теме, обосновании проблемы выделите объект (часть педагогической действительности) и предмет исследования (аспект рассмотрения объекта).

2. Составьте список терминов, которыми описывается выделенная вами проблема. С помощью словарно-справочной литературы дайте определение каждого термина. Проверьте, чтобы список терминов был непротиворечивым.

3. Составьте примерный список методов, которые потребуются для исследования выделенной проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.

4. Заполните таблицу:

Философское направление Представители Основные понятия, идеи, положения Взгляды на образование школу
1. Прагматизм      
2. Позитивизм, неопозитивизм      
3. Экзистенциализм      
4. Неотомизм      
5. Бихевиоризм, необихевиоризм      
6. Диалектический материализм      

Литература

Наши рекомендации