Понятие авторской школы
Анализируя историю становления образовательных систем, можно сделать вывод о том, что авторские школы начинают появляться уже на первых этапах оформления школы как социального института.
Академия Платона, Ликей Аристотеля, «Дом радости» В. де Фельтре, Бургдорфский институт И. Г. Песталоцци и Яснополянская школа
Л. Толстого – все эти образовательные учреждения следует отнести к категории «авторская школа». Рассматривая более поздний исторический период и современность, можно указать на известные примеры авторских школ В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и др.
Термин «авторская школа» зазвучал в конце 80‑х гг. XX в. Анализируя отечественную и зарубежную литературу, посвященную авторским школам, Т. В. Цырлина выделяет следующие признаки авторской школы:
· Субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе школы и позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики.
· Четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция, формирующая определенную философию и «миссию» школы.
· Специфическая культура школы, создаваемая на основе ведущей системы ценностей, характеризующаяся атмосферой сотрудничества, общинным характером взаимоотношений и творческими видами жизнедеятельности. Создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы.
· Профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей.
· Установка на превращение учащихся и их родителей в субъектов реализации авторской концепции.
· Стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты деятельности.
На основе выделенных признаков Т. В. Цырлина формулирует
следующее определение авторской школы. Авторская школа – это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.
Опираясь на данное определение, можно анализировать деятельность известных авторских школ с целью изучения и специфической уникальной культуры, созданной в образовательном учреждении, и авторской концепции, и роли в реализации этой концепции педагогов, учащихся, родителей.
К основным составляющим культуры авторской школы относятся:
1. Личность самого творца – директора и основателя школы, автора реализуемой в ней концепции. Он не только выполняет управленческие функции, но и, прежде всего, является носителем культуры, определяющей специфику формирования и содержания культуры всей школы.
2. Система основных ценностей. Это важнейший параметр культуры авторской школы. Основные ценности условно можно разделить на три группы: 1) ядро ценностей (или «миссия» школы), отражающее ценностное основание авторской концепции, определяющее стержневые направления деятельности, формы и способы субъект-субъектных отношений. Смена ядра ценностей приводит к изменению сущности деятельности образовательного учреждения; 2) ценностные приоритеты, которые могут изменяться в силу изменения социально-политической, культурной ситуации; 3) профессионально-ценностные ориентиры педагогов, выполняющие защитную функцию по отношению к ценностным приоритетам, являющиеся для культуры авторской школы вторым ценностным основанием вслед за ядром ценностей.
3. Игра как способ организации жизнедеятельности школы и общий творческий характер деятельности. В авторской школе игра опирается на два равноценно значимых и реализуемых основания: деятельностно-ролевое и карнавально-смеховое (например, в программе «Йена-план» П. Петерсена сменяющими друг друга видами деятельности являются игра, диалог, обучение, праздник). Оба основания позволяют обозначить следующие функции игры:
· вид системообразующей деятельности;
· структурный элемент культуры школы;
· способ организации деятельности;
· своеобразный фон, на котором протекает жизнь детей;
· особая ниша воспитания, погружение в которую позволяет сохранить детям детство.
4. Атмосфера сотрудничества и партнерства. Очень часто она перерастает в общинный характер отношений, который многократно усиливает значение доминантной системы ценностей, позитивно воздействует на личность как взрослого, так и ребенка. Общинный характер деятельности отличается следующими признаками:
· общие цели;
· общность дела и многообразие видов совместной деятельности;
· частота и прочность межличностных связей, множественность общих форм деятельности;
· духовное единство коллектива;
· передача накопленного и ценного для данного коллектива опыта;
· расширенный круг личных свобод и защита прав личности, обеспечивающие ей благоприятное поле индивидуального развития.