Соревновательный метод
В. Мухина отмечает, что в соревновательных играх с правилами развивается рефлексия, способность к физическому и волевому подражанию. Именно в процессе соревнования непосредственно в тесном телесном взаимном общении ребенок учится рефлексии на других и на себя: он учится «читать» по выразительном позам, движениям, мимике сверстника его намерения, что облегчается самой соревновательной ситуацией; он учится диалогу жеста, мимики и взгляда; в то же время он учится «прятать» свои намерения, скрывать свою мимику и телесные выразительные позы и движения. Он обретает способность скрывать свои состояния и истинные намерения.
Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего. В то же время, соревнуясь, ребенок притязает и на то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует соревнующегося. В случае успеха ребенок обретает позу победителя: плечи развернуты, голова высоко поднята. Лицо румяно, глаза сияют. В соревновании заложена и возможность неуспеха в сравнении с другими. В случае неуспеха ребенок сразу ломается – поза его выражает удрученное состояние: плечи приподняты, голова опущена, взгляд печален, на глазах слезы. Нереализованные притязания на успех в физических упражнениях и играх могут лишить ребенка стремления к достижению: он может начать отказываться от участия в физических упражнениях и соревнованиях [3].
Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, потому что они якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности, вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.
В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Практические задания
1.Дайте характеристику основным классификациям методов обучения.
2.Дайте характеристику основным классификациям методов воcпитания.
3. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Методы стимулирования | Механизм преимущественно обучающего воздействия | Механизм преимущественно воспитывающего воздействия | |||
Создание отношений) (воспитание отношением, по В.А.Караковскому) | Стиль общения активизирует или блокирует учебно - познавательную деятельность учащихся | Побуждение к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. | |||
Общение (воспитание общением, по В.А.Караковскому) | Показывает учащемуся степень соответствия выполняемых заданий, работы нормам, требованиям | Помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Выражает нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта. | |||
Педагогическое требование | При положительном эмоциональном отношении между участниками пед. процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам и содержанию обучения. | Стиль общения активизирует или блокирует творческую самодеятельность учащихся по всем направлениям деятельности. | |||
Поощрение и порицание | Стиль общения активизирует или блокирует учебно - познавательную деятельность учащихся | При положительном эмоциональном отношении между участниками пед. процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам воздействия на его поведение и легче воспринимает внушение и убеждение. |
4. Раскрыть содержание методов стимулирования и механизм их воздействия.
5. Пользуясь таблицей и библиотечным каталогом, подобрать рассказ, тему лекции и диспута (беседы), 2 книги, которые можно использовать в целях формирования нравственной культуры юного спортсмена вашей спортивной специализации.
Словесные методы | Механизм преимущественно обучающего воздействия | Механизм преимущественно воспитывающего воздействия |
(воспитание словом по В.А.Караковскому ) • рассказ • лекция • дискуссии (беседа, диспут и т.п.) • чтение литературы, разнообразные виды конспектирования | Содержание рассказа влияет на формирование картины мира. Содержание лекции влияет на формирование знаний и картины мира, развитие логического мышления. Уточняется и конкретизируется картина мира. Содержание изучаемой литературы влияет на формирование знаний и картины мира. | Учащийся идентифицирует себя с каким-либо героем рассказа и подражает ему. Формируемая картина мира влияет на поведение учащегося, ценностные ориентации. Удовлетворяется потребность учащихся в признании, в самоутверждении, выкристаллизовываются ценностные ориентации, формируются убеждения Формируемая картина мира влияет на поведение учащегося, ценностные ориентации |
6.Раскрыть содержание игрового и соревновательного методов и механизм их воздействия.
7. Что такое ситуационно-ролевые модули ценностей?
8. Привести примеры ситуаций нравственного выбора, присущих вашей спортивной специализации.
Литература
• Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед . институтов по спец. «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. 287 с.
• Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. 215 с.
• Мухина В. Плоть и дух//Развитие личности. 2000. №3. с. 65-94.
• Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение,1988. 497 с.
• Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений; под ред. С.А.Смирнова. М.: Издательский центр «Академия»,2003. 512с.
• Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
• Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
• Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.
9. Шумилова Е. А. Формирование системы ценностей молодёжи.//Реализация государственной молодежной политики: региональный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2006. С. 172.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004. 224 с.