Словарь терминов (глоссарий)
АБИЛИТАЦИЯ – система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норми стилей поведения, принятых в обществе. Адаптация социальная детей сограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклоненияв психофизическом развитии.
АККОМОДАЦИЯ – динамический процесс приспособления зрения,позволяющий видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях.Ослабление А. приводит к потере способности различать мелкий шрифт,мелкие детали на близком расстоянии.
АКТИВНОЕ ОСЯЗАНИЕ (ГАПТИКА) – это форма осязания, котораявозникает в результате активного ощупывания объектов. В ее основе лежит совместная, интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Активное осязание как совместно со зрением,так и при его утрате является ведущим способом отражения пространственных признаков, отношений и физических свойств материального мира.
АЛЬБИНИЗМ – врожденное отсутствие пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаза. Возникает в результате генетически обусловленного нарушения синтеза пигмента меланина. У страдающих А. (альбиносов) волосыбесцветные, как бы седые, радужная оболочка глаза красновато-серая, кожамолочно-белая, не подверженная загару. Наиболее частые нарушения у альбиносов – понижение зрения, в ряде случаев доходящее до слабовидения.
АМБЛИОПИЯ – понижение зрения, без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствиевынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. Иногда является следствием острых аффективных переживаний (истерическая А.).
АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ – отклонения в развитии преломляющейспособности глаза. В зависимости от состояния преломляющей системыглаза, положения главного фокуса по отношению к сетчатке различают разные формы А.р.: миопическую и гиперметропическую. А.р. корригируются очками. Одной из форм А.р. является астигматизм. При значительном снижении зрения, не поддающемся достаточной коррекции оптическими средствами, учащиеся с А.р. подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих детей.
АНОФТАЛЬМ – отсутствие глаз – редкая врожденная аномалия развития органа зрения. А. наблюдается при недоразвитии переднего мозга или нарушении нормального развития зрительного пузыря на ранней эмбриональной стадии. А. характеризуется отсутствием глазногояблока и сопровождается, как правило, аномалиями развития зрительного нерва и зрительных центров.
АСТЕНОПИЯ – ослабление зрения, обусловленное его утомлением. ПриА. появляются неприятные ощущения в области глаз и лба. При астенопических явлениях у детей снижается работоспособность, что может отрицательно сказываться на усвоении знаний.
АСТИГМАТИЗМ – сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции. При А.зрительное восприятие страдает нечеткостью.
АТРОФИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА – заболевание, при котором имеют место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его.
АФАКИЯ – отсутствие в глазу хрусталика.
БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ – объединенное зрение двумя глазами, прикотором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаютсяв одно, единое.
БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ) – нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдаленные предметы. При Б. нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, как в норме, а впереди нее. Различают три степени Б.: слабая (от 0 до3,0 Д), средняя (3,0–6,0 Д), сильная или высокая (свыше 6,0 Д). От сильнойБ. необходимо отличать прогрессирующую (злокачественную) Б., при которой наблюдаются органические изменения сосудистой и сетчатой оболочек глаза, приводящие к потере зрения.
БРАЙЛЬ ЛУИ – французский тифлопедагог, изобретатель азбуки дляслепых.
ВЕРБАЛИЗМ – недостаток, при котором словесное выражение у детей несоответствует конкретным представлениям и понятиям; нарушение соотношения между чувственным и понятийным не в пользу последнего. Вербализмв обучении – недостаток обучения, выражающийся в книжном, оторванномот жизни догматическом преподавании и усвоении учебного материала.
ГЕМИАНОПСИЯ – выпадение одной из половин поля зрения в обоихглазах, причиной которого является заболевание зрительных путей центрального конца зрительного нерва. При Г. расстраивается глубинное, бинокулярное, и стереоскопическое зрение. Это значительно затрудняет зрительный анализ при восприятии и создает трудности в развитии пространственной ориентации и пространственного мышления.
ГЛАУКОМА – хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (ГИПЕРМЕТРОПИЯ) – снижение остроты зрения, расстройства аккомодации и бинокулярного зрения. Недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии.
ДАЛЬТОНИЗМ – нарушение цветного зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаше всего красный цвет).
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ – расстройство деятельности какого-либо органаили организма в целом вследствие нарушения компенсации.
ДЕПРИВАЦИЯ – психическое состояние, возникшее в результате такихжизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточноймере и в течение длительного времени.
