Отучение от привязанности
Ребенок подрос – потребности одной ступени развития удовлетворены, и поэтому он готов к задачам следующей ступени. Главное в отучении – это постепенность , потому что отучение есть процесс, а не отдельное событие. В процессе постепенного отучения родители следят за тем, чтобы ребенок владел всеми навыками одной ступени, прежде чем начнет осваивать навыки следующей. Вспомните тесную связь с маленьким ребенком, достигаемую практическим усвоением основ ухода за ним: отклик на детский плач, кормление грудью, ношение младенца на руках. Это естественные воспитательные приемы, которые могут снизить уровень тревожности у ребенка на «ходунковой» ступени, позволяя тем самым маленькой личности успешнее справляться с задачами этой ступени. Ходунок, которого по-прежнему кормят грудью, какое-то время носят в шарфе-слинге, на потребности которого сразу же откликаются, продолжает пользоваться привязанностью, обеспечивающей его всем необходимым для постепенного обретения самостоятельности. Этот процесс нельзя форсировать.
Многие ходунки, которых я наблюдаю как практикующий врач, не похожи на ходунков, о которых мне доводилось читать. Наблюдаемые мною малыши, которых «не отлучали» и «не отучали» преждевременно, – положительные маленькие личности, а совсем не отрицательные, обычно изображаемые в детских книжках и журналах. За двадцать два года педиатрической практики у меня сложилось мнение, что самые послушные дети – это те, которых не отучали от привычного опыта прежде времени.
Но разве затянувшийся период привязанности не испортит ребенка? Испортит, если мать – собственница, если она держится за начинающего ходить ребенка из своего инстинкта привязанности, тем самым тормозя развитие ребенка. И однако же затянувшийся период привязанности не испортит ребенка, если мать отучается от привязанности шаг за шагом, с общего согласия между ними обоими. Вопреки распространенному представлению, будто затянувшаяся привязанность является помехой процессу обретения самостоятельности, мы отмечаем, что малыши, которых не торопили отказываться от привычек, свойственных ребенку, не отучали от привязанности прежде времени, в действительности становились самостоятельнее прочих. Выводы целого ряда исследований по вопросу привязанности соответствуют нашим наблюдениям.
Матери, рано рвущие тесную связь с детьми, надеются поскорее получить свободу. Да, получат, но и поплатятся. Рано отлучая ребенка от себя, вы утрачиваете ценный инструмент воспитания. Привязанность смягчает поведение ходунка. Мы считаем, что плохое поведение «ходункового» возраста, такое, как ярость и агрессивность, поведение, снисходительно аттестуемое как «норма для двухлеток», – в действительности есть поведенческая реакция на преждевременное разъединение. Общество расплачивается за скороспелую независимость личности. Раннее отнятие ребенка от груди, отлучение от заботящихся о нем и от родного дома – норма для западного общества. Но это же общество весьма озабочено поиском действенных методов воспитания. Здесь есть некая взаимосвязь, не так ли? Наилучший способ воспитания соответственно возрасту – это предоставить ребенку возможность отделиться от матери (родителей), наихудший же – когда мать (родители) форсирует разрыв связи с ребенком.
Отлучайтесь от ребенка «правильно». У нашего полуторагодовалого внука Эндрю очень воспитанные родители. Боб и Черил всегда предупреждают малыша, если намерены «исчезнуть» – уйти в соседнюю комнату. Поскольку Эндрю очень остро реагирует на разрыв связи, он с раннего возраста приучил родителей к такой тактике. Чрезвычайное значение имеют при этом фразы: «До свидания!.. Пока!.. Папа собирается поработать». Эндрю может вынести даже отлучку матери, потому что ему никогда не устраивали неприятных сюрпризов. Не забывайте о ребенке, когда собираетесь отлучиться, – доступно поясните ему о вашем уходе. Ребенок будет доверять родителям, если они ставят его в известность о своих намерениях.
