Бытовые условия проживания
Кафедра социальной работы
«Технология социального сопровождения молодой семьи»
Выполнил:
студент гр СР-41
Иванов Александр
Проверил:
Ст. преподаватель
кафедры социальной работы
Певнев Михаил Сергеевич
Волгоград 2012 г
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений семейной политики является государственная поддержка молодых семей. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства быть эмоционально и психологически устойчивой: разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.
Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.
Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а так же социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.
Молодая семья является наиболее ответственным этапом функционирования и развития института семьи. На данном этапе жизненного цикла происходят события столь важной социальной значимости, что каждое из них может повлиять на дальнейшие перспективы, как самой семьи, так и каждого ее члена.
Молодые семьи в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, которые качественным образом влияют на развитие каждой из них. Рассмотрим проблемы, характерные для молодой семьи в современной России, но только те из них, которые сами члены молодой семьи осознают и декларируют как свои проблемы:
· социально-экономические проблемы, включающие в себя проблему материальной обеспеченности, жилищную проблему и проблему трудоустройства молодых супругов;
· социально-психологические проблемы, включающие в себя проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам.
М. Стуколова предлагает классификацию семейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из них являются:
· ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;
· отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и так далее);
· наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения);
· авторитарный, жесткий тип в отношениях, сложившихся в семье в целом;
· наличие материальных проблем;
· авторитарное вмешательство родственников в супружеских отношениях;
· сексуальная дисгармония в браке и другие
Основными принципами сопровождения являются:
· рекомендательный характер советов сопровождающего;
· приоритет интересов сопровождаемого;
· непрерывность сопровождения;
· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
· стремление к автономизации.
Объект технологии: молодая семья.
Предметтехнологии: социальное сопровождение молодой семьи.
Цель:раскрыть на теоретическом уровне содержание социального сопровождения молодой семьи.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности молодой семьи.
2. Раскрыть содержание социального сопровождения.
3. Подобрать оптимальные методы социальной работы с молодой семьёй.
4. Разработать рекомендации специалисту по социальной работе по сопровождению молодых семей.
Этапы проведения социальной профилактики одиночества пожилых людей .
I. Подготовительный этап.
Включает в себя предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования. То есть данный этап работы является базовым, так как именно на этом этапе происходит изучение объекта, знакомство с ним, определение его проблем и подбор предварительных методов и форм помощи.
На этом этапе проводится анкетирование с целью определения основных проблем молодой семьи и путей их решения (Приложение 1).
II. Основной этап.
Постановка задач, выделение состава ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов сопровождения. Когда произошло знакомство с клиентом, определена цель, то тут необходимо поставить задачи и подобрать соответствующие методики типичных форм для сопровождения молодой семьи. На данном этапе целесообразно проведение таких мероприятий как «Семейная гостиная», «Родительские университеты», Тренинги для родителей: «Воспитание на основе здравого смысла», «Когда ребенок сводит взрослого с ума», «Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье» (Приложение 2).
III. Заключительный этап.
Анализ всех необходимых показателей, определение социального диагноза; построение выводов, на основе которых делается заключение. Составление рекомендаций социальному работнику по сопровождению молодых семей. На заключительном этапе технологии проводятся специальные методики сопровождения молодой семьи. Составляется программа сопровождения молодой семьи, которая включает в себя направления мероприятий, непосредственно мероприятия и сроки их реализации.
Приложение 1
А Н К Е Т А
1. Фамилия, имя, отчество________
2. Число, месяц, год рождения_____
3. Домашний адрес, телефон_______
4. Ваша профессия (мужа)_________
5. Ваша профессия (жены)_________
6. Место работы__________________
7. Ваше образование______________
8. Дети (количество, возраст)________________________
9. Материальное положение_______
Бытовые условия проживания ______________________________