Свободное воспитание – детоцентриская ориентация в теории и практике образования

Цель: раскрыть сущность и показать значение свободного воспитания как одного из прогрессивных гуманистических направлений в истории педагогики, предполагавшего обеспечение наиболее благоприятных условий для естественного творческого развития личности каждого ребёнка; сформировать представления о том, что реформаторская педагогика явилась закономерным этапом в развитии теории и практики образования в ХIХ-ХХ вв.

Задачи:студенты должны знать ведущие педагогические идеи и взгляды сторонников свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, Р. Штайнер и др.); сущность принципа свободного воспитания; основные течения реформаторской педагогики; отличие реформаторской педагогики от традиционной; уметь характеризовать опыт основных разновидностей экспериментальных (инновационных) учебных заведений в странах Западной Европы и США, осуществлять сравнительный анализ основных положений реформаторских направлений; синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных источников; показывать влияние идеи свободного воспитания на прогрессивное развитие педагогической практики, в том числе деятельность современных школ.

Основные понятия:естественное воспитание; свобода личности как естественное право человека; свободное воспитание; реформаторская педагогика («новое воспитание»); трудовая школа; социальная педагогика; функциональная педагогика; прогрессивное воспитание; педоцентризм; детоцентризм; педагогика личности; новые («экспериментальные») школы; метод проектов; обучение на основе «центров интересов»; «воспитание посредством искусства»; система индивидуального обучения «Виннетка-план»; «Дальтон-план»; «Йена-план»; «Говард-план»; метод свободной групповой работы Р.Кузинэ и др.

Персоналии: Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак, С. Френе, П. Петерсен, Э. Паркхерст, Р. Штайнер.

Основные труды: Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или О воспитании» (1762); Р. Штайнер «Образование ребенка» (1907); «О ребенке и педагогике» (1922); Я. Корчак «Как любить ребенка» (1919).

Форма изучения:семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий, самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Теория «естественного воспитания». Ж.Ж. Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих свободное развитие личности ребенка.

2. Детоцентризм в европейской педагогике XX века. Принципы, взаимоотношения учителя и воспитанников в образовательном процессе, ориентация на «развитие индивидуальности».

3. Лига «прогрессивного воспитания». Концепции и практика «нового воспитания». «Дом сирот» Я. Корчака, «Дом ребенка» М. Монтессори, «Центры интересов» О. Декроли, Трудовая школа С. Френе, «Йена-план-школа» П. Петерсена, «Дальтон-план-школа» Э. Паркхерст, Вальдорфская школа Р. Штайнера.

4. Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и США. Кэмпхельские общины, сельские общины, школы-лаборатории, «свободные» школы.

Основная литература

1. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

5. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

6. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

7. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. Новое время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

8. Хрестоматия по истории педагогики. Т.3. Новейшее время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

9. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

10. История педагогики. Развитие школы и педагогики в США, Европе и России. www.historyofpedagogy.ru

11. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/

Дополнительная литература

1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

2. Монтессори М. О принципах моей школы// Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира// Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997.

3. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.

II. Практическая часть

1. Ответьте на вопросы:

1) Что побудило Ж.-Ж. Руссо к обоснованию теории естественного свободного воспитания?

2) В чём заключается различие трактовки принципа природосообразности воспитания в педагогических учениях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци?

3) Почему Руссо предлагает воспитывать ребёнка на лоне природы (в естественных условиях)?

4) Как Вы относитесь к методу естественных последствий?

2. Охарактеризуйте основные течения реформаторской педагогики.

3. Ответьте на вопросы:

1) Чем отличается педагогический традиционализм от реформаторской педагогики?

2) Почему реформаторскую педагогику называют новым воспитанием?

3) Что означает ориентация на «развитие индивидуальности»?

4. Охарактеризуйте детоцентризм в европейской педагогике XX века.

5. Раскройте принципы взаимоотношения учителя и воспитанников в образовательном процессе в «новых школах».

6.Заполните таблицу

Наши рекомендации