Будьте помощником ребенку. Дети естественным образом станут самостоятельными. Ваша задача не в том, чтобы сделать их самостоятельными, но, скорее, – в обеспечении безопасной окружающей среды, которая позволит им стать самостоятельными. Когда ваш ребенок стремится к самостоятельности, которая была бы ему «по плечу», вы делаетесь помощником ребенку. Ваша маленькая «динамо-машина» будет эмоционально подзаряжаться от вас. То ребенок следует за вами тенью, то умчался от вас. Какую меру обособления он способен вынести, как измерить то расстояние от вас, на которое он отважился? И ту близость с вами, без которой ему не обойтись?.. Ребенку необходимо оставаться связанным с вами, пусть он и наращивает дистанцию, разделяющую вас. Лучше всего ведут себя те ходунки, которые нашли равновесие между потребностью в привязанности и потребностью изучать мир, между безопасностью и новизной. Ваша задача помощника – способствовать тому, чтобы ребенок обрел это равновесие. Именно о таком партнерстве идет речь.
Замещающее звуковое общение. Если ваш ходунок, играющий в соседней комнате, вне поля вашего зрения, вдруг начинает выражать недовольство, вместо того чтобы бросить свои дела и кинуться к нему на помощь, крикните: «Мама идет!» Находясь под душем, не прекращайте разговор с ребенком, стоящим за дверью, и тогда он не будет заходиться плачем из-за того, что его бросили одного.
Смените передачу, если механизм разъединения «барахлит». Иногда младенец, которого можно было легко оставить, делается ходунком, остро реагирующим на разлуку. Если малыш плохо переносит ваше отсутствие, поищите способы занять и себя, не покидая ребенка. Возможно, ваша потребность в чем-то, предполагающая расставание с ребенком, – надуманная, и на самом деле вам надо воспитывать себя, воспитывая ребенка.
Побеспокойтесь о «дистанционной» поддержке. Изучающие мир ходунки имеют обыкновение застревать там, где опасно. Защитный родительский инстинкт толкает нас к ребенку – скорее увести его подальше от несчастья!.. Но порой бывает полезно поддержать юного игрока с «трибуны» и дать ему возможность самому выбраться из сложного положения. Когда на бумагу ложились эти строки, я урывками наблюдал, как двухлетняя Лорен пыталась спустить по коротенькой лестнице игрушечную коляску. На середине лестницы коляска «затормозила», и Лорен начала выражать недовольство. Вместо того чтобы метнуться к девчушке на помощь, я ободрил ее возгласом: «Лорен сама справится!» Этого оказалось достаточно, для того чтобы она спустила свою коляску по оставшимся ступенькам. Побуждая ходунков самостоятельно справиться с их задачей, вы поможете им выработать уверенность в себе.
Не пропустите признаков стресса, вызванного разъединением. Порой ходункам необходимо вновь прильнуть к вам, причем одни малыши нуждаются в этом больше других. В те дни, когда ваш обычно бесстрашный исследователь неведомого слишком жмется к вам, удовлетворите его потребность в эмоциональной подпитке, но попробуйте выяснить, в чем причина такого поведения. Не заболел ли ребенок? Может быть, вы чересчур были заняты в последнее время и не уделяли ему внимание? Или дистанция, на которую за последнее время отстранился от вас ребенок, непомерно велика для него? Подпитайте его «привязанностью», оставайтесь с ним вместе, и вскоре он вновь умчится от вас.
Время, проведенное «просто так». Не упускайте случая просто побыть рядом с вашим ходунком: в то или иное время дня посадите его на колени, поговорите с ним, если ему хочется. Вот что сообщает Марта: «Первым делом по утрам наша Лорен жаждет именно этого – особенно если девочка спала в своей кроватке или же если я встала раньше ее и мы пропустили обычные после пробуждения «нежности» в моей кровати. Я остаюсь с ней столько, сколько она пожелает, и она «заряжается» на внушительный период самостоятельной активности. Я не всегда могу подолгу сидеть с ней сложа руки, но все-таки неизменно бываю довольна, что не отказалась от этих минут».