ДИОПТРИЯ – единица измерения оптической силы линз.
ЗРЕНИЕ – функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА – многоуровневая функциональная система, включающая механизмы межнейронного взаимодействия на разных уровнях зрительного анализатора, механизмы взаимодействий зрительной проекционной и ассоциативных областей коры, а такжекорково-подкорковые взаимоотношения.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ – содружественныедвижения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При нарушениях зрениякоординация движений глаз и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ – способность воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов. Различают центральное зрение и периферическое зрение, светоощущение и цветоощущение, бинокулярное зрение.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР – сложная нервно-перцептивная система человека и животных, осуществляющая восприятие и анализ зрительных раздражений. Зрительный анализатор служит важнейшим источникомформирования представлений о внешнем мире. Зрительный анализаторвключает в себя три отдела: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центральный (зрительная зона коры головного мозга).
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ – обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Этот подход в обучении детей с ограниченными возможностями в настоящее время не является основным, а чаще осуществляется в виде эксперимента.
КАТАРАКТА – помутнение хрусталика глаза, которое ведет к резкомуухудшению зрения.
КЕРАТИТ – воспаление роговой оболочки, сопровождающееся снижением остроты зрения, появлением светобоязни, слезоточения, спазм мышц век.
КОЖНО-ОПТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО – способность кожных покрововреагировать на световые и цветовые раздражители.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ – физиологические процессы и механизмы, обеспечивающие поддержание жизнедеятельностиповрежденных систем, органов и тканей, развертывающиеся за счет активизации как пораженной, так и смежных физиологических систем.
КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ – сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций.
КОНВЕРГЕНЦИЯ – сведение зрительных осей при переходе фиксациивзора с дальнего объекта на ближний.
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – особый вид обучения, имеющийцелью частичное или полное преодоление конкретной недостаточностиученика, обусловленной дефектом зрения.
КОСОГЛАЗИЕ – дефект зрительного анализатора, характеризующийсянарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного глазаот совместной точки фиксации. Часто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения. Содружественное К.: при направлении одного глаза на обозреваемый предмет другой отклоняется в сторону виска (расходящееся К.) или носа (сходящееся К.). Паралитическое К. обусловлено параличом одной или нескольких глазодвигательных мышц, характеризуетсяотсутствием или ограничением подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы.
МИКРОФТАЛЬМ – значительное уменьшение в размере глазного яблока.
МИОПАТИЯ – хроническое прогрессирующее, наследственное заболевание мышц, связанное с нарушением обмена веществ в мышечной ткани. Характеризуется мышечной слабостью и атрофией мышц.
МОНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ – процесс видения одним глазом.
НИСТАГМ ГЛАЗНОЙ – ритмическое подергивание глазных яблок в туили иную сторону. Различают два компонента: медленное отведение глазных яблок в сторону и быстрое приведение их к исходному положению. Направление нистагма определяют по быстрому компоненту: направление может быть горизонтальным, и вертикальным. Наиболее отчетливонистагм бывает выражен при взгляде в сторону.
ОПОЗНАНИЕ – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку зрительной информации, ее оценку, интерпретациюи категоризацию.
ОПОСРЕДОВАННОЕ ОСЯЗАНИЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ) – форма осязания, при которой процесс ощупывания объекта производится рукой при помощи какого-либо инструмента или орудия.
ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ – глубокие поражения различных структур зрительной системы приводят к диспропорции изменений различных параметров форменного, цветового, периферического зрения, а также многих других зрительных функций. В совокупности характеристик остаточного зрения наряду с центральным и периферическим форменным зрением имеет значение цветоразличение. Однако нельзя ограничиваться этими статическими характеристиками. Необходимо знание прогноза дальнейших изменений зрительных функций, так как одна из особенностей остаточного зрения – неустойчивость, лабильность.
ОСТРОТА ЗРЕНИЯ – способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ – область медицины, объединяющая различные разделы науки, касающиеся лечения и профилактики болезней органа зрения, анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии зрительного анализатора, рефракции глаза и физиологической оптики.
ПАССИВНОЕ ОСЯЗАНИЕ – это форма осязания, характеризующаяся относительным покоем рецепторной поверхности (кожного покрова ладони руки или любой другой части тела) и соприкасающегося с ней предмета. Образуется при сочетании различных видов кожной чувствительности. В его основе лежит деятельность кожно-механического анализатора.
ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ – зрение, осуществляемое посредством периферических частей сетчатки глаза. На периферии сетчатки преобладают особые высоко светочувствительные клетки, т.е., палочки, действующие по преимуществу в условиях малой освещенности и не дающие цветовых ощущений.
ПОЛЕ ВЗОРА – пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении и фиксированном положении головы.
ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде. В зависимости оттого, участвуют в зрении один или оба глаза, различают монокулярное и бинокулярное поля зрения.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА – это процесс определения человеком своего местонахождения при помощи какой-либо системы отсчета.
РЕАБИЛИТАЦИЯ – система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.
РЕЛЬЕФНЫЙ ШРИФТ – специальный объемный шрифт, созданный для чтения и письма людей с нарушениями зрения.
РЕТРОЛЕНТАЛЬНАЯ ФИБРОПЛАЗИЯ – тяжелое заболевание обоих глаз, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки, развивается обычно у недоношенных детей. Основная причина его возникновения – токсическое действие80–100% кислорода, который дают недоношенным детям. Ретролентальная фиброплазия не редко заканчивается слепотой.
РЕФРАКЦИЯ – характеристика преломляющей силы оптической системы глаза, определяемая по положению заднего главного фокуса по отношению к сетчатке. Выражается в диоптриях.
РЕТИНОПАТИЯ – поражение сетчатой оболочки (ретины) глаза при кислородном голодании и расстройстве питания сетчатки в связи с сосудистыми и обменными нарушениями (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.).
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ – системы признаков объектов, которыеребенок усваивает и использует при обследовании предметов и выделении их свойств.
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – биологический процесс, в результате которого повышается чувствительность организма к воздействию каких-либо раздражителей. Этот термин используется также для характеристики изменения чувствительности органов чувств, возникающего вследствие действия какого-либо раздражителя или в результате взаимодействия анализаторов.
СИСТЕМА БРАЙЛЯ – система чтения с помощью осязания рельефного шрифта.
СКОТОМА – очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами.
СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ – дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. Наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, зрительной работоспособности. Вследствие неточности, фрагментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт обеднен. Познание окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности строятся на суженной наглядной и действенной основах; при этом развитие речи остается близким к норме. Обучение осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах с учетом их возможностей и специфики дефекта.
СЛЕПОТА – снижение зрения, при котором невозможно или очень ограничено зрительное восприятие окружающего из-за глубокого нарушения остроты центрального зрения (от 0 до 0,04) или сужения поля зрения(от 10 до 15) при большей остроте зрения.
СЛЕПЫЕ ДЕТИ – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (остротазрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – 1. Процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности.2. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
ТАКТИЛЬНАЯ ЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ – один из видов кожной чувствительности, чувствительность к прикосновению, давлению и вибрационным воздействиям на поверхность кожи и некоторых слизистых оболочек. Тактильная чувствительность осуществляется тактильными рецепторами, которые представлены в коже в виде мозаически разбросанных чувствительных точек, плотность распределения которых в различных участках кожи различна.
ТИФЛОПЕДАГОГИКА – отрасль специальной педагогики, дефектологии; наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения.
ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ – отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики слепых и слабовидящих людей.
ТИФЛОТЕХНИКА – отрасль дефектологии, разрабатывающая общие принципы конструирования технических средств (приборов, приспособлений) для компенсации зрения у слепых и слабовидящих; технические приборы и приспособления.
ТРАХОМА – хроническое инфекционное двустороннее воспаление слизистой оболочки глаза, характеризующееся ее инфильтрацией и утолщенным образованием фолликулов и последующим их рубцеванием Возбудитель трахомы – вирус.
УВЕИТ – воспаление сосудистого (увеального) тракта глаза.
УТОМЛЕНИЕ ЗРЕНИЯ (астенопия) – проявляется в субъективных жалобах на чувство утомления, тяжести, боли в глазах и голове, расплывание контуров, двоение изображений. Выражается в снижении работоспособности светоощущающего, нервного и двигательного аппарата органа зрения.
ХОРИОРЕТИНИТ – воспаление сосудистой оболочки и сетчатки.
ЭКЗОФТАЛЬМ – выпячивание глазного яблока.