Авторы, теоретические подходы
Впервые идея об образовательном назначении музея была сформулирована А. Лихтварком на конференции "Музей как образовательное и воспитательное учреждение", которая состоялась в Мангейме в 1913 году, он же предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод "музейных диалогов", он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством (впоследствии - музейный педагог).
Термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Г. Фройденталь, занимавшихся проблемами взаимодействия музея и школы. А.Лихтварк впервые употребил в своей книге "Музей - образование - школа" (1931 г.) Так же он разработал специальную методику работы со школьниками, которая включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке. Центральное место в этой методике отводилось школьному учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.
Развивая опыт А. Лихтварка, Г. Фройденталь впервые сформулировал и предложил педагогическую методику организации школьных занятий в музее, в которой предусматривались этапы их подготовки, проведения и закрепления.
Формирование теоретических и практических аспектов музейной педагогики, в среде художественного музея, развивали Н. И. Романов, Ф. И. Шмит и особенно А. В. Бакушинский.
Хранитель Румянцевского музея в Москве Н. И. Романов в статье «О задачах и методах экскурсий по искусству» высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека, рассматривая работу в музее как педагогический процесс.
А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Разделяя позиции А. Лихтварка в том, что обучение искусству в музее — это прежде всего развитие художественного восприятия, в своей практической деятельности ученый особое внимание уделял методике проведения экскурсий. Он изложил ее в работе «Музейно-эстетические экскурсии» (1919). Тем самым в первые десятилетия XX В. цель отечественного художественного воспитания была определена как формирование свободной творческой личности, способной к приобретательской деятельности.
Реализация этих установок открывала новую страницу в истории российского художественного образования. Произошедшая в 1930—40-е годы переориентация музеев всех профилей на иллюстрирование торжества марксистско-ленинской идеологии свела музейно-педагогическую работу к «помощи школе в расширении учащимися их знаний, полученных в школе». Особое место в музейной работе заняла в эти годы кружковая внешкольная работа. Она рассматривалась как средство приобщения к краеведению и подготовки будущих музейных сотрудников.
«Музейный бум», прошедший с начала 1960-х годов по всему миру, обнаружил востребованность музея в обществе. Его отправной точкой и характерной приметой стало стремительное развитие туризма, вследствие чего заполнившие музейные залы зрительские потоки сделали основной формой общения музея со зрителем обзорную экскурсию.
Изучением данной проблемы занимаются многие ученые России: Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю, Столяров Б.А. В их работах раскрываются наиболее сложные вопросы, связанные с основами формирования концепции современной музейной педагогики.
2. Основное содержание, цели, особенности
Термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. Сейчас же музейная педагогика понимается как научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему (Столяров). Основой музейной педагогики является музейно-педагогический процесс, через который происходит передача культурного и исторического опыта.
Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах — познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.
Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание». Освоение знания индивидуумом осуществляется через процесс познания.
Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности человека.
Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому.
Этот процесс вписывается в концепцию непрерывного образования (Г. Л. Ильин)
Они реализуются в нескольких исторически сложившихся направлениях:
1. Эстетическое (развитие художественного восприятия и творческих начал)-
исследование проблем детского творчества.
2. Историко-художественное (изучение истории искусства).
В этом направлении выделяется школьно-студенческое образование и образование взрослых.
3. Гуманитарно-междисциплинарное (связи изобразительного искусства с другими дисциплинами) - взаимоотношение изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром, математикой занимает важное место в исследованиях представителей гуманитарного и естественнонаучного знания (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Л. С. Жегин, М. С. Каган, В. В. Налимов, Б. П. Юсов и др.). В рамках данного направления представляется важным выделить используемые как в школьном и вузовском, так и в музейном образовании современные информационные технологии, основанные на видеокомпьютерных средствах.
4.Социально-ориентационное (искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии).
Таким образом, «педагогика художественного музея» — это междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении музееведения, педагогики, психологии и искусствоведения, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу художественного опыта в условиях музейной среды.
Принципы педагогической деятельности художественных музеев:
- Непрерывность и преемственность в процессе эстетического и художественного воспитания.
- Утверждение самоценности художественного произведения (занятия по искусству не являются формальным дополнением к урокам литературы, истории и т. д.).
- Отбор высокохудожественных произведений для каждого занятия (работа с подлинником). Качественный иллюстративный (визуальный) материал (диапозитивы, репродукции и проч.) для подготовки встречи с подлинником — незаменимые условия успешной работы.
Экскурсия - форма образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений (образовательная экскурсия, развивающая экскурсия, воспитательная экскурсия, искусствоведческие экскурсии, проблемные экскурсии)
Основные варианты модели музейной коммуникации, предложенные специалистами:
1. Познавательная — посетитель общается с сотрудником музея (экскурсоводом, хранителем, реставратором и т. д.) с целью получения знаний, а экспонат служит предметом или содержанием этого общения (К. Хадсон). Эта модель наиболее распространена в музеях нехудожественного профиля. Данный тип коммуникации может носить как монологический, так и диалогический характер.