Побуждайте ребятишек общаться с другими взрослыми. Дедушки и бабушки, друзья дома, приходящая няня, которую вы регулярно приглашаете, – все они могут научить вашего подросшего ходунка в случае необходимости находить замену родителям. Пусть в период отдаления ребенка от вас в его жизнь войдут другие дружественные взрослые «фигуры», и тогда ребенок поймет, что найдет помощь у других людей, помимо вас.
Помните, что поведение детей становится особенно неуправляемым в периоды смены одной ступени развития другой ступенью. Облегчая ребенку переходный период, вы уменьшаете груз, наваливающийся на родителей в такое время.
От двух до трех
«Чудовищные двухлетки» – не только чудовищное определение, но и не отражающее истины. Пусть они и требуют от вас напряжения всех сил, дети в два (и в три!) года – это также чудо-дети. С ними происходит грандиозное превращение – в сфере языка. Ходунок уже очень неплохо понимает речь: он понимает практически все, что вы говорите. И понять ребенка в два года тоже намного проще: он учится успешно выражать свои мысли. Такое двустороннее речевое общение явно облегчает дело воспитания. Речь позволяет двухлетнему ребенку пользоваться этим «достоянием» взрослых к своей выгоде и приучает ребенка чувствовать себя «большим». Конечно же, у ребенка будут и огорчения, когда он в свои два года не сумеет полностью выразить себя или же обнаружит, что не все его желания исполнимы.
Нахождение своего места в семье. Двухлеток начинает осознавать расстановку сил в семье. Эта маленькая личность уже способна оценить пределы власти: ребенок уже понимает, какие требования можно выставлять маме, папе, братьям, сестрам и всем знакомым лицам, проявляющим заботу о нем. Он уже лучше ориентируется в домашней обстановке и может подчинить себе ход событий в доме. Ребенок уже обследовал все углы и щели, провел рекогносцировку каждой комнаты. Он считает себя властителем территории. Единовластным властителем. Старшим братьям и сестрам он уже кажется диктатором. И еще бы! «Моя мама!» – заявляет он (то есть не ваша). Недавно Лорен, которой два с половиной, «суммировала» сказанное: заметив цветы в руках у старшей сестры, подаренные той ее бойфрендом, девчушка выпалила: «Ой, Брэндон, это ведь мне ?»
Заблаговременное извещение. Двухлетки еще плохо справляются с переменами. И настолько поглощены своими делами, что едва ли будут считаться с вашими. Три часа – пора расстаться с друзьями, но ваша дочурка не захочет бросить игру. Уважайте эту присущую ее ступени развития увлеченность занятием и заранее извещайте ребенка о времени ухода.
Ассоциативные модели. Дети двух и трех лет обожают заведенный порядок и режим. Потребность в организованности, присущая этой возрастной ступени, делает ненавистными для детей перемены, которые, на взгляд взрослых, совершенно пустячны. Если вы проникнете в ум растущего ребенка и посмотрите, как он работает, вы поймете этот присущий его возрасту способ мышления. В первые годы жизни ребенок накапливает в уме тысячи ассоциативных моделей. Эти модели помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире, и некоторые дети противятся любым отклонениям от усвоенных ими правил. Например, когда Маттью было три, бутерброд в его представлении выглядел только так: желе – наверху, ореховая паста – внизу. Ребенок привык к этому, это отпечаталось у него в мозгу. Если мы по забывчивости намазывали пасту поверх желе, мальчик яростно протестовал. Нет, дело было не в упрямстве и не в догматизме – просто такой бутерброд был «неправильный».
Порядок в доме. Вероятно, это не всегда очевидно, но дети двух и трех лет ведут себя лучше, если в доме порядок. Хаос в доме провоцирует хаос в действиях. Маленькие дети, у которых нервная система только формируется, нуждаются в организованности. Наваленная кучей одежда, груда игрушек – это пробуждает в ребенке неудержимое желание разбрасывать предметы по комнате. Попробуйте заменить ящики для игрушек полками. Низко прибитые полки, где на одном квадратном футе помещаются одна-две любимые игрушки, вносят больше «организованности» в окружающую среду, чем гора игрушек в большом ящике. И ребенку, когда он стоит у полки, намного легче выбрать, чем ему играть. Слишком много сваленных грудой игрушек приводят ребенка в замешательство и внушают ему мысль, что нет необходимости относиться к игрушкам бережно. Прекрасный способ поддерживать у ребенка интерес к какой-то игрушке – на время убирать ее, а потом возвращать на полку вновь.
Вы будете стимулировать у ребенка чувство ответственности, если вдобавок к упорядоченной окружающей среде у ребенка появится определенное место для его вещей. Покажите ребенку, как пользоваться расположенными на уровне глаз пластмассовыми вешалками-крючками для одежды, отведите уголок для его обуви. Сильнейшее огорчение дня для матери – невозможность найти ботинки ребенка, а еще хуже, если вы обнаружите только один ботинок, когда уже давно пора выйти из дому. Научите ребенка всегда ставить оба ботиночка рядом, так, чтобы можно было легко найти обувь на «ее месте». Дети будут и в дальнейшем настолько неопрятными, насколько мы допустим это, и настолько аккуратными, насколько мы поможем им в этом. Жизнь в беспорядке нервирует детей на той ступени их развития, когда они стараются во всем найти для себя порядок.
Дети трех лет уже настолько умственно развиты, что могут пойти туда, куда вы им укажете, и помнят знакомые места. А также способны запомнить, где и что находится в доме, где место каждой игрушки. Учитывайте этот продвинутый умственный уровень ребенка и показывайте ребенку, что осознаете, как он подрос: вместо того, чтобы сказать: «Поставь книгу на полку» – скажите: «Пожалуйста, верни свою книгу на ее место».
Руководитель общественного «назначения». Задача, стоящая перед вашим ребенком на этом возрастном этапе, – приобрести общественные навыки: научиться совместной игре, считаясь с потребностями и чувствами других. Ваша же задача как воспитателя – позаботиться об условиях, которые позволяли бы ребенку развивать общественные навыки. Эта задача предполагает, что вы выберете подходящих ребенку товарищей по игре, будете улаживать ссоры детей и, в случае необходимости, поищите для ребенка детский сад или другое дошкольное учреждение, где ему было бы хорошо. Когда ребенок отдаляется от вас как первого товарища по играм, но играет уже не в одиночку, а в группе сверстников – это плюс не без своих минусов. Положительная сторона этого этапа в том, что ребенок развивается и приобретает нужные навыки в среде ровесников. Отрицательная сторона в том, что он может набраться дурных привычек. Ваше наиважнейшее дело воспитателя – позаботиться о наиболее благоприятной среде для социального развития вашего двух-трехлетнего ребенка.
Привитие воспитанности. Дети двух-трех лет уже могут обучаться приличным манерам. Важно разбираться в том, насколько ваш ребенок развит в умственном и эмоциональном отношении, и тогда вы поймете, какая мера воспитанности ему по плечу в его возрасте. Настоящая вежливость и умение делиться приходят вместе со способностью понять, как мыслят другие люди, и умением оценить чужую точку зрения. Такой уровень понимания редко бывает доступен детям в возрасте до пяти лет. Кроме того, дети до пяти мыслят конкретно и не способны обобщать. Вы можете научить вашу дочурку благодарить бабушку, когда та дает ей печенье. Однако девочка, вероятно, будет без подсказки благодарить только бабушку, но не вас, когда будет получать от вас печенье. К пяти годам ребенок научится обобщать и поймет, что сказать «спасибо» следует всякий раз, когда кто-то дает ему что-нибудь. Тем не менее полезно прививать ребенку привычку к вежливости, когда его ум лишь начинает развиваться, пусть даже ребенок будет вежливым, главным образом, ради того, чтобы заслужить одобрение родителей и получить желаемое. Ребенку проще уяснить себе значение приличий, если они уже закрепились у него в поведении, вошли в привычку.