2. Эстетическая — посетитель музея непосредственно общается с экспонатом, который приобретает самоценное значение (Г. Осборн, Д. Вайлер). Цель этого общения — не столько знания, сколько эстетическое восприятие. Такая модель коммуникаций имеет отношение прежде всего к художественному музею. 3. Знаковая — посетитель музея через экспонат, который представляет собой некий знак социально-исторического содержания (Ю. Ромедер), «общается» с его создателем, владельцем и т. д., восстанавливая тем самым связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Экспозиция, рассматриваемая как средство
общения с культурой другого исторического времени и преодоления
культурно-исторической дистанции, является главным элементом
данной модели.
4. Диалоговая — посетители музея общаются между собой. Помнению исследователей (Р. Стронг, Е. Александер), эта форма коммуникации наиболее характерна для музея, выполняющего функции центра культурной и общественной жизни. Диалог (дискуссия), возникающий между разными категориями посетителей — детьми и взрослыми, представителями различных этносов и т. д., — может
быть спонтанным или организованным.
5.Междисциплинарная — современный музей является местом сотрудничества специалистов разного профиля — музееведов искусствоведов, историков, психологов, культурологов, социолого и т. д., ищущих решение комплексных проблем гуманитарного характера. Междисциплинарный подход рассматривается ученым как наиболее плодотворный для сотрудничества разнопрофильных
музеев (М. С. Каган, Б. А. Столяров).
6.Информационно-коммуникативная — музей рассматривает посетителей как функционирующие в социокультурном пространстве объекты, которые в музее являются компонентами, составляющими особое биосистемное образование «Музей — Посетитель», включенное в социокультурную среду (С. В. Пшеничная).
В условиях музея, который является целостной личностно-ориентированной образовательной средой, широкое употребление имеет термин—
«образовательная деятельность»,под которой понимается специфическая форма музейной деятельности, характеризующаяся педагогической направленностью и имеющая целью творческое развитие личности.
Образовательная деятельность музея осуществляется через педагогический процесс,который проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) на основе музейного памятника с привлечением разнообразных текстов, наглядных пособий, аудио-, видео- и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включить в педагогический процесс, как интеллект, так и эмоции.
В условиях музейной среды педагогические категории определяются:
воспитание — формирование эстетического восприятия, музейной культуры, художественного вкуса;
развитие — творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентации;
образование (обучение) — формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.
Педагогическая деятельностьв музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения — ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности.
С позиции теории деятельности, в основе которой лежат три основные формы последней:
познание окружающего мира — получение и передача знаний о нем (составляет стержень образования как такового);
преобразование действительности — опирается на творческий потенциал личности и приобретенные в процессе освоения знаний умения и навыки, обеспечивающие ее социализацию;
ценностное отношение — является продуктом воспитания, достигается лишь путем межличностного общения форме диалога.
Все формы предметной деятельности находят свое отражение в педагогике, рассматривающей образование в виде своей структурной категории
(В. И. Гинецинский, И. П. Подласый и др.). Развивая круг привычных определений и введя новые, она подчеркивает специфику педагогики музея.
Логический ряд этих категорий и понятий необходим как инструментарий для дальнейшего исследования образовательной деятельности .
Музейно-педагогический процесс представляет собой системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, он опирается на
следующие гуманистические принципы:
· принцип личностной ориентации, в основе которой лежит
знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентаций,
духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т. д.;
· принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории опирается на понятия «общее» (присущее группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное, неповторимое);
· принцип развития личности в действии исходит из пони
мания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе;
· принцип координации деятельности участников музейно-педагогического процесса.
Схематически музейно-педагогический процесс можно представить в виде трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет, зритель.
Музейный педагог— специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее, прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника.
Музейный зритель(учащийся) так же, как и музейный педагог, является субъектом музейно-педагогического процесса, в результате которого через общение с музейным памятником у него формируется визуальное мышление, художественное восприятие и художественно-творческие начала.
Музейный предмет(экспонат), являясь ядром музейно-педагогического процесса и будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса.
Данная трехкомпонентная совокупность составляет единую систему, которая реализуется в музейной среде, являющейся частью такого понятия, как социокультурная среда.
Музейная среда включает в себя следующие компоненты:
· околомузейное пространство, организующее внимание зрителя;
· собственно музейное здание, настраивающее на восприятие произведения искусства;
· экспозицию как презентацию музейных памятников.
Компоненты музейно-педагогического процесса обладают внутренней взаимосвязью, обеспечивающей превращение культурного опыта в личные качества формируемого человека.
Основанный на партнерских отношениях музейного педагога и ученика, музейно-педагогический процесс строится на объективном фундаменте исторически подтвержденных педагогической наукой положений о его культуро- и природосообразности.
В основе музейно-педагогического процесса лежат педагогические принципы:
- интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;
- комплексность, означающая здесь включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный);
-программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ.
Таким образом, музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамичную систему компонентов, в ходе которого формируется эстетическая отзывчивость, развивается образно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками технического или материально-художественного творчества.