Дети обучаются вежливости на вашем примере – на том, насколько вы вежливы с ними. Лорен в свои два с половиной года усвоила, что если она прибавляет к просьбе слово «пожалуйста» («псяста» – на ее языке), то оно обеспечивает ей очень благожелательный и обычно положительный отклик. Двухлетки быстро разбираются в магии общения и заучивают магические формулы, делающие их жизнь приятнее. Требуйте от малышей вежливости по отношению ко взрослым и к другим детям, показывайте в этом пример, однако не забывайте, что способность двухлеток ко взаимодействию с другими еще ограничена. (См. раздел «Совместное пользование» на стр. 361.)
«Я сам». Да, ваш ребенок может что-то сделать и сам… ну, при незначительной дружеской поддержке. Приготовьтесь к тому, что это нормальная демонстративная самостоятельность ярко проявится у ребенка между двумя и тремя годами. Воспользуйтесь возникающей возможностью развить у ребенка чувство ответственности и способность самопомощи. Когда вы можете себе это позволить, не жалейте времени и дайте малышу наконец самому надеть на свою ножку ботиночек. И тогда в случае спешки вы можете без всяких угрызений совести деловито сказать: «Не в этот раз. Мама торопится».
Вот что говорит Марта: «Помню, как Лорен в два с половиной, видя, что ее брат, которому четыре с половиной, вскочил с сиденья и самостоятельно выбрался из машины, тоже решила, что обойдется без моей помощи, – раз ремень безопасности уже отстегнут. Она вознамерилась сменить заведенный порядок, однако не предупредила меня заранее. Я потянулась к ней, но она сжалась и громко запротестовала против того, чтобы я вытащила ее из машины: «Нет… сама!» Инстинктивно я поняла, что непослушание здесь ни при чем. Это было первое проявление самостоятельности у нее. Я бы гораздо быстрее высадила детей из машины, подхватив, как обычно, девчушку, но я запаслась терпением и призвала чувство юмора: я наблюдала, как ребенок впервые пытается быть «большим». Вновь ходунок преподал мне урок: помедли и наблюдай».
Воспитание упрощается
С трехлетними детьми жить уже легче. У трехлетнего ребенка языковые навыки уже настолько усовершенствовались, что двустороннее речевое общение превращается в настоящий разговор. Теперь перед вами уже несколько остепенившаяся личность, потратившая целый год на «изучение» языка. Трехлетнего ребенка можно брать с собой, отправляясь за покупками, и вы уже не пожалеете о своем решении.
Интернализация. «Я постоянно твержу моему полуторагодовалому ребенку, что кошку нельзя тянуть за хвост». Знакомая ситуация? Матери только и делают, что повторяют свои наставления ходункам, но все зря. Многие ваши наставления не оседают в уме ребенка, но не потому что ребенок не хочет слушать вас, а потому что у большинства детей до двух лет еще не развита способность запоминать ваши прежние указания и обдумывать ваши слова. Вам действительно надо повторять и повторять одно и то же – это путь обучения маленького ребенка. Но однажды вы осознаете, что уже целую неделю не говорили ему про кошкин хвост! Между двумя и тремя годами у детей начинается этап интернализации , или усвоения того, что вы им говорите. Дети больше обращают внимания на ваши наставления и накапливают их в своем «блоке памяти» в качестве составной своей «операционной программы». Если вы говорите «Никакой прогулки!» полуторагодовалому ребенку, он, возможно, будет вести себя так, будто никогда раньше не слышал этих слов. Если вы скажете то же трехлетнему ребенку, он, похоже, мысленно оценит сказанное и отметит про себя, что помнит значение ваших слов. Способность ребенка усваивать указания, принимать их в качестве своих ориентиров упрощает дело воспитания.
Разделенные чувства. Трехлетний ребенок уже не столь эгоцентричен и сознает, что вокруг есть другие люди, такие же «важные», как и он сам. Эта развивающаяся чуткость может быть как полезной воспитателю, так может и усложнять его задачи. Там, где двухлеток отмечает чувства родителей, трехлетний ребенок окунается в поток чувств. В дневнике развития Маттью описан такой эпизод. Марта попросила трехлетнего Матта собрать его деревянные кубики, это было ежедневным делом наших детей. Матт увильнул, а потом стал хитростью вынуждать старшую сестру сделать это за него. Марта в тот момент была раздражена и поэтому раскричалась: почему же он огорчает ее своим непослушанием! Затем Марта поняла, что надо дать Матту время подумать над своим поведением. Она сдерживалась несколько минут, а Маттью между тем энергично взялся за дело. Подбирая кубики, он обратился к Марте: «Ты еще любишь меня?» Марта заверила его в этом: «Даже когда ты плачешь, капризничаешь и не слушаешься, я люблю тебя». Матт настаивал: «Любишь, да?» Марта ответила: «Да, люблю, но мне не нравится то, что ты не слушаешь меня и не помогаешь мне. А нравится, когда ты поступаешь правильно». Закончив с уборкой кубиков, Маттью подошел к Марте, обнял ее и произнес: «Мамочка, прости». Марта тоже обняла его и сказала: «А ты прости меня за то, что я накричала на тебя!» Минуту-другую спустя Маттью спросил: «Я не огорчаю тебя?» Вот какую глубину чувств могут обнаруживать дети в возрасте трех-четырех лет. Дети действительно стремятся доставить вам радость. Ваша жизнь с детьми станет намного легче, если вы будете предоставлять им возможность радовать вас.
Трехлетний ребенок уже более доволен собой. И начинает собой гордиться. Однажды вечером наш трехлетний Маттью объявил: «Это я один зажег елочку». Мы выразили свое восхищение дружным «Ах!». А он добавил: «Я же такой хороший!»
Домашняя конституция. О трехлетних детях часто говорят: «Подарок судьбы» – прежде всего потому, что дети трех лет послушны. Вечное «нет» двухлеток меняется на «да» и «ладно» у трехлетних детей. «Хорошо, мамочка» – эта фраза теперь легко дается детям. Пусть споры и случаются, но теперь вы можете вздохнуть свободнее, зная, что трехлетний ребенок охотнее откликнется на ваши слова и не будет возражать, как в два года. Если двухлетний ребенок считает, что нет дел важнее тех, которыми занят он, то трехлетний учитывает потребности других. Теперь вы можете ожидать, что ребенок подойдет, когда вы позовете его, уберет игрушки (почти всегда), когда вы попросите его, и будет вообще стараться радовать вас, хотя эти превращения не произойдут по мановению волшебной палочки.
Трехлетний ребенок понимает, каковы правила в доме, и знает о последствиях их нарушения; он начинает усваивать родительские ценности. Вы можете постепенно все подробнее и подробнее объяснять ребенку, чего вы ждете от него, – руководствуйтесь здесь уровнем умственного развития ребенка. Если за поступками двухлетки все еще кроется ассоциативная связь, проводимая им между действием и последствиями («меня поставят в угол»), то ребенок трех лет уже может понять, почему нельзя выезжать на велосипеде на улицу. Трехлетние дети уже начинают думать, прежде чем делать что-то; впрочем, не особенно полагайтесь на них. Да, они думают о последствиях своих действий, но еще не способны оценить, правильным или неправильным будет их действие; просто они помнят, как вы говорили: выедешь на велосипеде на улицу – и он впредь будет под замком в гараже. Воспитание ребенка в этом возрасте – это, скорее, приучить его поступать неким образом в силу условного рефлекса , нежели обучить ребенка выносить моральное суждение. (Представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», развивается у ребенка примерно в шесть-семь лет.) Родителям не всегда ясно, насколько хорошо ребенок понимает их. Следуйте проверенному практикой правилу применительно к любому возрасту: оцените степень понятливости ребенка – но не обольщайтесь слишком. Вышедший из-под контроля трехлетний ребенок может воспринимать вмешательство матери как пребывание в «тихом уголке» с целью восстановления контролируемого поведения.