В условиях музея художественно-сотворческую деятельность можно рассматривать в двух направлениях: как художественное творчество (Б. П. Юсов) и как художественно-педагогическую деятельность (В. И. Гинецинский).
В образовательном процессе используются три формы работы с учащимися:
занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Этот процесс обеспечен комплексом методических материалов.
Важным и необходимым этапом углубленного взаимодействия музея и школы является создание единой Программы художественно-эстетического образования, ориентированной на общегуманитарное развитие учащихся, в которой намечена тематико-понятийная координация и взаимодействие соответствующих учебных курсов и внеурочной деятельности.
Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» (научный руководитель и автор концепции - заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор Борис Андреевич Столяров) разработана сотрудниками Центра с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях – дошкольной, школьной и высшей. Программа представляет собой комплекс учебных курсов, объединенных блоком взаимосвязанных задач, которые на первом этапе включают формирование навыков визуального мышления и межличностного общения, а также получение знаний о специфике и истории изобразительного искусства. На завершающем этапе главным является развитие способности к сотворческому восприятию.
Интеграция программы «Здравствуй, музей!» в школьный учебно-воспитательный процесс опирается на интенсивное и плодотворное сотрудничество музейных сотрудников с учителями, администрацией школ и образовательными учреждениями.
Структура программы:
Раздел 1 «Мы входим в мир прекрасного» адресован дошкольникам. Его материал построен исходя из содержания общепринятой государственной программы для детского сада и возможностей художественного музея. Условием плодотворной реализации целей и задач раздела является постоянная взаимосвязь музея и дошкольного учреждения в форме совместной работы с учащимися по специально разработанным методикам.
Раздел 2 «Мир музея» предназначен для учащихся начальных классов. Он состоит из трех взаимосвязанных курсов, в ходе которых решаются задачи развития визуального мышления и приобщения к музею: «Учись смотреть и видеть» — для 1-го класса, «Введение в музей» — для 2-го класса и «Виды искусства» — для 3-го класса начальной школы. Уроки по всем трем курсам ведет учитель, что дает ему возможность интегрировать их с содержанием и задачами уроков по развитию речи, изобразительному искусству, математике и другим предметам .
Раздел 3 «Личность и изобразительное искусство» — для учащихся среднего и старшего школьного возраста — построен с учетом активно развивающегося личностного самосознания ребенка, поэтому, после овладения содержанием курса «Язык изобразительного искусства» (5-й класс), в последующих курсах — «Рассказы о художниках» (6—9-й классы), «История изобразительного искусства и архитектуры» (6—11-й классы) и «Архитектурно-художественное краеведение» (8—9-й классы) — основное внимание уделяется изучению процесса художественного творчества и обобщению полученных знаний о его специфике и закономерностях.
Раздел 4 «Социальное творчество и художественная культура» для учащихся старших классов разработан с учетом присущей данному возрасту активизации мыслительной деятельности, способности к углубленному анализу и растущей самостоятельности в оценках эстетического характера. Опираясь на результаты изучения старшеклассниками дисциплин гуманитарного и художественного циклов, раздел подводит итоги обучения по программе «Здравствуй, музей!» в средней школе. Его курсы «Проблемы современного искусства» (11-й класс) и «Гуманистические ценности художественной культуры» (10—11-й классы) направлены на формирование и развитие потребности найти свое место в пространстве культуры, способности реализовывать свой культуротворческий потенциал в процессе создания, восприятия, переживания, осмысления, оценки ее духовных ценностей.
Раздел 5 «Художественный музей в современном мире» рассчитан на студентов гуманитарных и технических вузов, и в содержании его курсов «Музеи мира» и «Пути развития отечественного искусства» раскрывается цивилизационная значимость музея в современной культуре. Знакомясь с крупнейшими музеями мира, студенты постигают проблематику бытования современного художественного музея и место отечественного искусства в контексте мировой художественной культуры.
Раздел 6 «Шаг навстречу», предназначенный для работы в области социальной адаптации и творческой реабилитации детей «с проблемами» в музейной среде. Материал раздела содержит не только практические рекомендации по организации арт-терапевтической деятельности в художественном музее, но также важнейшие установки и принципы арт-терапии как метода психологической практики, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей, имеющих отклонения в психической сфере и поведении.
Все разделы программы обеспечены поурочными учебными материалами: методическими разработками, комплектами слайдов, видеофильмов, программами на лазерных компьютерных дисках, адресованными школьному учителю и музейному педагогу, что еще раз подчеркивает тесное взаимодействие этих специалистов.
Каждый из названных разделов представляет собой внутренне завершенный блок и может быть реализован отдельно, вне связи с остальными. Действенность программы «Здравствуй, музей!» значительно увеличивается при последовательном освоении всех ее разделов по принципу преемственности.
Программа «Здравствуй, музей!», построена в соответствии с педагогическими принципами природо- и культуросообразности.
Таким образом, первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная на принципа междисциплинарности, системности и преемственности, стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех ее уровнях— от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практики в этой области.