Выбор без границ. Трехлетних детей чрезвычайно стимулирует возможность выбора. Участие в процедуре выбора внушает им чувство собственной значимости, и тогда дети скорее будут взаимодействовать с вами. Привлекайте к процедуре вашего выбора трехлетнего ребенка. («Какое платье маме надеть – голубое или красное?») Детям с сильным характером необходим выбор. (Все предлагаемые вами варианты, конечно же, должны устраивать вас – не забудьте про этот момент!) Большинство детишек наилучшим образом справляются в ситуации выбора «одно из двух»; более широкая возможность выбора чрезмерна для них. Не настраивайтесь на то, что вы всегда должны быть психологически на высоте. В некоторых случаях следует проявить власть и дать ребенку однозначные указания.
Яркое воображение. Это ступень, когда дети большую часть времени поглощены игрой «понарошку». Ради забавы они придумывают всевозможные сценарии. Способность жить в воображаемом мире облегчает детям процесс познания реального мира. Дети только и заняты тем, что примеряют на себя всякие роли – разных животных, мамы и папы, доктора и больного, шофера, учителя, принцессы. Принимайте участие в таких придуманных вашим ребенком играх. («Кто придет к тебе на чаепитие?») Игра «понарошку», которой поглощен ваш ребенок, – замечательная возможность заглянуть в его детский ум.
Старайтесь использовать воображение ребенка, с тем чтобы добиться взаимодействия с ним. Вот история о том, как одна мать научила своего трехлетнего сына чистить зубы. «На зубной щетке Брэндона – маленькая картинка, изображающая Оскара Ворчуна, поэтому я стала говорить с ребенком от имени Оскара Ворчуна: «А нет ли какого-нибудь «мусора» у тебя в зубах? Ну-ка дай мне посмотреть». Мальчик сразу же открывает рот, чтобы Оскар забрался туда, взглянул на его зубы и уничтожил все остатки пищи. Потом мы с мальчиком говорим о том, что у нас чистые зубы и что мы не хотим, чтобы в зубах оставался «мусор». Чистить зубы Брэндон научился без проблем, потому что я помогла ему в этом».
Ум дошкольника полон фантазий. Для трехлетних детей Большая птица и Барни (персонажи телепередачи «Улица Сезам») реальны. Детям не приходит в голову отделять реальность от выдумки: они сидят не шелохнувшись и наслаждаются зрелищем. Родители, считающие, что их долг воспитателей – освободить доверчивый ум ребенка от выдумок, остановитесь! Всему свое время. Дайте ребенку насладиться его фантазиями, а когда его мышление станет более зрелым, он поймет, что это придуманные персонажи. Не надо подгонять окружающую ребенка среду под выдумку – так, как это делают некоторые родители, с тем чтобы ребенок верил в Санта-Клауса или Пасхального Кролика. Цените такие игры по их достоинству – как веселую сказку. Санта Клаус – в лучшем случае веселая, добродушная фигура, вовсе не призванная наказывать. Все любят фантазировать, даже для взрослых это занятие целительно. О том, полезны или вредны фантазии ребенку, вы можете судить по его поведению. То же воображение, что творит фантазии, порождает и страхи. Мы позаботились, чтобы наши дети знали, что подарки на Рождество они получают от мамы с папой. Нам всегда претила мысль внушать детям, что Санта-Клаус следит за тем, хорошо ли они себя ведут. И мы особенно строги в отношении мультфильмов, которые смотрят наши дети. (См. раздел «Как помочь ребенку справиться со страхами».)